Форш Ольга Дмитриевна
ФОРШ Ольга Дмитриевна [28(16).5.1873, крепость Гуниб, Дагестан - 17.7.1961, Л-д] - прозаик.
Отец - генерал Д. Комаров, был начальником Ср. Дагестана. Ф. рано осиротела: с 1882 воспитывалась в Александровском училище для дворянских сирот (Разумовский пансион); с 1884 по 1891 - в Николаевском Сиротском ин-те в М. Ф. получила аттестат «первоначальной ученицы с правом обучать порученных детей... наукам, языкам и искусствам». После окончания ин-та Ф. мн. путешествует. В 1891–92 Ф. участвует в движении помощи голодающим: заведует столовой в деревне Козловка Тульской губ. После ин-та Ф. училась живописи в рисовальных школах (Киев, Одесса), в 1895 она занимается в мастерской художника-педагога П. Чистякова. В этом же году выходит замуж за офицера-сапера Б. Форша. С 1897 по 1903 и с 1906 по 1910 семья Ф. живет в Киеве, в 1910 Ф. переезжает в Царское Село. Лит. деятельность Ф. началась в Киеве. В 1907 в «Киевском вестнике» (1907. № 1. 19 авг.) опубликована новелла « Черешня », затем последовали рассказы и очерки « В Неаполе » (1908), « Был генерал », повесть « Рыцарь из Нюрнберга » (оба - 1908). В повести есть эпиграфы из Штейнера, Вл. Соловьева, Вяч. Иванова. Идеи этих мыслителей и идея Мережковского о двух безднах нашли свое выражение в «Рыцаре». В своих странных картинах художник Ребих изображал «мир нездешних форм», был «творцом Великих Иллюзий» и «везде нарушал, и везде дополнял, и везде искажал». Душа средневекового рыцаря, четыреста лет назад продавшего душу дьяволу, воплотилась в художнике Ребихе. В болезненном бреду Ребих проходит путь мистического прозрения: он должен отказаться от роли сверхчеловека. Герой принимает решение жениться на Марье Ивановне, кроткой, доброй, но необразованной женщине, образ которой, по мысли Ф., воплощает стихийные силы природы, мать-землю. Интенсивная духовная жизнь России на рубеже веков формировала писательскую позицию Ф. В 1907–09 она увлекается теософией и оккультизмом, с большим интересом относится к русскому символизму. «Рыцарь из Нюрнберга» оставит свой след в творчестве Ф. В « Сумасшедшем корабле » и в « Вороне » Ф. пересмотрит позиции, заявленные в «Рыцаре».
В «Русской мысли» печ. рассказы 1908–10 (« Был генерал», «Застрельщик», «За Жар-птицей » и др.). Ф. обращается к теме духовного пробуждения личности. В рассказе «За Жар-птицей» тяга к прекрасному сочетается в неграмотном, неразвитом Иване Лапотке с «деревенским нераспаханным мозгом», со страшной разрушительной силой. Увлекшись красотой цыганки, он зверски убивает свою жену хромоножку Степошу. Ф. задумывает роман « Дети земли ». Замысел был осуществлен лишь отчасти. Начальная глава романа (Русская мысль. 1910. № 2) стала перепеч. как самостоятельный рассказ « Богдан Суховской ». В нем были намечены ранние этапы формирования героя (уход от людей, находящихся на грани распада личности, к «матери-земле»). С 1910 по 1917 Ф. живет в Царском Селе, занимается пед. работой, ведет худож. воспитание в детском саду, преподает рисование и лепку. В детских ж. «Родник» и «Тропинка» печ. сказки Ф. В приложении к «Тропинке» за 1914 вышел в свет перв. сб. Ф. « Что кому нравится ». В 1910–14 Ф. печ. в ж. «Русская мысль», «Заветы», «Современник». В СПб. у Ф. завязываются дружеские связи с А. Ремизовым, Р. Ивановым-Разумником, Ф. Сологубом. Она знакомится с А. Белым, в 1911 - с А. Блоком. Наиболее продуктивными для Ф. были 1913 и 1914. В это время были опубл. рассказы « Белый слон», «Своим умом», «Шелушен», «Безглазиха » и др. В 1915 и 1916 Ф. работает над романом « Оглашенные » - о духовных исканиях худож. молодежи. Замысел не был осуществлен. Начало романа Ф. принесла М. Горькому в ред. «Летописи». У Горького возникли возражения. Из текста романа были выделены самостоятельные произведения (рассказы « Идиллия», «Катастрофа», «Африканский брат», «В монастыре», «Аттестат зрелости», «Климов кулак», «Товарищ Пфуль», пьеса «Равви », печ. в разные годы).
