Фрумкин Владимир Аронович


ФРУ́МКИН Владимир Аронович [10.11.1929, г. Брянск] - музыковед, эссеист, журналист.

Родился в семье служащих. Отец, Ф. Арон Менделевич, работал в Белоруссии на з-дах по производству спирта в кач-ве технорука. Мать, Ф. Стеся Григорьевна, воспитывала четверых детей (В. был самым младшим) и вела обширное хозяйство: наличие бесплатного корма в виде отходов от производства спирта (носивших название бард а ) позволяло работникам завода держать домашних животных: корову, свиней и птицу.

Годы эвакуации Ф. провел в Омске. После окончания (1947) веч. школы и муз. училища (по классу скрипки) поступил (1948) в Лен. Консерваторию на теоретико-композиторский фак-т.

В 1953 был принят в аспирантуру Лен. консерватории и работал над диссертацией на тему « Особенности сонатной формы в симфониях Д. Д. Шостаковича ». Диссертация, в силу разных причин, до защиты не дошла, однако ее осн. положения были опубл. в сб. «Вопросы музыкознания» (М., 1960. Вып. 3) и «Черты стиля Д. Шостаковича» (М., 1962).

В 1957 Ф. стал членом Союза композиторов СССР. В нач. 1960-х начал выступать по Лен. ТВ как автор и ведущий цикла муз.-образовательных передач для детей и юношества «Путь к музыке», с 1964 дo 1972 вел муз. конкурсы в популярной передаче «Турнир СК» (старшеклассников).

В те же годы регулярно выступал с лекциями-концертами в «университетах культуры» и вузах Л-да. К «просветительскому» жанру относятся и его книги той поры: « От Гайдна до Шостаковича » (Л., 1970) об истории симфонии, « Для слушателей симфонических концертов. Краткой путеводитель » (совм. с М. Арановским, Л. Михеевой, В. Фоминым. Л., 1965, 2-е изд. - 1967) и « Поговорим о музыке. Занимательный словарь школьника » (совм. с М. Арановским, Л. Михеевой. М.-Л., 1965).

О жизни нач. 1960-х Ф. пишет: «Мне открылся мир, параллельный тому, к которому меня привело консерваторское образование и профессия академического музыковеда. У меня появились новые друзья - авторы, исполнители и энтузиасты вырвавшегося из-под гос. контроля песенного движения: молодые инженеры, преподаватели, научные работники, аспиранты, студенты. <…> Общение с Б. Окуджавой, А. Галичем, В. Высоцким, Н. Матвеевой, А. Городницким, Ю. Кимом, Ю. Кукиным, Ю. Визбором, а также с блестящим литературоведом, стиховедом и переводчиком Е. Г. Эткиндом, определило мою дальнейшую профессиональную и человеческую судьбу». Тв-во поэтов-певцов, их худож. критерии и оценки, помогли Ф. по-новому взглянуть на неподконтрольную «поющуюся поэзию» и заняться исследованием официальной сов. песни, а затем - песенной культуры тоталитарных режимов ХХ в.

В 1965 совместно с литературоведом Ю. Андреевым Ф. начал вести вечера-диспуты «Молодость - песня - гитара» в большом зале ДК пищевиков. В 1967 на Клязьме под Петушками сделал ставший знаменитым д-д « Музыка и слово », в кот. сформулировал осн. теоретич. и социологич. постулаты «гитарной поэзии», предсказав ей долгое будущее. Идеи д-да получили развитие в статье Ф. « Песня и стих » (Сов. музыка. 1969. № 10).

В 1968 Ф. выступал в новосибирском Академгородке в клубе «Под интегралом» на ставшем печально знаменитом фестивале бардовской песни. Именно он произнес вступ. слово перед выступлением А. Галича. С того фестиваля начались офиц. гонения на поэта, приведшие его к вынужденной эмиграции и загадочной смерти. Потому имя Ф. тесно связано не только с теорией авторской песни, но и с развитием обществ. самосознания в стране в те нелегкие времена. Надо было обладать гражданским мужеством, чтобы, рискуя профессиональной карьерой, решительно выступить против управляемой властями когорты критиков. И Ф. нашел в себе это мужество, которое, к сожалению, привело его в 1974 к необходимости эмигрировать.

