Фофанов Константин Михайлович


ФÓФАНОВ Константин Михайлович [18(30).5.1862, СПб. - 17(30).5.1911, СПб., похоронен на Новодевичьем кладб.] - поэт.

Родился в небогатой купеческой (б. крестьянской) семье, в кот. было 10 детей. Начал учиться с шести лет в «первоначальной школе»; впоследствии посещал дешёвые частные пансионы Эме и Кестнера, городское училище СПб. Однако учёбу не закончил (дошел до 4-го класса) из-за разорения отца. Недостаток образования восполнял чтением журналов и книг, подчас беспорядочным. Любил и знал наизусть поэзию А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Кольцова.

Стихи начал писать с 6 лет, однако не находил сочувствия в семье. Его первые стихи появились в печ. в 1881 - стих. « Из библейских мотивов ». Публиковался в иллюстрированных еженедельниках и в газ. А. С. Суворина «Новое время». В 1887 Суворин выпустил перв. сб. Ф. - « Стихотворения », кот. был замечен читателями и критиками (выдвигался на соискание Пушкинской премии). В сер. 1880-х поэт уже был хорошо знаком в лит. кругах, выступал на лит. вечерах, где его чтение пользовалось большим успехом. После первого сб. Суворин издал в 1889 второй с таким же назв. Затем вышли книги стих. « Тени и тайны » ( 1892 ), повесть в стихах « Барон Клакс » ( 1892 ), « Стихотворения » (в 5 ч. 1896 ). Сб. «Тени и тайны» - лучший из названных сб. Это время творч. расцвета поэта, т.н. «фофановский период». Стихи Ф. этих лет поражают своей напевностью. Их разучивали наизусть, перекладывали на музыку, на его стихи звучал широко изв. романс « Звезды ясные, звезды прекрасные ». В лирике находил живые и свежие краски «для серых деревень заплаканного простора».

В 1887 женился на Лидии Константиновне Тупыловой (Тупылевой), самоотверженно и преданно любившей его. Имея в браке с Ф. 11 детей, она обеспечивала зыбкое материальное равновесие и уют домашнего очага. Ей будет посвящ. много лучших стихов Ф. о любви.

Чтобы содержать большую семью, Ф. не гнушался никакой работой; живя только лит. трудом, старался много печ., где удастся. Лит. признание ничего по существу не изменило в его жизни. Критик Перцев, познакомившись с Ф. в нач. 1900-х, вспоминал о встрече с ним: «В моей памяти остался образ глубоко несчастного, приниженного жизнью, надорванного человека - образ, так странно контрастирующий с впечатлением от его лучших, вечно юных, вечно праздничных стихов... Только одно в нем хоть сколько-нибудь отвечало ожиданию, давало нам прославленного поэта - это глаза: ясные, нежные, застенчивые, в которых было что-то детское и вместе с тем нездешнее».

Посл. десять лет жизни провёл в нищете и пьянстве. Страдал алкоголизмом , в нач. 1890-х перенёс тяжёлое психич. заболевание , предпринимал неоднократные попытки самоубийства. Но несмотря ни на что продолжал много писать. После длительного лечения по совету врачей осенью 1890 поселился в Гатчине, где прожил 13 лет. Жил в Гатчине безвыездно до 1903, в самом кон. 1906 снова приехал в этот пригородный город и жил вплоть до 1909. С Гатчиной Ф. связывало рождение семерых детей, здесь он принимал И. Репина, В. Брюсова, И. Северянина, переписывался с А. Чеховым и Л. Толстым, готовил изд. самого крупного сб. « Иллюзии » (1900). Установлены адреса проживания семьи Ф. в Гатчине: ул. Госпитальная, Мариинская, Александровская, Ольгинская, Елизаветинская, Боггавутовская. Поэта в городе знали все, вплоть до уличных мальчишек, кот. называли его Добрый Фофан. Дети любили поэта, он рассказывал им сказки, читал стихи, угощал конфетами. Гулял в гатчинских парках (любимым был Приорат): «Как воздух свеж, как липы ярко / Румянцем осени горят! / Как далеко в аллеях парка / Отзвучья вечера дрожат…» Спустя десятилетия поэт Вс. Рождественский напишет стих. «Гатчинский сонет», в кот. вспомнит о любви Ф. к Приоратскому парку.

