Галушко Татьяна Кузьминична


ГАЛУ́ШКО Татьяна Кузьминична [25.1.1937, Л-д - 4.10.1988, Л-д, похоронена на Казанском кладб. в г. Пушкине] - поэт, прозаик.

Отец (украинец) - мастер цеха фабрики игрушек, мать (еврейка) - Елена Григорьевна Бамунер - сестра изв. лен. фотографа Семена Бамунера, работала бухгалтером.

С началом Вел. Отеч. войны отец был призван в армию, пропал без вести в 1944. Во время войны мать и дочь успели выехать из блокадного Л-да и оказались в Душанбе; вернулись в 1946.

После окончания школы год работала в больнице им. Куйбышева (ныне Мариинская). В 1954 поступила в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1957 похоронила мать, вышла замуж за Р. Шабалина, начинающего поэта. По окончании ин-та с 1960 работала в Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12 (зав. отделом экспозиции), куда её пригласил пушкинист А. Гордин. В 1963 после гибели мужа у Г. осталась 3-летняя дочь. В 1967 вышла замуж за К. Санасаряна, учёного-кибернетика. У них родились два сына. В кон. 1988 после продолжительной болезни скончалась.

Г. ещё школьницей начала пис. стихи и заниматься в ЛИТО Дворца пионеров. Перв. публ. появилась в 1957: 4 стих. в сб. «Первая встреча» (Вып. 2). По словам О. Тарутина, в книге была представлена «великолепная когорта учеников Г. Семёнова и среди них - Татьяна Галушко» (Нева. 1989. № 6), уже «по тем молодым её стихам чувствовалась её будущая бесстрашная мощь» (Нева. 2000. № 4). Затем публ. в альм. «Молодой Л-д» (Л., 1962, 1964), в колл. сб. «Живут на Неве поэты» (М., 1966). В кон. 1950-х - нач. 60-х посещала руководимое поэтом Гл. Семёновым ЛИТО при ДК им. Первой пятилетки. Дружила с И. Бродским, С. Довлатовым, Я. Гординым, А. Кушнером, В. Соснорой. В 1966 вышла 1-я кн. стихов «Монолог» , в кот. включила 24 стих. Критик и переводчик Т. Хмельницкая стала её перв. «официальным» критиком; на страницах «Дня поэзии 1967» она писала: «Самые ранние стихи Галушко отмечены остротой проблемой исканий, тревогой о судьбах поколения, беспокойным и беспощадным раскрытием себя, прямым автобиографизмом… в сб. “Монолог” выкристаллизовывается подлинный, присущий именно ей поэтический характер, несмотря на то что эта книга неровная… Лучшие стихотворения Галушко - “ Молдавские стихи ”, “ Хочу непонимать ”, “ Посреди всех успехов и удач ”, “ Есть этот город ”, “ На тихих облаках моихнебес ”, “ Салака ” и особенно цикл “ Медея ”. Стихи эти отличаются интенсивностью творческого процесса и почти физической достоверностью воплощения».

В 1971 вышла кн. «Равноденствие» , в кот. включено 10 стих. из «Монолога». Любовь, материнство, тв-во, любимый город на Неве, родная страна (Карелия, Молдавия, Грузия, Армения) - таков круг тем этой кн., «дневника души». А «стержнем, - пишет Л. Кузьмичева, - являются картины природы, чередование месяцев составляет календарь…». Критик выделяет стихи, обращённые к Пушкину: « Набережная Мойки», «Бильярд Пушкина в Михайловском», «Пушкин и Ризнич ». Др. рецензент книги отмечает: «…стихотворения Т. Галушко совершенно явно принадлежат к ленинградской школе. Налицо строгий, классический лад, отсутствие ярких эффектов, скрупулёзность в разработке темы… К одним из лучших относятся “ Стихи, написанные в Молдавии ”, а также “трагические в своей основе” - “ Сыну”, “Памяти Р .”» (А. Медведев). Сборник, по мнению критика, «производит единое, цельное по своему духу впечатление, хотя и есть в нём стихи, мешающие единству».

