Фролов Александр Вадимович


ФРОЛО́В Александр Вадимович [16.2.1952, Л-д] - поэт.

Родился в писательской семье (отец - прозаик В. Фролов, мать - Е. Фролова, журналистка, член СП). Окончил Лен. политехнический ин-т им. Калинина (1978). Работал в проектных организациях Л-да, был гл. инженером и зам. директора неск. театров СПб., филармонии. Ныне - гл. инженер частного архитектурного бюро.

Занимался в ЛИТО под рук. А. Кушнера. Перв. публ. - стихи в ж. «Нева» (1983. № 1). Печ. в ж. «Звезда», «Аврора», «Новый мир», «Таллинн», «Арион» и др., в русскоязычных изд. США, Англии, Германии, Китая, Украины, Киргизии. Перв. сб. стихов Ф. «Обратный отсчет» (СПб., 1993) представлял собою «избранное» из трех уже написанных, но не изданных кн. Это было типичное изд. «перестроечных» лет: тонкая тетрадка, выпущенная «за счет средств автора» по максимально удешевленной технологии - желтоватая газетная бумага, аскетический дизайн. Впрочем, оформление в какой-то мере соответствовало содержанию: ярко выраженной лирике «слома времен», переоценки ценностей. Показателен раздел «Праздники». В нем присутствуют стихи к Первомаю, Дню военно-морского флота, Дню конституции (как, впрочем, и к Рождеству, и к Медовому Спасу). Но в стих. « 1 мая 1993 года » речь идет не о народном ликовании с полотнищами кумача, а о мальчике-солдате, который в этот день «натягивал душный бронежилет» и не знал, что «не вернется назад». « День Конституции » приводит нас в дачный поселок, где коротает дни на заслуженном отдыхе «былая вохра», « 26 марта 1989 года » (ныне забытый день очередных выборов) представляет картину формальной, почти сюрреалистич. гражданской процедуры. Однако не все в уходящем мире представляется поэту нелепым и чуждым. Ему «совсем не жаль империи» (стих. « Ивангород. Таможня »), но жаль воспоминаний, дружб, оставшихся за чертой границы: «Одна душа - контрабандистка тихая ― / на берег тот перелетит беспошлинно». Родной (и безусловно любимый) город для Ф. - «город-двойник: два лица у него, две модели». И, как многие его поэтические сверстники, Ф. предпочитает непарадную, будничную модель (« Что за названия: Мытнинский, Перекупной …»).

«Стихи Ф. не отличаются яркостью, броскостью, не захватывают с первого чтения. Читать их надо сосредоточенно и внимательно, - тогда за скромностью поэтических средств и традиционностью формы проступит свой особый угол зрения, тот небольшой сдвиг, неожиданный ракурс, который и дает ощущение новизны», - писал А. Кушнер в предисловии к сб. «Обратный отсчет». Такая оценка справедлива, пожалуй, только по отношению к этой, дебютной кн. В дальнейшем Ф. много работает над стихом, добиваясь все большей его изощренности. Растет культурная «составляющая» поэтики Ф. (мифология, история искусств, лит. ассоциации), не производя, однако, впечатления вторичности или книжности. В то же время все отчетливее звучат мотивы парадоксальности, подчас даже абсурдности мира. Заслуженной популярностью пользуется стих. « Анкета », виртуозно (в том числе и необычной своей графикой) имитирующее некий бюрократический документ, как бы выворачивая его наизнанку. Лучшие стихи Ф. исполнены внутреннего драматизма, «героического пессимизма», сознания невозможности счастья («Разве счастье поймать? - хлоп в ладоши - и нет»), единственная реальная ценность в мире - личная свобода, «осенняя горечь ее».

Соч .: Обстоятельства места: Стихи. СПб., 1998; «Для кого этот росчерк?..»: Стих. 1999–2003. СПб., 2003. Час совы: Кн. стих. СПб., 2009.

Лит. : Невзглядова Е. «Все зависит, как в музыке, только от пауз, акцентов…» // Нева. 1998. № 3; Гампер Г. «Жизнь спустя понимаешь…» // Нева. 2002. № 12; Невглядова Е. «На расписание, как на звездное небо взглянул…». Заметки о петерб. поэзии // О стихе. СПб., 2005.

И. Фоняков

  • Фролов Александр Вадимович