Флоренская Ольга Александровна
ФЛОРЕ́НСКАЯ Ольга Александровна [19.2.1890, Тифлис - 2.10.1914, Тифлис] - художник-миниатюрист, скульптор, поэт.
Отец ― Александр Иванович Флоренский (1850–1908), чиновник Кавказского округа путей сообщения, мать ― Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) (1859–1951), дочь богатого тифлисского купца. Третья сестра философа Павла Александровича Флоренского (1888–1938).
В России рубежа веков было принято давать детям «домашнее имя». Девочка рано научилась читать и писать, часто склонялась над листочком бумаги. «Валя, настоящая Валя», - говорили о ней старшие, вспоминая учительницу детей Флоренских, вечно погруженную в книги и тетрадки. В переписке с П.Флоренским сестра Ольга везде - Валя. С детства любила рисовать, особенно цветы.
Училась в М. в Строгановском училище и Школе живописи, в СПб. - у скульптора Л. В. Шервуда, в Школе ваяния и живописи - в Тифлисе. Больше др. художников ее привлекал М. В. Нестеров. В акварелях Ф. чувствуется его влияние. Свою сестру Ольгу Павел Флоренский отмечал как одного из немногих художников того времени, работавших в жанре миниатюры, собирался издать ее стихи и рисунки.
В 1907 брат Павел Флоренский приехал на летние каникулы в Тифлис навестить родных вместе со своим однокурсником и задушевным другом Сергеем Троицким. Летом 1909 Сергей и Ольга обвенчались в Кукийской Александро-Невской церкви Тифлиса.
С 1907 состояла в переписке с Д. И. Мережковским и З. М. Гиппиус. Осенью 1907 в Париж на имя Мережковского пришло письмо от юной гимназистки из Тифлиса. Мережковский собирался было отложить письмо, но, пробежав глазами несколько строк, не смог оторваться. Он ответил своей корреспондентке, попросил рассказать о себе. Между ними завязалась переписка. Эпистолярный диалог с Ф. стал потребностью души Мережковского, постоянной тягой к общению. Через год они встретились впервые, потом часто встречались в СПб., в М., на летних дачах четы Мережковских. Ф. полюбили Зинаида Гиппиус и ее сестры, Дмитрий Философов, их друзья. В тот период Ольга рисовала, была начинающей поэтессой, пробовала писать роман. Для Мережковского его «серебряная влюбленность» в Ольгу - «нечаянная радость, неземная тайна земли, воспоминание души о том, что было с ней до рождения», чувство, кот. пережило все фазы его символистского культа. Начавшись как предчувствие, ожидание, загадка, оно сменилось на жгучую ревность, чтобы уступить место лунной дружбе и, наконец, отеческой, братской любви-сочувствию, любви-заботе.
В 1913 Ф. переехала в Пг. к Мережковским и поселилась в их новой квартире на Сергиевской ул. Как признавались Мережковские, в их отношении к «тихой и светлой» «девушке-женщине» Ольге - она была нужна им больше, чем они ей. Однако Ольга так и не стала «нашей», и Мережковский возвратил Ольге посланный ею в порыве юношеской признательности за любовь и дружбу нательный крестик, что могло означать причастность к «их» церкви. Между тем Ольга так и осталась одним из самых дорогих людей для мятежной и блистательной четы Мережковских, «близкой-далекой», как называла ее в своих воспоминаниях З. Гиппиус. Весной 1914 Ольга вернулась в Тифлис.
В эмиграции З. Гиппиус собиралась писать об Ольге и их дружбе очерк. Однако замысел не реализовался.