Фёдоров Евгений Александрович


ФЁДОРОВ Евгений Александрович (псевд. Антон Марута, Валентин Плугов, Ев. Ф., землеустроитель А. Марута, З. Федоров, Олег Ручьев, Парткор Е. Ф.) [27(15).1.1897, с. Видзы Ковенской губ., ныне Браславский р-н Витебской обл. - 2.4.1961, Л-д] - прозаик.

Родился в семье крестьянина-бедняка. Большую часть детства провел на Южном Урале в ст. Магнитной. В 1912 приехал в Пг., работал в типографии - переписчи­ком, чертежником, нивелировщиком, коррек­тором. Среднее образование получил прак­тически экстерном, т.к. одновременно был вынужден зарабатывать на жизнь.

В Первую Мировую войну несколько ме­сяцев был на фронте, затем получил назна­чение в Военно-топографич. училище и окончил его. Воен. карьера как таковая не привлекала Ф., хотя воевать впоследст­вии ему приходилось не раз. В 1917 он окончил более близкое ему по духу Земле­мерное училище в Пскове. Но уже в 1918 он снова на фронте, на этот раз - в Красной Армии, сражается с армиями Колчака, ко­мандуя эскадроном им. Ст. Разина в знаме­нитой Чапаевской дивизии. К этому времени Ф. уже успел прийти в лит-ру: в 1916–17 на­печ. неск. стих. и рассказов в газ. «Приишимье», ж. «Наборщик и печатный мир» и, наконец, в ж. «Пламя», где его рас­сказы были опубл. уже после рево­люции.

Во время Гражданской войны Ф. был тя­жело контужен и вскоре демобилизован, по­сле чего ряд лет проработал в землеустрои­тельных организациях Белоруссии, Крыма, затем на Урале, которому суждено было оп­ределить мн. лит. интересы писателя. В 1931 Ф. экстерном сдал экзамен на звание инже­нера и ряд лет находился на руководящей партийной и хозяйственной работе (Горьковская обл., Ростов-на-Дону, Л-д). В 1930-е после окончания Ин-та красной профессуры Ф. работал ученым секретарем Ин-та экономики АН СССР.

Систематическая лит. работа Ф. начина­ется после Гражданской войны: в 1921 он печ. рассказ « Байтес », в 1924 - « В ти­хом углу », во втор. пол. 1920-х - ряд рассказов о жизни русской деревни до и после революции в ж. «Крестьянка». В 1936 выходят перв. кн. рассказов Ф. « Вороная кобыла » и « Соломонея », по­являются перв. положительные отзывы о пи­сателе, в частности, о его способностях сати­рика и юмориста. Именно к этому времени определяется осн. тематика тв-ва Ф. - история Урала и Сибири, жизнь рабоче­го люда в этих местах как в далеком про­шлом, так и в нач. XX в., события самой ре­волюции и Гражданской войны. К перв. группе произведений относятся ист. повести « Черепановы», «Кыштымский зверь», «Повесть о злоключениях первого русского золотоискателя » (втор. назв. - « Находка Ерофея Маркова. Рассказ о первом русском золотоиска­теле »), сатирическая повесть « Шадринский гусь » (втор. назв. - « Шадринский гусь, или Повесть о Шадринскомписаришке Епишке »). Воспоминания о детстве, проведенном на Урале, вошли в по­весть « У горы Магнитной » (втор. назв. - « Детство в Магнитке »). Разбросан­ные по различным периодич. изд. повести эти, в основном написанные с кон. 1930-х по нач. 1950-х, впервые были со­браны вместе в двухтомнике изб. произв. (1958).

В годы Великой Отеч. войны Ф. принимал участие в обороне Л-да, был в партизанском отряде, активно работал как воен. журналист и писатель. В это время им опубл. в перио­дике воен. лет, а также отд. брошюрами очерки и рассказы « Двуногие звери», «Что несут фашисты советскому крес­тьянству » (оба - 1941), « Рассказы о Ки­рове», «Клянусь тебе, Родина!», «По­руганная отчизна » (все - 1942), « В тылу врага. Рассказы » (1943), « Тайна булата » (1943) и мн. др.

Незадолго до нач. Великой Отеч. войны Ф. впервые обратился к созда­нию крупных произведений. В 1939 была на­печ. 1-я ред. его перв. романа « Гор­ная дорога » (в 1959 появится расширен­ное и дополненное изд. романа под назв. « Вдоль голубых уральских гор ») - произведение историко-рев. жанра о боевых действиях партизанского со­единения под командованием В. Блюхера в 1918. В 1940 появился первый крупный ист. роман Ф. « Демидовы », став­ший началом трилогии « Каменный пояс »: в 1947–48 к «Демидовым» добавилась втор. кн. « Наследники », а в 1953 - третий роман - « Хозяин каменных гор ». Трилогия целиком изд. в 1955 и ста­ла наиболее изв. произведением Ф. В общей сложности Ф. работал над «Ка­менным поясом» около 15 лет. Наиболее удачной оказалась, по мнению критиков, перв. часть трилогии, где автору удалось показать и привлекательные черты «первонакопителей» - б. тульских кузнецов Де­мидовых - их мастерский труд, организатор­ские способности и т.д., и одновременно их невероятную жестокость по отношению к ра­бочему люду, к тем, кто создавал их баснословные богатства. Ставший заводчиком Ни­кита Демидов делает лучшее и более деше­вое, чем иноземные мастера, вооружение для армии, за что Петр I жалует его грамотой на владение уральскими землями. Но хозяин в погоне за все большими прибылями обма­нывает царя, спаивает и закабаляет народ. В отца пошел и сын Акинфий - он убивает человека, открывшего богатое месторожде­ние руды, чтобы ничем не делиться с ним. От­крыв серебряные залежи, Демидов, обманы­вая государство, втайне сам организует че­канку денег. Узнав же о приезде ревизора, хозяин приказывает открыть шлюзы и зато­пить подвалы, где работали денежные масте­ра - это одна из самых сильных сцен в рома­не. В нем неоднократно рисуются картины произвола, жестоких наказаний и пыток, ка­торжных условий труда и быта рабочих. Кри­тика как 1940-х, так и 1960-х предъявляла Ф. серьезные упреки в отношении худож. ка­чества книг.

