Фрейденберг Ольга Михайловна
ФРЕЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна [15.3.1890, Одесса - 6.7.1955, Л-д] - филолог-классик, антиковед, культуролог-фольклорист.
Дочь изв. одесского журналиста и изобретателя Михаила (Моисея) Филипповича Ф. Отец получил много патентов, в т.ч. на первую в мире автоматич. телефонную станцию, ручные линотипы, был ред.-издателем газет и сатирич. ж-лов, публицист (под псевд. Оса опубл. скетчи, напр., о продажности бульварной антисемитской прессы - «Находчивый редактор и “еврейский вопрос”», Одесса, 1885; и др.). Мать - Хася Иосифовна (Анна Осиповна) Пастернак - сестра художника Л. О. Пастернака. Брак родителей Ф. был оформлен в канцелярии одесского городского раввина 17.7.1883.
Ф. - двоюродная сестра Б. Л. Пастернака. Особое значение имеет переписка Ф. с Пастернаком, продолжавшаяся с 1910 до 1954 и обнаруженная в 1973 Н. В. Брагинской (129 писем впервые опубл. за рубежом в 1981 с согласия наследницы Ф. - Р. Орбели), а также мемуары Ф. (опубл. фрагментами). Ольга была любимой сестрой Пастернака. Ей было 20 лет, когда у нее завязался роман с Борисом. Она любила его. Ранние письма из переписки - любовные. Закончилось все, по словам Ф., «прозаически». Но между Ф. и Пастернаком осталась «пожизненная привязанность». «На протяжении более полувека Ф. была постоянной собеседницей Пастернака и, может быть, лучшей из собеседниц. Она преклонялась перед его талантом, он восхищал ее как художник» (И. Беленькая). Переписка Ф. и Пастернака выходила за границей на русском, иврите, английском, французском, немецком, голландском, японском яз.
В 1901 семья Ф. переезжает в СПб., где она поступает в частную гимн. Е. М. Гедды, кот. заканчивает в 1908 с серебряной медалью. После окончания гимназии из-за национальной трехпроцентной квоты для евреев не смогла поступить на Высшие женские (Бестужевские) курсы, однако в теч. года слушала лекции в кач-ве вольнослушателя. Посещение лекций на курсах породило у Ф. ощущение «суррогатности» высшего женского образования, потому в 1910–14 много занималась самообразованием, читала, изучала иностр. языки, писала стихи, посещала театры, путешествовала по Европе.
После начала Перв. Мировой войны возвратилась в Россию. В окт. 1914 стала сестрой милосердия, работала в двух лазаретах. В ее обязанности входила не практическая сестринская, а культурно-просветительская работа: знакомство с городом, посещения театров, музеев и т.п. Ф. была доверенным лицом солдат, занималась ведением их юридич. дел.
Осенью 1917 в кач-ве вольнослушателя пришла в Пг. ун-т, в 1919 стала студенткой ист.-филол. фак-та ун-та. Окончила классическое отд. (первой из женщин) в 1923. К этому времени уже имела науч. работы, в т.ч. « Происхождении греческого романа », кот. в 1924 защитила как магистерскую дис. в Ин-те сравнительного изучения языков и лит-р Запада и Востока при Пг. ун-те (науч. рук. С. А. Жебелев). Защита проходила скандально, единственный, кто поддержал работу Ф., был Н. Я. Марр.
После революции, во времена разрухи ее спасала учеба и работа. «Живу “по ту сторону”. От скверной стороны жизни спасаюсь и возрождаюсь в этой. Кончаю санскрит и древнееврейский, переходя уже к чтению. С рождества начну ассирийский. Приеду к Вам, заговорю с вами по-вавилонски» (Ф. - Б. Пастернаку).
После окончания ун-та Ф. оказалась на бирже труда, крайне бедствовала. Только после личного письма к А. В. Луначарскому была зачислена в ИЛЯЗВ, где сделала некую административную карьеру (1924–32): зам. секретаря ин-та, зав. учебной частью, член директората. Работала сотрудником секции семантики мифа и фольклора при Ин-те языка и мышления АН, руководимом акад. Н. Я. Марром (Яфетическом ин-те). Сотрудничала с Н. Я. Марром и И. Г. Франк-Каменецким (публ. статьи в колл. сб. « Тристан и Исольда » - Л., 1932). Здесь была подготовлена « Прокрида », первая ред. « Поэтики сюжета и жанра ».
В 1932 получила должность проф. для организации первой сов. кафедры классических языков в ЛИФЛИ (б. филол. фак-т ун-та, ставший самостоятельным вузом, в 1936 вновь включенный в состав ЛГУ). «Я долго отказывалась. … Давно я примирилась с изгнаньем из стен высших учебных заведений, сколько я ни билась в свое время, никуда меня не принимали простым грецистом. И вдруг - кафедра!». Заведовала каф. в 1932–42 и в 1944–50.