След. книгой Г. стал вышедший в 1981 «Образ» . «Раздумья поэтессы о творчестве, любви, материнстве, - пишет критик Н. Банк, - “упорно восходят” к Отчизне, её вдохновляющей и спасительной силе… Родина - это и Ленинград, и срединная Россия, и властно, счастливо вошедшая в жизнь, звучащая в именах сыновей (Армен, Тигран) Армения… интересно проследить, как смешивается в стихах дыхание севера и юга, невской воды и камня гор, как соединяются в поэтической речи разными краями земли дарованные и созвучные им строгость, напевность и - раскалённость». А. Пикач выделяет в книге тему войны (« Мы по Ладоге ехали ночь на пролёт…», «Семнадцатилетние», «Он былмальчишка рыжий …» и др.), «кот., коснувшись детства, осталась болью на всю жизнь. С особой силой звучит эта тема в стих. “ Памятник воинской славы на Ивановских высотах (из истории создания) ”. Это рассказ о том, как автора стихотворения удостоили высокой чести: 8 строк её были выбиты медью на каменной стене - памятнике погибшим в блокаду». Замечая, что дети «редко становятся предметом поэтич. переживаний», критик утверждает: «Но вот у Галушко их дыхание - в дыхании стихов постоянно: “Мне холодно. Хочется сада, / Шуршанья ветвей, соловья, / Но больше всего - чтобы рядом / Дышали мои сыновья”» (« Ночью »).

На четвертую книгу стих. Г. содержательную рец. написала М. Палей. В сб. «Древо времени» (1988) звучит «пронзительный, безутешный голос прощания с жизнью». К моменту выхода этой книги Г., «уже давно знавшая о безнадёжности своей болезни, мужественно доживала земной срок». Она умерла в нач. октября и, как и многие настоящие поэты, предсказала в стихах своей посл. час: «Утешает в тоске об исходе / С облетающим лесом родство: / Пусть уйду, когда в щедрой природе / Гибель выглядит как торжество». Палей отмечает сходство Г. с М. Петровых и в стихах, и в чертах характеров, и в судьбах: «ранняя утрата “мужа, друга, брата” (как писала Петровых) и - главное - общая любовь: Армения». Об этом сходстве сказала и сама Г. ещё в кн. «Образ»: «Я, как Мария Петровых, / Была собою - во-вторых, / А кем была во-первых, / Не знаю. Разными людьми. / Тобою. Нашими детьми…» Решая проблему, стоящую перед каждой поэтессой (что важнее - творчество или семья, поэзия или дети), Г. делает «материнский» выбор (« Имена моих детей», «Стихи о посмертной славе »). Итоговая книга Г. заканчивается стих. « Ответ », в котором автор признаёт, что стихотворство не смогло превысить в ней «жар чадолюбия» к её троим детям и что, пройдя свой путь до конца, в заслугу себе она ставит именно это. Несмотря на все беды, трудную судьбу, долгую мучительную болезнь, она чувствовала себя счастливой: «Меня любила жизнь. Троих детей / Мне даровала. Это ли не дар!» (« За всё заплачено - не забудь !»).

После смерти Г. её друзьями в ж-лах «Нева» (1989. № 6; 1994. № 9) и «Лит. обозрение» (1992. № 10) напеч. три подборки её ранее не публиковавшихся стихов. Как отметил О. Тарутин, «Т. Галушко была истинной ленинградкой и по рождению, и по блокадному младенчеству, по кровно наследованной культуре, по нерасторжимым душевным связям» (Нева. 1989. № 6). Сб. стихов 13 известных лен. поэтов (Г. Горбовский, А. Кушнер, Н. Слепакова, В. Соснора и др.) «То время - эти голоса» (Л., 1990) посвящён «светлой памяти Т. Галушко… талантливой, победно женственной и несломимо мужественной». По словам составителя М. Борисовой, Г. «получила горькое право выступить с самыми последними своими стихами, писавшимися, когда роковой медицинский диагноз стал известен и ей самой». А в 2003 вышла мемориальная книга Г., составленная Р. Зеленовой. Здесь её проза и поэзия окружены многослойным контекстом: воспоминаниями, стихами, отрывками из писем её друзей. В книге 5 разделов. Первые два включают стихи о любви и детях, о друзьях. Далее по хронологии располагаются стихи из её 4-х книг. В одном из разделов представлены стихи «пушкинской темы», а также проза: главы из книг « Раевские мои …» (1991), « Пушкинский календарь » (1991), неопубликованные историч. эссе (« Пушкин и его жена глазами современницы», «Рукою Пушкина», «Свидетельство чиновника Ивановского »).

Т. Хмельницкая в петерб. поэзии 1980-х выделяла два полярных пути - «последовательной прозаизации стиха» (Н. Кононов, А. Пурин, А. Машевский) и «повышенного внимания к звуковой плоти слова» (Н. Галкина и др.). Ярким представителем второго и являлась Г.: «…она избрала в своём творчестве звуковое и корневое сближение слов, их внутреннее родство… Принцип звуковых ассоциаций в лирике Г. воплощён наиболее полно и оправданно» (Т. Хмельницкая. Два полюса). Очень точную характеристику поэзии Г. в одном из писем дал Д. Дар: «Стихи её сразу же поразили меня предельной искренностью и раскаленностью слова. Они даже внешне на неё похожи - неуловимой линией женственности и ярости одновременно. И хотя в них много чарующей Армении, как в стихах Марии Петровых, например, я-то в них слушаю и слышу голоса ленинградских набережных и дворцов. И слышу пространство Марсова поля и Летнего сада. Галушко, несомненно, мастер звука в строке. И стихии. У Кушнера мне дороги детали и оттенки. У Галушко - открытость судьбы и обезоруживающая меня откровенность».