В 1954 появилась книга Ф. « Большая судьба » - роман о русском метал­лурге, создателе русского булата П. Амо­сове, а в 1955 - последнее крупное произ­ведение Ф., двухтомный роман « Ермак ».

На протяжении жизни Ф. писал публиц. ст. о важнейших проблемах народного хозяйства, кот. продолжали волновать его, бывшего сотруд­ника Ин-та экономики: о насущных задачах освоения Вишерского края, о делах Магнито­горского металлургического комбината, о перв. памятнике, поставленном декабри­стам в Кургане, и т.д. Его перу принадлежит и ряд статей по проблемам лит-ры и искусст­ва, рец. на произведения В. Шишкова, С. Сергеева-Ценского, О. Форш, Л. Раковского и др. Произведения же самого Ф. про­должали вызывать не только доброжелатель­ное отношение, но и достаточно резкие кри­тические замечания. Критика «приветство­вала» желание художника воплотить пафос созидания и открытия новых земель, углуб­ленный интерес к истокам русского патрио­тизма, стремление к опоре на лучшие лит. и фольклорные традиции в духе традиц. требований к лит-ре того времени. Но вместе с тем отмечала и фактические не­точности в произведениях Ф., худож. просче­ты: недостаточную образность повествова­ния, обилие необязательных эпизодов, схе­матизм в обрисовке ряда характеров. Существенными были упреки в чрезмерно вольном обращении с фактами, как относя­щимися к далекому прошлому, так и к исто­рико-революционным годам. «Смесь правды с небылицами» - озаглавлена одна из рец. на роман «Ермак» (Дон. 1957. № 6). Серьезные претензии предъявлялись Ф. по поводу изображения реальных ист. лиц, кот. были достаточно хорошо изв. Так, Петра I Ф. изображал (в отли­чие и от А. С. Пушкина, и от А. Толстого) только с сугубо положительной стороны. У него Петр I спокоен, рассудителен, чуток и т.д. Даже Ан­на Иоанновна (в отличие от романа И. Ла­жечникова «Ледяной дом», 1835) у Ф. была представлена в светлых и даже ласковых то­нах (Ю. Андреев). Что же касается романа «Вдоль голубых уральских гор» (как об этом писал бывший начальник оператив­ной части партизанского отряда, о кот. идет речь в романе), то здесь Ф. в погоне за эффектами произвольно менял би­ографии реальных действующих лиц, пере­ставлял эпизоды, места и даты сражений и т.д., хотя по этому поводу существует доста­точно большое кол-во архивных мат-лов (М. Голубых). Пи­сатель неоднократно нарушал строгие зако­ны ист. жанра, чем объясняются на­званные недостатки его произведений.

Соч.: Избр. Т. 1, 2. Л., 1958; Фронтовые рас­сказы. Л., 1942; В тылу врага. Рассказы. Л., 1943; Боль­шая судьба: Роман о великом русском металлурге. Л., 1953. Каменный пояс: Трилогия. Л., 1955; Вдоль голубых уральских гор. Свердловск, 1959; Золотые руки. Расска­зы о русских умельцах. Л., 1962; Мои помощники в ист. разысканиях (из воспоминаний писателя о создании ист. романов) // Сибирские огни. 1962. № 7; Ермак. Новосибирск, 1966.

Лит.: Вальбе Б. Создатель русского булата // Звез­да. 1955. № 3. Лурье С., Ильина Н. В мире чудес // Но­вый мир. 1956. № 8; Абрамович А. Ист. ро­маны Евгения Федорова // Сибирские огни. 1958. № 5; Кузнецов Г. В огне Гражданской // Нева. 1960. № 2; Голубых М. Ист. недостоверность ист. романа // Урал. 1960. № 3; Янко М. Е. А. Федоров // Лит. Зауралье. Курган, 1960; Пет­ров С. История русского сов. романа. М., 1961; Андреев Ю. Русский сов. ист. роман в 20–30-е гг. М.-Л., 1962; Раковский Л. Певец Урала // Нева. 1963. № 1; Дашевский В. Ураль­ская тема в тв-ве Е. Федорова. Курган, 1964; Ис­тория русского сов. романа. М.-Л., 1965. Т. 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.

К. Бикбулатова

  • Фёдоров Евгений Александрович