Фрумкин-Рыбаков Юлиан Иосифович


ФРУ́МКИН-РЫБАКÓВ (наст. Фрумкин) Юлиан Иосифович [17.4.1942, г. Краснокамск Пермской обл.] - поэт, прозаик, обществ. деятель.

Родился в семье служащих. Отец - Ф. Иосиф Аронович - инженер-металлург на Ижорском з-де под Л-дом, лауреат Сталинской премии (1950) «За разработку технологии поточного производства высокопрочных литых якорных цепей». Мать - Р. Любовь Семёновна - работала секретарём технич. директора Ижорского з-да. Именно она печ. докладную записку в правительство о досрочном выполнении «Заказа революции - изготовлении первого Советского блюминга» (см. об этом очерк «История одного поиска»). Во время Великой Отеч. войны семья находилась в эвакуации в Краснокамске. После различных назначений и переводов отца семья вернулась в Л-д на Ижорский з-д только в 1956.

После окончания десятилетки (1959) работал на Ижорском з-де. В 1961 был призван в сов. армию, 3,5 года служил на «Первом ядерном полигоне “Новая Земля”» в Белушьей губе (Архангельская обл.). Именно тогда состоялись первые публикации стихов - в 1961 в многотиражной газ. «Ижорец», в гарнизонной газ. «За Родину», в газ. «Правда Севера».

После демобилизации (1964) поступил в Северо-Западный политехнический ин-т и в 1970 получил квалификацию инженера-металлурга. Проработал в разных должностях на Ижорском з-де более 30 лет.

Занимался в ЛИТО при ДК Ижорского з-да, которым рук. Д. Левоневский, Л. Глебова, а так же в ЛИТО «Нарвская Застава» у Н. Королёвой и Гл. Семёнова. Участник конф. молодых писателей Северо-Запада, семинаров А. Кушнера, В. Бетаки, А. Рубашкина.

Первые стихи поэта появлялись под наст. фамилией. Позднее возник псевд. «Рыбаков», по фамилии матери, т.к. в 1974 из СССР был выслан музыковед Владимир Аронович Фрумкин, и печ. под наст. фамилией стало невозможно. Псевд. «Рыбаков» сохранялся вплоть до 2002. С широким развитием интернета Юлиана Рыбакова стали путать с правозащитником Юлием Рыбаковым. Чтобы прекратить это в 2003 поэту пришлось ещё раз изменить псевд., став Фрумкиным-Рыбаковым.

В 1994 Ф.-Р. создал и зарегистрировал изд-во «Водолей», выпустил перв. книги лен. поэтов З. Эзрохи, А. Домашёва, Е. Дунаевской, Юлиана Рыбакова, М. Матрёнина, более двух десятков альм. «Колпица» (совм. с А. Сушко) и др. изд. В 1997 совм. с А. Домашёвым создал лит. клуб «Невостребованная Россия». Более чем за 10 лет работы клуба на его площадке, предоставленной квартирой-музеем Ф. М. Достоевского, выступили практически все изв. неподцензурные поэты, переводчики, прозаики Л-да (СПб.).

В 1997 Ф.-Р. создал и зарегистрировал общ. организацию «Золотая книга Колпино», кот. явилась новым общ. ин-том, независимым от властных структур в оценке деятельности граждан Колпино на благо об-ва и города.

Издал шесть поэтич. кн. - « Время на вырост » (1994), « Преломление слова » (1999), « Лето Господне » (2003), « Эхо » (2007), « Ландшафт » (2009), « Дайте жизни оболочку » (2010, в 2011 номинировалась на поэтич. премию «Московский счёт»), кн. прозы «”Летят перелётные птицы”Минувшее - век ХХ » (2016), кн. воспоминаний «Новоземельский ядерный полигон 1961–1964 гг.» (2017).

