Галецкий Юрий


ГАЛÉЦКИЙ Юрий (собств. Ушаков Юрий Васильевич) [18.11.1954, Л-д] ― художник, поэт, прозаик, переводчик.

Два года учился на германском отд. фак-та иностранных яз. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Работал электриком, осветителем, библиотекарем, сторожем.

С кон. 1960-х читал книги А. Солженицына, В. Набокова, стихи М. Цветаевой, О. Мандельштама, И. Бродского, Л. Аронзона, О. Седаковой. Познакомился с М. Генделевым и А. Снисаренко, в нач. 1980-х ― с кругом Д. Волчека. Участвовал в создании ж. «Молчание», «Митин ж-л», «ДиМ».

С нач. 1970-х пишет стихи. Выпустил машинописные поэтич. сб. « Семь лет пути » (1981), « Дар дыхания » (1982), « Третий Реквием » (1983), « Берег Итаки » (1984), « Новое Небо » (1985), « Петербуржские письма » (1987), « Происхождение » (1989), « Кардиограмма дерева » (1995) и мн. др. Три посл. сб. включают тексты, напис. Г. с 1973.

Написал прозаич. произведения: « Исход художника К. », « Общий вагон », « Нагое лицо », « Комната » (совм. с Д. Волчеком), « Было холодно », « Мюзик-холл лилипутов », « Чаепитие в Гондурасе », « Люболь », « Флейта », « Свит », « Старик в аквариуме », пьесу « Плач обезьянки », мн. коротких (три-четыре страницы) новелл. В соавт. с Е. Шопотовой сделал свободный перевод произведений Р. Брэдбери («Дерево») и К. Грэхэма («Ветер в ивах»).

В тв-ве Г. можно уловить переход от романтизма, созвучного петерб. мистической традиции, к постмодернизму российского варианта, в основе кот. ― ирония, гротеск, алогизм, изощренная игра культурных ассоциаций. В поэме « Фуга города » образ СПб. предстает как «прекрасный бред поэзий, алкоголическая сладкая купель, благоденствий балаган».

Печ. (в т.ч. под псевд. Лев Яснополянский, Герцог, Г. Кон и др.) в самиздатских ж-лах и сб. «Молчание», «Митин ж-л», «Обводный канал», «Часы», «Голос», «Эос», «Сумерки», «ДиМ» (произведения для детей), в сб. «Утро сторожа: Поэзия работников охраны г. Петербурга», «Блеск и нищета космонавтов», в моск. самиздатском ж. «Поиски».

В 1983 приложением к ж. «Молчание» вышел написанный совм. с Д. Волчеком роман « Комната », в 1990 приложением к «Митиному ж-лу» ― его поэтич. кн. « Китайские пейзажи Александра Пушкина ».

В 1980-е в связи с участием в неофиц. культурном движении неоднократно вызывался для «бесед» в КГБ. Единственная типографская публ. в эти годы ― в детском ж. «Топ-Шлеп» (1990. № 1), изд. С. Низовским.

С нач. 1990-х занимается журналистикой, редактурой, пишет сценарии для киностудии «Леннаучфильм». Продолжает писать лирич. стихи, занимается визуальной поэзией (см. сб. «24 поэта и 2 комиссара»).

Соч.: Стихи // Голос. 1978. № 10; Фуга города: Поэма // Часы. 1979. № 18; Стихи // Часы. 1980. № 23; Стихи // Молчание. 1983. № 4, 7; Плач обезьянки: пьеса // Часы. 1984. № 49; Чаепитие в Гондурасе // Митин ж-л. 1985. № 1; Люболь: рассказ // Обводный канал. 1986. № 9; Мюзик-холл лилипутов // Митин ж-л. 1987. № 18; Единорог // Митин ж-л. 1988. № 24; Стихи // Сумерки. 1989. № 3, 7; Песни позднего декаданса // Митин ж-л. 1990. № 34; Стихи // Индекс–2: Альм. М., 1993; Стихи // 24 поэта и 2 комиссара: сб. / под ред. В. Кондратьева, М. Виноградовой. СПб., 1994.

  • Галецкий Юрий