В мае 1919 Ф. была командирована отделом реформ школы в Киев для работы в русской секции Всеукриздата. В 1920 Ф. перенесла тяжелую утрату - смерть мужа. Из Киева Ф. возвращается в СПб. и поселяется в Доме искусств - б. доме купца Елисеева на углу Мойки и Невского пр.
Перв. послерев. публикации относятся к 1918. Рассказ « Поголовщина », позднее названный « Марфушкин круг » (Наш путь. 1918. № 1), поднимает проблему духовного возрождения человека. Герой придумывает слово «поголовщина», кот. обозначает нивелированность людской массы. Символичен в этой связи образ старой лошади Марфушки, покорно, без устали ходящей по кругу. Посл. мысль героя: «Нужно... разбить Поголовщину, округлиться, истратиться - найти зодчих Великого Здания». Ф. пишет рассказы, продиктованные событиями Гражданской войны на Украине, писательницу интересует быт. Неслучайно заглавие сб. « Обыватели » (1923). Завершает цикл рассказ « Климовский кулак ». Итоги размышлений Ф. о гражданской войне подведены в рассказе «Товарищ Пфуль» (1925). В 1925 увидел свет сб. рассказов Ф. « Летошный снег ».
В нач. 1920-х Ф. обращается к жанру ист. романа. По ее мнению, ист. тема открывала выход в мир. В течение 30 лет Ф. работала как художник-историк. Ее перу принадлежат романы « Одеты камнем » (1924–25), « Горячий цех » (1926), « Современники » (1926), трилогия « Радищев » (« Якобинский заквас », 1932; « Казанская помещица », 1936; « Пагубная книга », 1935), « Михайловский замок » (1945), « Первенцы свободы » (1950–53). В поле зрения писательницы - история России XVIII–XIX вв. Внимание Ф. приковано к двум проблемам: русское национально-освободительное движение и судьба художника в обществе. Многое в ист. романах Ф. увидено глазами художника, прошедшего профессиональную школу. В романах Ф. 1920-х важное место занимали вымышленные герои: Сергей Русанин в «Одеты камнем», Багрецов в «Современниках»; в более поздних романах - в трилогии о Радищеве, в «Михайловском замке» - они уступили свое место историч. лицам. Особое место в творчестве Ф. занимает роман «Одеты камнем», стоящий у истоков советского ист. романа. Произведение повествует о рев. молодежи 1860-х, о таинственном узнике Алексеевского равелина Михаиле Бейдемане (работавший в лондонск. типографии Герцена, он приехал в Россию вести революционную работу). История Бейдемана воссоздана в воспоминаниях Сергея Русанина, четырежды предавшего его. Введение в роман героя-рассказчика позволило Ф. дать портреты двух современников, диаметрально противоположных по жизненной позиции, по нравств. облику, ввести в роман образ послерев. России. Ф. поэтизирует своих положительных героев. В «Современниках» Ф. поставила проблему: художник и общество. Образы Гоголя и Иванова - в центре романа. Ф. пытается вести полемику с Мережковским (кн. «Гоголь и черт»).