В послесл. к «Преломлению слова» Ф.-Р. писал: «Преломление слова, коим занята литература вообще и поэзия в частности, не меньшее чудо, чем Преломление Хлебов… Слово не экзотика, а насущный хлеб жизни». И действительно, слово как реальность, созидающая мир, становится сверхзадачей поэзии Ф.-Р. «…ибо если и есть вертикаль / языка для общения с Богом - / в основанье ее не скрижаль, / но вербаль- / ная, в платье убогом, / речь в заплатах застиранных слов, / ветхих, в Новом и Ветхом завете, / из гуляющих в ней сквозняков / существительных и междометий…». В рец. на кн. стихов «Ландшафт» П. Казарновский пишет: «Кажется, языковыми играми в стихах теперь никого не удивишь. Это даже как-то неудобно называть экспериментом. Но обыгрывать в поэзии устную речь ради широкого охвата её бытования - это не забава. Ситуацию такого - артистичного - обживания вполне представляет поэзия Юлиана Фрумкина-Рыбакова <...> главное мерило его речи - слово, буква. Наконец, наречие, сам язык - они увидены явлениями природы, и поэт в лёгкой задумчивости или в радостном очаровании пускается в разгадывание-прочтение нерукотворных текстов <...> Сквозь будничный провинциальный пейзаж мерцает “языковой ландшафт планеты”, кот. существует почти вне времени: архео- и филологические обломки здесь дышат, пухнут, а живое население как-то по-детски стремится к вечности. Может быть, в этом противоходе (вернее, в его угадывании) и заключается основной сюжет поэзии Фрумкина-Рыбакова - сюжет о прозревании». В заключение Казарновский обращает внимание читателя на следующее обстоятельство: «Не потому ли и отмечены тексты, вместо привычных “звёздочек” на месте заглавия, литерой Ъ [ер]. Они словно запечатаны, но и устремлены к твёрдости. Мы говорим: как припечатал. И поэт стремится к формулированию неких афоризмов-заклинаний, безусловных - и свободных в своей соотнесённости. <...> стихотворения, составившие книгу, - маршрутные листы, свидетельствующие о тех путях, по которым ходил или ещё пойдёт поэт, свидетельства искателя словесных Эльдорадо. Это свитки, на кот. услышанное, увиденное, узнанное поэтом в прихотливом калейдоскопе образует знакомо-незнакомую картину мира… Каждая картина тяготеет к законченности, к всеохватности, так что поэт мог бы в конце ставить: я сказал. Или: я спел. Или: я узрел. Или даже так: “Вот он я!” А то и: “Живёт в шинели Петербургской стужи”. Ибо в отнюдь не домотканом, а из слова сотканном мире - реальнейшем из реальных - живёт сладкоголосый очевидец местностей, окружённых ледовитыми реками и всегда весенними, с капелью, наречиями».

Поэт и литературовед Т. Буковская в послесл. к кн. «Ландшафт» сформулировала отношение к тв-ву Ф.-Р. след. образом: «Настоящая книга настоящего поэта - это история любви. И не обязательно любви к женщине или (вариант) мужчине, а любви к слову, и всему, что им можно выразить. Пятая книга стихов Юлиана Фрумкина-Рыбакова <...> представляет собой ландшафт человеческой жизни. Первое стихотворение книги можно рассматривать как манифест и как охранную грамоту поэта: “аз - есмь речь: фита да ижица, / что весьма, зело и, кстати, / на восходе чудно дышится / лёгким паром благодати, / видов нету на разлуку, / в буквах - явлен божий Дух, / равный замыслу и звуку, / аз - есмь зрение, аз - есмь - слух...” Читатель предупреждён - в этой книге его накроет волна, смесившая исходный материал речи, т.е. Слова, и исходный материал Божьего мира, того мира, который в дореформенной русской орфографии писался через i. У него на глазах или, точнее, перед его глазами будет вершиться соитие культуры и живой материи <...> Ему выпадет случай сканировать свою душевную боль и сравнить её контуры с той, что словами невыразима <...> и услышать Эхо молчания: “одна из форм молчания - эхо / другая формула молчания - Слово - / метафора со-знанья, перст и веха, / грамматика пространства мирового…”»

В рец. на кн. стихов «Дайте жизни оболочку» поэт и критик Н. Лихтенфельд (Берлин) пишет: «…служение слову - один из ключевых моментов его жизни <...> Книга Юлиана Фрумкина-Рыбакова - попытка проникнуть в суть, в смысл жизни…»: «Над нами океан воздушный, / Под нами хляби и вода. / Мы, поимённо и подушно, / Затем являемся сюда, / Что грозен промысел Господень, / Что обречённые любить, / Пройдя отбор, с пометкой - “Годен!” / Здесь будем срочную служить!». Стихи Ф.-Р. переводились на франц. болгарск. яз.