Г. родилась в трагическом 1937-м («Я родилась в тот самый год, / Когда кровопролитный пот / Застлал России лбы и очи»), ребёнком пережила «сороковые, роковые» («Своё детство не люблю. И позволь / Не писать, не говорить о нём. / Там, к чему ни прикоснёшься, - боль»), осознала себя, своё призвание в «оттепельные» годы, обманчиво поманившие надеждой новой жизни. В « Стансах 1980 года », опубл. уже после её смерти, она так определила своё время и место в нём: «По улицам, не помнящим родства, / Я прохожу вдовою поколенья, / Которому покаялась Москва, / Потом назад забрала откровенья» (Нева. 1989. № 6). За участие в знаменитом лит. вечере 30 янв. 1968 в Доме писателя она надолго была лишена возможности публичных выступлений. Прочитанные на том вечере стихи - « Осенние импровизации в Армении » - она смогла опубл. лишь через 20 лет (Звезда. 1988. № 5). Приём в СП состоялся только в 1977. В трудную минуту своей жизни Г. написала: «Жизнь прошла, а музыкой не стала». Но в др. стихах читатель находит опровержение этому трагич. приговору: «Куда иду? Зачем была жива, / В календарях зачёркивала числа? / Ужель, чтоб диктовала мне слова / Гармония, не помнящая смысла» (« Река в низине. Рощица окрест …»). Г. осознаёт свою миссию - быть инструментом в руках гармонии. Как считает Слепакова, Г. «до конца исполнила своё предназначение на земле» (Нева. 1994. № 4). Сегодня сбываются пророческие слова Г.: «Со временем тайный и точный резец / Представит характер, судьбу и кончину… / И, гордо подняв золотую вершину, / Творенье предстанет само, как творец» (Нева. 1989. № 6).

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 602. 33 х ед. хр. 1937–97. Архив вкл. рукописи стихотворений, сб. «Монолог» (1966), «Календарь», «То время - эти голоса» и др., а также переписку с поэтами В. А. Соснорой, Г. А. Трифоновым, А. Н. Чепуровым и др.; фото.

Соч.: Монолог: стихи. Л., 1966; Равноденствие: стихи. Л., 1971; Образ: стихи. Л., 1981; Древо времени: кн. стихов. Л., 1988; Пушкинский календарь: рассказы. Л., 1991; «Раевские мои…». Л., 1991; Стихи // Звезда. 1988. № 5; Стихи // Нева. 1989. № 6; «Раевские мои ...» / подг. текста, комм., подбор ил. Т. Калининой; ред. Э. Кузнецова. Л.: Лениздат, 1991; Пушкинский календарь: повествование в двенадцати рассказах с приложением: для среднего школьного возраста / худ. А. Данилов. Л.: Детская лит-ра, 1991; Стихи // Лит. обозрение. 1992. № 10; Стихи // Нева. 1994. № 9; <Санасарян Т. К.> Лит. экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина (Итоги и перспективы. Анализ образно-семантической структуры. Тематическое обоснование и маршрут новой экспозиции в доме Волконских) // Пушкинский музеум: альм. СПб., 1999. Вып. 1; Жизнь. Поэзия. Пушкин. СПб., 2003; Стихи // Поэзия делает землю красивой / сост. А. Г. Раков. СПб., 2014; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016; Стихотворения и поэмы / сост. М. Бокариус, Т. Нешумова. СПб., 2018.

Лит.: Хмельницкая Т. О первых книгах // День поэзии 1967. Л ., 1967; Кузьмичёва Л. Календарь чувств // В мире книг. 1971. № 11; Медведев А. При ясном свете // Москва. 1973. № 9; Банк Н. «Упорно восходящая строка…» // Нева. 1982. № 8; Пикач А. «Час особенный…» // Лит. обозрение. 1984. № 5; Палей М. Отпечаток огня // Лит. обозрение. 1989. № 12; Петрова Т. Галушко Т. «Раевские мои…» // РЖ. Общ. науки в России. Сер. 7. Литературоведение. 1992. № 2; Хмельницкая Т. Два полюса // Лит. обозрение. 1992. № 7–9; Слепакова Н.[О Т. Галушко] // Лит. обозрение. 1992. № 10; Парчевская И. Поэт и время. Иосиф Бродский в стихах Т. Галушко // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. СПб., 2000.

В. Влащенко

  • Галушко Татьяна Кузьминична