Габбе Тамара Григорьевна


ГÁББЕ Тамара Григорьевна [ 16.3.1903, СПб. - 2.3.1960, М.] - прозаик, переводчик, фольклорист, драматург, критик-литературовед.

Родилась в семье воен. врача Григория Михайловича Г. и его жены Евгении Самойловны. Отчим - Соломон Маркович Гуревич.

Училась в лен. Ин-те истории искусств (в студ. годы, зимой 1924/25, познакомилась с Л. К. Чуковской, с кот. были дружны до посл. дней). Л. Чуковская: «Еще в студенческие времена Туся мне рассказывала, что ощущение счастья связывается у нее всю жизнь с мыслью, с подаренной ей, осенившей ее, новой мыслью. Религиозная мысль впервые посетила ее в детстве. Маленькой девочкой, в Выборге, она стояла вечером у окна, слегка раздвинув шторы. За окном, в луче света, опускался снег, и она впервые ощутила огромность вселенной, единство жизни, свою причастность к миру и неизбежность смерти».

В кон. 1920-х Г. работала редактором в детском отд. «Госиздата», кот. руководил С. Я. Маршак, была его помощницей и советчицей. В 1937 редакция лен. «Детиздата» была разгромлена и прекратила своё существование. Некот. сотрудники (включая Л. Чуковскую) были уволены, другие, в т.ч. Г. - арестованы. В 1938 получила освобождение. Во время Великой Отеч. войны оставалась в блокадном Л-де, потеряла дом, близких. В теч. семи лет была сиделкой у постели безнадёжно больной матери. После войны жила в М. Посл. годы была неизлечимо больна (рак желудка).

В нач. 1930-х напис. неск. повестей для детей - « Гулливер у лилипутов: По сюжета Свифта » (1931, в соавт. с З. Задунайской) и « Повар на весь город » (1932, в соавт. с З. Задунайской).

Как редактор Г. умела точно и лаконично судить и понимать тв-во рецензируемых ею авторов. О В. Шкловском говорила: «В его работах встречаются интересные мысли. Но вот знаете: есть такие собаки, которые умеют родить щенков, а выкармливать, воспитывать не умеют. Так и Шкловский: родит мысль, а додумать ее, вырастить, поставить в связь с другими - не в состоянии. Кто-то другой должен подбирать его мысли и выхаживать, растить их. Сам он из них ничего толкового сделать не способен». Или еще: «Прочитала книгу Нечкиной “Грибоедов и декабристы”. Интересная книга. Но самое большое место в ней все-таки занимает и: Грибоедова нет, декабристов тоже маловато, а вот и тянется 700 страниц».

Выступала как лит. критик, написала ст. « И так и не так » (1933, в соавт. с З. Задунайской, А. Любарской, Л. Чуковской), « О школьной повести и о ее читателе » (1938), « Повесть о детстве и повесть для детей » (1939), « Книги Л. Пантелеева » (1939), « Евгений Чарушин » (1940).

По словам Л. Чуковской, «в литературе, к сожалению, не проявился ее главный талант: она была одним из самых тонких знатоков русской поэзии, какого мне случилось встретить за всю мою жизнь».

Самая изв. часть наследия Г. - пьесы « Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» (1943), «Хрустальный башмачок» (1943), «Авдотья Рязаночка» (1946), «Оловянные кольца» (1953, «Волшебные кольца Альманзора» - по мотивам сказки Эдуарда Лабулэ «Зербино-нелюдим»), сказка-комедия в четырех действиях « Сказка про солдата и змею » (1958).

Кроме того, занималась фольклористикой, наиболее значительная работа в фольклоре - кн. « Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи » (вышла посмертно, в 1966, в Новосибирске с двумя послесл. - С. Маршака и В. Смирновой). Ранее (но тоже посмертно) вышел сб. « По дорогам сказки » (в соавт. с А. Любарской; М., 1962).

В. Смирнова: «Это был человек одаренный, с большим обаянием, с абсолютным слухом в искусстве, с разнообразными способностями в литературе: кроме пьес для театра, она писала критические статьи и лирические стихи, кот. по глубине чувства и музыкальности стиха сделали бы честь большому поэту».