В Гатчине Репин написал портрет друга, запечатлев молодого Ф. в позе вдохновенного творца. Репин оставил воспоминания о том, как преображался поэт во время чтения стихов: «Какой несомненно типичный образ поэта. Особенно ярка была в нем черта почти религиозного культа поэзии… Я всегда приятно был удивлен тоном его традиционной величавости, когда он переступал порог своего храма. Совершалось преображение… и Фофанова уже нельзя было узнать. Он казался - в длинном сюртуке, с высоким воротником и гофрированными манжетами - вдохновенный, недоступный, с важной идеей своего высокого поста…»

Игорь Северянин специально приехал в Гатчину, чтобы познакомиться с Ф. Позднее в своем эмигрантском романе «Падучая стремнина» он опишет свою первую встречу с поэтом в Гатчине: «Шлагбаум, рельсы, старая часовня. / Ноябрьский вечер, звезды и луна. / Навстречу мужичок в тулупе темном / Дубленом. В валенках, лохматой шапке…» Ф. действительно одевался просто, по-крестьянски, зимой в тулупе и в валенках - таким и увидел его Северянин у трактира Веревкина. Северянин стал часто бывать у поэта в гостях, считал Ф. своим учителям. О встречах с Ф. он вспоминал: «Дышало маем от тетради, / Сиренью пахло от чернил. / Как много разных впечатлений / Я в этот вечер получил…» Северянин посвятил Ф. стих. «Гатчинский весенний день», «Она критикует» и целый ряд восторженных и грустных элегий: «Поэт поэтов современных, / Великий Фофанов, певец / Бессмертных песен, вдохновенных / Поэм классических творец!..»

Ф. всегда был чувствителен к социальной несправедливости. «Я демократ», - заявлял он. В 1905 им была напис. поэма о революции « Железное время ». В узком лит. кругу он славился как отличный импровизатор, автор эпиграмм. Живя в Гатчине, писал злые и остроумные эпиграммы на местных градоначальников, на полицмейстера Кавторадзе, на гатчинского пристава Антонова. Все это кончилось обвинением Ф. в полит. неблагонадежности и двухнедельным пребыванием в гатчинской тюрьме. В 1907 он напишет цикл стихов « Заключение ».

В посл. годы жизни поэзия Ф. все заметнее удалялась от прежнего мира грез и фантазий. В лирике появились качества, прежде неприсущие: невеселый, горестный юмор, автобиографизм (о своей трудной и горестной жизни стих. « Старый поэт »). В архиве поэта сохранилась составленное в 1908 объявление для газ. - «Желаю получить место швейцара, дворника или полового». Годом позже Ф. намеревался объявить через газету о своем желании продать для издания собрание своих сочинений в 15 т. за 1000 руб.

Стихи позднего периода пессимистичны. Особенно часто звучит мотив горечи, разочарования. «Все пережито, что возможно, / Все передумано давно, / И все так бледно, так ничтожно! / Чего желать? Не все ль равно! // Рассудок чувству не уступит, / А чувство ум клянет назло, / И память страстью не искупит / Того, что время отняло!..» Прочитав стих. « Стансы », Лев Толстой скажет: «Лучшего поэта нынче нет».

Ф. писал стихи до посл. дней жизни. Его поражала новизна происходящего: «Мелькают, как птицы, моторы, / И пыль по дороге кружит, / И слепнут прохожего взоры, / И, кажется, камни дрожат…» Однако издано было в посл. годы немногое - поэма в октавах « Необыкновенный роман » и поэма « После Голгофы » ( 1910 ).

Умер в возрасте 49 лет от воспаления лёгких и общей истощённости организма. В некрологе, посвящ. Ф., Николай Гумилев писал: «В эпоху 80–90-х гг. XIX века он говорил о свете добра, весне, мае и заставлял себя слушать. Он был подлинный поэт». Валерий Брюсов написал в некрологе, что он был «настоящий, прирожденный поэт „божией милостью“».

Ф. не принадлежал к каким-либо лит. школам и течениям, однако его можно считать наследником и продолжателем романтического направления в русской поэзии. По мнению Е. З. Тарланова, новаторство Ф. состояло в создании «лирического героя нового типа: скованного „земными цепями“ страдающего мечтателя, пронизанного острым ощущением экзистенциального трагизма». В поэзии Ф. присутствуют черты, позволяющие видеть в ней переходный этап от традиционных форм к модернизму . Многое из творч. исканий поэта будет впоследствии заимствовано и разработано поэтами перв. пол. XX в., его можно считать одним из предшественников символизма.

Сын - поэт-эгофутурист К. К. Фофанова (1889–1939; псевд. Константин Олимпов).

Жена - Л. К. Фофанова - оставила воспоминания о поэте и муже, опубл. в «Ист. вестнике» (1916. Т. 144. № 5; в ст. А. А. Измайлова «Принц и нищий»)

Соч.: Избранное. СПб.: Диамант, 1998; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.

Лит. : Тарланов Е. З. Поэзия К. М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX в.: дис. … д-ра фил. наук. Петрозаводск, 1999.

Т. Бабурина

  • Фофанов Константин Михайлович