В 1935 защитила докт. дис. « Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы) » (отд. кн. - Л., 1936). Ф. работала над ней 10 лет. Через три недели после выхода в свет книгу конфисковали. Поводом послужила разгромная рец. Цецилии Летейзен «Вредная галиматья» (Известия. 1936. 28 сент.), открывшая начало кампании шельмования Ф. (см. также: Известия. 1936. 14 нояб.). Статья завершалась добавлением редакц. примечания и вопроса-вердикта: «Что же думает обо всем этом Наркомпрос?». После обращения Ф. непосредственно к И. В. Сталину и разбора дела в Наркомате просвещения запрет на кн. был снят и готовившаяся расправа приостановлена. Во время сталинских репрессий был арестован брат Ф. (пропал в лагерях в 1938).
Была ред. сб. «Античные герои языка и стиля» (М.-Л., 1936).
Во время Великой Отеч. войны оставалась с матерью в Л-де, пережила блокаду в кв. на Екатерининском канале. Об этом времени Д. Быков пишет: «В жизни Фрейденберг особенно в тридцатые и сороковые годы - нет ни луча света: сначала травля, потом блокада, болезнь матери, полгода пролежавшей в параличе, а после ее смерти - окончательный обрыв всех связей с жизнью, безвыходное одиночество, медленное умирание в литературной и научной изоляции». В годы блокады Ф. написала курс лекций « Введение в теорию античного фольклора » и два « Гомеровских этюда ».
После войны Ф. продолжала заведовать кафедрой классич. филологии ЛГУ. Инспирированный верховной властью разгром марризма и «борьба с космополитизмом» повлекли за собой склоки, проработки, ревизии и, как следствие, увольнение Ф. из ЛГУ. В 1950 отправлена на пенсию. Из дневника Ф. тех лет: «Подвергают моральному линчеванию деятелей культуры, у кот. еврейские фамилии... группы студентов роются в трудах профессоров-евреев, подслушивают частные разговоры... Евреям уже не дают образования, их не принимают ни в университет, ни в аспирантуру». В собств. тв-ве Ф. сознательно не касалась еврейской тематики, за исключением опубликованных « Мифа об Иосифе Прекрасном » и этюда « Въезд в Иерусалим на осле ».
С уходом на пенсию Ф. осталась одна. Труды не публиковались, науч. прозрения остались достоянием немногих учеников. Сочинения остались в оттисках и рукописях. Однако науч. работа Ф. не завершилась. В 1954 Ф. написала свою итоговую монографию « Образ и понятие », кот. собиралась защищать в кач-ве докт. дис. по философии (смерть Ф. помешала).
Работе «Образ и понятие», увидевшей свет в 1978, Ф. предпослала слова: «20.III.1954. Приходится начинать все с того же. С тюремных условий, в которых писалась эта работа. У меня нет права на научную книгу, а потому я писала на память. От научной мысли я изолирована. Ученики и друзья от меня отвернулись, аудитория отнята. В этих условиях я решила синтезировать свой 37-летний исследовательский опыт, чтобы на этом заглохнуть. Прохожий! Помолись над этой работой за науку».
В книге «Борис Пастернак» Дм. Быков пишет о Ф.: «Она жила и умерла, как античный персонаж».
По образованию филолог-классик, Ф. была сосредоточена на «палеонтологическом» исследовании семантики лит-ных, шире - культурных мотивов и форм (прежде всего метафоры и сюжета), их трансформаций из архаических в исторические, а соответственно, на предыстории и ранней истории таких лит. и сценических жанров, как лирика, комедия, роман. В этом Ф. развивала идеи Г. Узенера и А. Н. Веселовского, французской социологической школы (Л. Леви-Брюль), кембриджских ритуалистов, философию символических форм Э. Кассирера и предвосхитила новейшие исследования «археологии» культурных форм в рамках символической антропологии, исследований культуры (cultural studies).
Ф. считала, что, т.к. античная лит-ра опирается исключительно на фольклорно-мифологич. традицию, методы ее изучения должны учитывать, что мифологич. содержание (т.е. мировоззрение архаической эпохи) превращается в лит. форму (« К вопросу о происхождении греческой метрики », 1948). Центр. идея ее теории - изначальная идейная содержательность таких лит. феноменов, как сюжет, жанр, фабула и даже метр, традиционно относимых к обл. формы. Ф. рассматривает, как соотносится зарождение понятий и становление поэтич. категорий, широко используя термин «фольклор» для обозначения механизма превращения мифа в повествование. Ее труды посвящ. «анализу культурно-исторических напластований, предшествовавших поре сложения литературных памятников античности» (Б. Пастернак), вопросам античной мифологии в соотношении с фольклором, исследованиям мифа в связи с вопросами семантики и поэтики (« Лекции по введению в теорию античного фольклора », 1939–43, не опубл.; « Образ и понятие », 1945–54, не опубл.; и др.).