Тема художника будет продолжена. В 1930 в ж. «Звезда» (№ 2, 3, 4, 6, 12) печ. роман Ф. «Сумасшедший корабль», в 1932 там же - « Якобинский заквас » (№ 5, 9, 10, 11), в 1933 «Звезда» публ. роман « Символисты » (№ 1, 5, 9, 10), в 1934 роман «Символисты» выйдет под названием «Ворон». Действие в «Сумасшедшем корабле» и «Вороне» отнесено к перв. послерев. годам. «Сумасшедший корабль» - любимое произведение Ф. В девяти главах нарисована жизнь писательского общежития в Доме искусства. Роман пронизан лиризмом. Под вымышленными именами оживают писатели и поэты перв. послерев. десятилетия. Их портреты сделаны рукой опытного литератора и одаренного художника. Крупным планом даны портреты Еруслана - Горького, Гаэтана - Блока, Микулы - Клюева, Инопланетного Гастролера - Андрея Белого. Рапповская критика не приняла «Сумасшедший корабль», увидев в нем «защиту искусства от революции» и др. В романе «Ворон» соединены настоящее и прошлое: Ф. рисует жизнь молодой советской интеллигенции (Нина Маврик и их друзья), в текст романа Ф. вводит «Записки» Таманина. В «Записках» воссозданы портреты поэтов, писателей, как и в «Сумасшедшем корабле», они выведены под вымышленными именами: Вяч. Иванов - Мэтр, Ремизов - Чародей, Андрей Белый - Сапфирный юноша. Ф. делает попытку переосмыслить, переоценить теории символистов. В размышлениях Лагоды возникает тема Гоголя.
Ф. принимает актив. участие в подготовке I Всесоюзного съезда писателей; едет с бригадой писателей в Грузию.
В кон. 1930-х задумывает цикл рассказов под общим заглав. «Живописная биография». По замыслу Ф., должна была быть охвачена огромная ист. эпоха - от русско-турецкой войны 1877–78 до наших дней. Осуществить «Живописную биографию» Ф. не удалось: были опубл. неск. рассказов (« Филаретка », « Виев круг »). В авг. 1941 Ф. с семьей дочери уезжает в Свердловск, выступает в госпиталях, воинских частях. Сближается с П. Бажовым, уральской писательницей Б. Дижур (мать Э. Неизвестного), украинской писательницей О. Иваненко. Ф. работает в Свердловске над «Михайловским замком», у нее возникают новые творч. замыслы.
Посл. годы жизни были посвящ. роману о декабристах - « Первенцы свободы ».
Ф. была не только прозаиком, но и драматургом. Ей принадлежат пьесы: «Равви» (1922), « Причальная мачта » (1929), « Сто двадцать вторая » (1937), « Камо » (1955), « Князь Владимир » в соавт. с Г. Бояджиевым (1943), киноповесть « Пугачев » (1936), драматич. этюд « Смерть Коперника » (1919), « Дворец и крепость » - киносценарий (в соавт. с П. Щеголевым).
Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.
Соч .: СС: В 8 т. / Предисл. Н. Тихонова; вст. статья П. Громова. М., 1956; СС: В 8 т. / Вст. ст. Н. Тихонова; прим. А. Тамарченко. М.-Л., 1962–64; Избр. произв.: В 2 т. / Вст. ст. А. Тамарченко. Л., 1972; Летошный снег: Романы, повесть, рассказы, сказка / Сост., вст. статья и комм. Г. Турчиной. М., 1990; Сумасшедший корабль: Роман. Рассказы / Сост., вст. ст. и комм. С. Тиминой. М., 1988.
Лит .: Мессер Р. Ольга Форш: Критич. очерк. Л., 1955; Луговцов Н. Тв-во Ольги Форш. Л., 1964; Тамарченко А. Ольга Форш. Жизнь. Личность. Тв-во. М.-Л., 1966. 2-е изд. 1974; Окунь С. Историзм О. Д. Форш // Вопросы истории. 1968. № 3; Ольга Форш в воспоминаниях современников / Сост. Г. Тамарченко, послесл. А. Тамарченко. Л., 1974; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.
А. Филатова