Г. написаны и обработаны многочисленные народные сказки - « Сказка про Василису Премудрую», «Про двух братьев - про богатого и бедного», «Сват Наум», «Петров день», «Змеиный язык», «Волшебное зеркало», «Чудо-чудное», «Фалалей Фалалеев сын», «Солдат и Смерть», «Про матроса Проньку», «Служба солдатская», «Копченое яйцо», «Про богача и скрипача», «Про бедного старика и жадного попа», «Сказка-былина про Илью Муромца», «По щучьему веленью», «Торбочка-собирайка», «Илья-пророк и Миколай-угодник», «Отцов друг», «Змея», «Три сухаря», «Про Петра Великого и про солдата», «Тяжелая рука», «Клад», «Сказка про Волокиту», «Морока», «Про мельника», «Собака и волк» «Как лешой на войну ходил», «Лесной кум», «Свети, светило! » и др. (большая часть опубл. после смерти Г.).

Автор-сост. антологий «Лукоморье: Сказки русских писателей» (1952, в соавт. с И. Халтуриным), «Как петушок попал на крышу» (1954, в соавт. с А. Любарской), посмертно - «По дорогам сказки» (1962, в соавт. с А. Любарской), «Двенадцать месяцев: Хрестоматия» (в соавт. с А. Любарской, С. Маршаком).

При жизни Г. в её переводах и пересказах неоднократно издавались французские народные сказки, сказки Ш. Перро, сказки Г. Андерсена, братьев Я. и В. Гримм, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и др.

Г. принадлежит перевод с чешского и новый сценический вариант (совм. с Ф. Даниэл и Б. Метальниковым) пьесы И. Тыла «Волынщик из Стракониц» (1952, Центр. детский театр).

Некот. постановки пьес Г.: - «Волшебные кольца Альманзора», Моск. академич. театр сатиры ; 1959 - «Хрустальный башмачок» («Золушка»), Калужский обл. драм. театр ; 1960 - «Сказка про Солдата и Змею», Орловский обл. драм. театр ; - «Волшебные кольца Альманзора», Саратовский ТЮЗ и др.

Некот. экранизации: « Город мастеров » (Беларусьфильм, 1965, реж. В. Бычков; « Кольца Альманзора » (киностудия им. М. Горького, 1977, реж. И. Вознесенский ); « > Оловянные кольца » (Лен. телевидение, 1983, реж. < Г. Селянин ) и др.

Г. написан сценарий мультфильма по сказке Э. Лабулэ «Зербино-нелюдим» - « Исполнение желаний » ( Союзмультфильм , 1957; неопубл.).

К. Чуковский: «Из-за своей глупой застенчивости я никогда не мог сказать Тамаре Григорьевне во весь голос, как я, старая литературная крыса, повидавшая сотни талантов, полуталантов, знаменитостей всякого рода, восхищаюсь красотой ее личности, ее безошибочным вкусом, ее дарованием, ее юмором, ее эрудицией и - превыше всего - ее героическим благородством, ее гениальным умением любить. И сколько патентованных знаменитостей сразу же гаснут в моей памяти, отступают в задние ряды, едва только я вспомню ее образ - трагический образ Неудачности, кот. наперекор всему была счастлива именно своим умением любить жизнь, литературу, друзей».

С. Маршак: «Все, что написано Тамарой Григорьевной (а она написала замечательные вещи), должно быть дополнено страницами, посвященными ей самой, ее личности, такой законченной и особенной. Она прошла жизнь легкой поступью, сохраняя изящество до самых последних минут сознания. В ней не было и тени ханжества. Она была человеком светским и свободным, снисходительным к слабостям других, а сама подчинялась какому-то строгому и непреложному внутреннему уставу. А сколько терпения, стойкости, мужества в ней было, - это по-настоящему знают только те, кто был с ней в ее последние недели и дни. Ей было чуждо преклонение перед громким именем или высоким положением в обществе. Да и сама она никогда не искала популярности и мало думала о своих материальных делах».

Похоронена в М. на Новодевичьем кладб. (участок № 5) вместе с матерью и отчимом; автор памятника - брат Михаил Г.

В 2010 на телеканале «Культура» вышла передача о Г. «Волшебница из Города мастеров» в авторском цикле С. Дмитренко «Писатели детства» (реж. А. Судиловский).

Соч. : Город мастеров: сб. М., 1958 (1961); Быль и небыль. Новосибирск, 1966.

Лит.: Чуковская Л. В лаборатории редактора. М., 1960; Любарская А. За гранью прошлых дней: Заметки о Маршаке и его редакции // Нева. 1995. № 2; Чуковская Л. Памяти Тамары Григорьевны Габбе // Знамя. 2001. № 5.

  • Габбе Тамара Григорьевна