Уехав в США и работая университетским преподавателем в Оберлинском колледже в штате Огайо и летней Русской школе Норвичского ун-та в штате Вермонт, а с 1988 радиожурналистом на «Голосе Америки», Ф. не прекратил своей тесной многолетней связи с гитарной поэзией, продолжая ее пропаганду за рубежом. Он автор классич. публикаций о тв-ве Б. Окуджавы, статей и интервью, посвящ. авторской песне. Много лет регулярно выступал в США и др. странах с лекциями­концертами.

Ф. - автор уникального исследования о поразительном идейном, муз. и лит. сходстве фашистских и коммунистических песен и маршей. Из его статьи, кот. вошла в кн. «Певцы и вожди», я с запоздалым ужасом узнал, напр., что песня, кот. мы дружно пели в пионерах «Мы шли под грохот канонады» - не что иное, как перевод на русский язык песни немецких коммунистов «Der kleine Trompeter» («Маленький трубач»), переделанной нацистами в песню о штурмовике Хорсте Весселе, авторе знаменитого нацистского гимна «Знамена ввысь!», а не менее популярная у нас песня «Все выше, выше, и выше...» вошла в обойму самых изв. песен нацистской Германии.

Статьи и эссе Ф. о тв-ве российских поэтов-певцов, о песенной культуре тоталитаризма, об опыте жизни в СССР и США опубл. в парижском ж-ле «Обозрение», в балтиморском ж-ле «Вестник», иерусалимском ж-ле «Nota Bene», нью-йоркских ж-лах «Время и место» и «Времена», в московских ж-лах «Кольцо А» и «Муз. академия», в моск. альманахе «Голос надежды. Новое о Булате», в сб. статей о А. Галиче «Заклинание добра и зла» (М., 1992), в сб. статей о Б. Окуджаве «Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате» (Деком, 2003), в электронных ж-лах Е. Берковича (Германия) и др., в кн. «Певцы и вожди» (Н. Новгород: «Деком», 2005; 2-е, расширенное изд. - AccentGraphicsCommunications, Ottawa, 2017).

В 1980 и 1986 Ф. опубл. в амер. Изд-ве «Ардис» два тома песен Б. Окуджавы на двух языках, со сделанной им нотной записью мелодий. В 2014 в Москве вышла его автобиографич. «повесть-перекличка» « Через океан » (совм. с Т. Львовой). В 2017 в СПб был издан сб. стихотворений С. Адамского «Время подумать» с предисловием Ф. « О времени и о себе - без кружев, без иллюзий… »

Многочисленные статьи Ф. опубл. на сайте http://berkovich-zametki.com (2006–09). Среди них - « Вы будете висеть вон на том фонаре, а я на этом», «Жил да был композитор Хре… Вспоминая Ефима Эткинда», «Кремлевские сосиски, или Исчезнувшая речь Хрущева», «Соловьи, соловьи… Зарисовки с исчезнувшей натуры», «Из лагеря смертников - с любовью», «Развод по-советски. Вспоминая Андрея Петрова», «Казалось, что мелодии падают к нему с неба…» (беседа с Татьяной и Сергеем Никитиными), «На нас без маски лезло зло…», «Возвращение Александра Галича», «Цветок или сорняк на скале. Судьба песни при тоталитаризме», «Раньше мы были марксисты…», «Нет, весь я не умру…», «Портрет на фоне эпохи. Булат Окуджава в толковании Дмитрия Быкова», «Донос в эфире »; на сайте http://7iskusstv.com (2010–15): « Кафкианский мир Шостаковича», «Юная Америка глазами аутсайдера», «Как он сказал. Памяти Льва Лосева», «Новые мифы и старые факты. Открытое письмо Лидии Чебоксаровой», «Еще раз о Булате», «Но чудится музыка светлая, и строго ложатся слова…», «Кто мы есть? За что нам это?», «Через океан. Повесть-перекличка »; на сайте http://club.berkovich-zametki.com - « Придворные музы, или Пегас под советским седлом», «Нас ласточка петь научила…», «Две прогулки с Новеллой», «Хотят ли русские свободы? » и др.

Ф. и его жена, пианистка Лидия Фрумкина, живут в г. Маклейн, вирджинском пригороде Вашингтона.

А. Городницкий

  • Фрумкин Владимир Аронович