Ф. явилась одним из создателей русской «мифологич. школы». С исследований Ф. по сути началась связь этой школы с мировой семиотикой. Ее теоретич. построения во многом перекликаются с идеями М. Бахтина (интерпретация природы пародии, теории гротеска и др.) и К. Леви-Строса (отражение одной и той же мифологемы на различных уровнях).
Ф.: «Метод науки должен быть подобен стоглазому Аргусу, он должен все и всюду одновременно видеть. Его прямое дело - находить закономерную общность в самых далеко отстоящих фактах, разбросанных по жизненному полю без всяких, казалось бы, связей и толков. Этот толк, эти связи он обязан найти» (« Миф и литература древности »).
Подавляющая часть науч. трудов Ф. (8 монографий и неск. десятков ст.) не опубл. В 1970-е в СССР появились посмертные публикации некот. работ Ф.: « Из научного наследия О. М. Фрейденберг » (вст. ст. Ю. Лотмана) в книге «Труды по знаковым системам» (Т. 6. Тарту, 1973), « Происхождение греческой лирики » (предисл. Е. Мелетинского и Н. Брагинской) в ж. «Вопросы лит-ры» (1973. № 11); «Миф и литература древности» (М., 1978). Науч. идеи и подходы Ф. стали предметом дис. исследований в России и за рубежом.
Науч. труды Ф. выходили на русском, английском, польском, сербском/хорватском яз.
Воспоминания Ф. « Осада человека » опубл. в альм. «Минувшее» (Paris, 1987 и М., 1991).
Архив хранится в РНБ.
Соч.: Идея пародии: (набросок к работе) // Сб. работ в честь С. А. Жебелева. Л., 1926; Поэтика сюжета и жанра: период античной лит-ры. Л.: Гослитиздат, 1936 (М.: Лабиринт, 1997); Происхождение эпического сравнения (на мат-ле Илиады) // Труды юбилейной науч. сессии ЛГУ. Секция филол. наук. Л., 1946; К вопросу о происхождении греческой метрики // Ученые зап. ЛГУ. Серия филол. наук. Л., 1948. Вып. 13; Происхождение лит. интриги. Происхождение пародии. Что такое эсхатология? // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6; Происхождение греческой лирики // Вопросы лит-ры. 1973. № 11; Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12; Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. № 2; Миф и лит-ра древности. М.: Наука, 1978 (2-е изд., испр. и доп. М., 1998); Борис Пастернак. Переписка с О. Фрейденберг / Под ред. и с комм. Э. Моссмана. N.-Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1981; The correspondence of Boris Pasternak and Olga Freidenberg 1910–54 / comp., ed., intro. E. Mossman. London: Secker & Warburg, 1982; Методология одного мотива // Труды по знаковым системам. 1987. Вып. 20; Осада человека / Публ. К. Невельского [Ю. М. Каган] // Минувшее: Ист. альм. Paris: Atheneum, 1987. Вып. 3 (м., 1991); Миф и театр / Вст. ст. Н. Брагинской. М.: ГИТИС, 1988; Система лит. сюжета // Монтаж: Лит-ра. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988; Воспоминания о Марре // Восток-Запад: Иссл. Переводы. Публ. М.: Наука, 1988; Борис Пастернак - Ольга Фрейденберг. Письма и воспоминания // Дружба народов. 1988. № 7–10; «Эйрена» Аристофана // Архаич. ритуал в фольклорных и раннелит. памятниках. М.: Наука, 1988; Утопия // Вопросы философии. 1990. № 5; Переписка Бориса Пастернака. М.: Худ. лит-ра, 1990; Университетские годы (отрывки воспоминаний) // Человек. 1991. № 3; [Вступление к греческому роману] // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 4; О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках // Одиссей. Человек в истории. Т.
Лит. : Первая женщина - доктор литературоведения // Красная газ. 1935. 10 июн. (без подписи); Лотман Ю. О. М. Фрейденберг как исследователь культуры // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973; Брагинская Н. Проблемы фольклористики и мифологии в трудах О. М. Фрейденберг // Вестник древней истории. 1975. № 3; Брагинская Н. О. М. Фрейденберг // КЛЭ. М.: Сов. энц., 1975. Т. 8; Lotman Iu. O. M. Freidenberg as a Student of Culture // Semiotics and Structuralism:
Е. Биберган