Автор докум. очерков « Броня России » (о драм. событиях 1942–43, рассказывающего о инженерах-металлургах, сумевших спасти своего коллегу, будущего лауреата Сталинской и Ленинской премий, Олега Фёдоровича Данилевского, осуждённого по ст. 58-10, из ГУЛАГа), « История одного поиска » (о конструкторах первого сов. блюминга, осуждённых по делу «Промпартии», работавших в одной из первых «шарашек», ОКБ № 3, на Ижорском з-де). Ф.-Р. получил доступ к следственным делам из центр. архива ФСБ и в них назвал по именам всех конструкторов. Очерки опубл. в России и США. Ф.-Р. - автор эссе « Авторский комментарий к двум строчкам стихотворения », затрагивающим философские и теологич. проблемы возникновения «Большого взрыва». Ф.-Р. - автор романа-микс « На краю Ойкумены », где гл. герой, определённый местоимением Он, существует в пространстве романа одновременно с героями романа М. Павича «Хазарский словарь».

В предисл. к кн. «Дайте жизни оболочку» Президент «Союза писателей 21 века» Е. Степанов писал: «Юлиан Фрумкин-Рыбаков ещё недооценён читателем в полной мере. Он как бы остался в тени своих более именитых собратьев по цеху и поколению - Иосифа Бродского, Александра Кушнера, Виктора Кривулина… Между тем, именно Юлиан Фрумкин-Рыбаков, на мой взгляд, наиболее разноплановый поэт, сумевший соединить в себе петербуржские традиции Серебряного века и традиции легендарного (теперь) ленинградского андеграунда. Не примкнув окончательно ни к одному из берегов, Фрумкин-Рыбаков умудрился оказаться и там, и там. Его стихи чеканны, как гранитные санкт-петербургские набережные, и неподцензурны, как едкие шутки скомороха…»

Член редколл. лит. альм. «Ижорские берега», член редколл. ж. «Острова/Islands» (Нью-Йорк, США), лауреат премии ж. «Зинзивер» (2006), ж. «Футурум Арт» (2011), ж. «Зарубежные записки» (2016). Член Международной Федерации русских писателей (IFRW), член «Союза писателей ХХI в.».

Живёт в СПб. (Колпино).

Соч.: Время на вырост. СПб., 1994; Преломление слова. СПб., 1999; Лето Господне. СПб., 2003; Стихи // Поэзия: альм. Вып. 1. СПб., 2004; Стихи // Зинзивер. 2005. № 2; Стихи // Словолов. 2006. № 1; Эхо. СПб., 2007; Стихи // Дети Ра. 2008. № 10; Стихи // Звезда. 2008. № 12; Стихи // Петерб. поэтич. формация: сб. СПб.-М., 2008; Стихи // Нева. 2009. № 4; Стихи // Зинзивер. 2009. № 3–4 (15–16); Ландшафт. СПб., 2009; Стихи // Слово/Word (Н-Й). 2009. № 63; Стихи // Острова/Islands (Н-Й). 2009. № 9, 2010. № 11, 13, 14; Стихи // Поэзия на Пушкинской-10. Киев, 2009; Дайте жизни оболочку. М., 2010; Стихи // Звезда. 2010. № 12; Стихи // Дети Ра. 2010. № 9 (71), 2011. № 7 (81); Стихи // Футурум Арт. 2011. № 2 (27); Стихи // Нева. 2011. № 3; Стихи // Зинзивер. 2011. № 4 (24), 6 (26), 8 (28); Стихи // Слово/Word (Н-Й). 2011. № 69; Стихи // Перекрёстное опыление: антол. одного стих. СПб., 2011; Стихи // Палитра созвучий: альм. СПб., 2011; Франц Кафка в русской культуре. М.: ИЦ РУДОМИНО, 2012; Лучшие стихи 2011 года: поэтич. антол. М.: ОГИ, 2013; [Стихи] // Литературен свят. 2014. № 58, янв.; [Стихи] // Невский альм. 2015. № 4 (84); [Стихи] // Зарубежные записки: междунар. ж-л. 2016. № 30; и др.

Лит.: Давыденков А. Эхо (4-я кн. стихов) // Зинзивер 2008. № 3–4 (11–12); Казарновский П. Родство с настоящим // Зинзивер. 2009. № 2 (14); Степанов Е. Предисл. // Фрумкин-Рыбаков Ю. Дайте жизни оболочку. М., 2010; Киулин С. Актуальное интервью Е. Степанова // Персона PLUS (интернет-изд.). 2011. № 1; Лихтенфельд Н. Рец. на кн. Ф.-Р. «Дайте жизни оболочку» // Лит. известия. 2011. № 4 (72); Лихтенфельд Н. Рец. на кн. Ф.-Р. «Дайте жизни оболочку» // Дети Ра. 2011. № 5 (79).

А. Домашёв

  • Фрумкин-Рыбаков Юлиан Иосифович