Гарин-Михайловский Николай Георгиевич


ГÁРИН-МИХАЙЛÓВСКИЙ (наст. - Михайловский, псевд. - Н. Гарин) Николай Георгиевич [8.02 [20.02] 1852, СПб. - 27.11 [10.12] 1906, СПб.] - инженер, писатель, путешественник.

Отец - Георгий Антонович Михайловский, из дворян Херсонской губ., служил в уланах. Во время Венгерской кампании отличился в деле под Германштадтом (25 июля 1849 г.), атаковав с эскадроном улан каре венгерцев, при котором были две пушки. Г. А. Михайловский получил ранение, был награждён орденом св. Георгия 4-й степени. После завершения кампании представлялся с «образцовой командой» императору Николаю I, был зачислен в лейб-гвардии Уланский полк. Позже стал восприемником старших детей императора. Вышел в отставку в чине майора. Мать - Глафира Николаевна, урождённая Цветинович (в др. написании - Цветунович). Происходила из дворянской семьи сербского происхождения.

Николай детство провёл в Одессе. Учился в одесской Ришельевской гимназии. В 1871 после окончания курса гимназии поступил на юридический факультет Петербургского ун-та, но отучился лишь год. Провалился на экзамене и решил, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом. Оставил университет и в 1872 году поступил в Институт путей сообщения. Заявлял, что принадлежал к числу т.н. «облыжных» студентов, видевших цель обучения не в приобретении прочных знаний, а в получении диплома, дающего право служить по специальности.

Во время обучения пытался заниматься сочинительством, но повесть из студенческой жизни, представленная в редакцию одного из петербургских журналов, была отклонена. Неудача на много лет отбила у Г.-М. охоту к литературному творчеству.

Летом 1876 года работал в Бессарабии на железной дороге кочегаром. Тесное знакомство с людьми труда, с работой кочегара и машиниста способствовали формированию личности Г.-М.

Окончание учёбы в Институте путей сообщения совпало с периодом Русско-турецкой войны (1877–1878) - летом 1878 года Г.-М. окончил курс и получил диплом инженера. Был направлен старшим техником в Болгарию, где участвовал в строительстве порта и шоссе. В 1879 г. «за отличное исполнение поручений в минувшую войну» получил первый из своих орденов гражданской службы. Позже впечатления времён службы в Бургасе использованы им в повести «Клотильда» (1899).

Весной 1879 г. получил место на строительстве Бендеро-Галацкой жел. дороги, зарекомендовал себя с хорошей стороны, начал продвигаться по службе. Летом того же года женился.

Зимой 1879-1880 гг. поступил на службу в Министерство путей сообщения. Весной 1880 г. участвовал в строительстве отвоёванного у Турции порта Батум, был помощником начальника участка на строительстве железной дороги Батум – Самтредиа. По окончании строительства был переведён начальником дистанции бакинского участка Закавказской жел. дороги. Среди сослуживцев выделялся щепетильной честностью и болезненно воспринимал стремление коллег к личному обогащению. В конце 1882 г. подал в отставку по собственному объяснению.

В 1883 г. поселился с женой в имении Гундоровке в Бугудурусланском уезде Самарской губ. Располагая довольно значительным оборотным капиталом (около 40 тысяч рублей), намеревался создать в Гундоровке образцовое хозяйство на помещичьих землях.

Экономические дела в имении Михайловского шли хорошо, однако вступил в открытый конфликт с крестьянами, в результате чего последовала серия поджогов. Семья почти разорилась, они решили оставить деревню. Имение было поручено управляющему.

В мае 1886 г. поступил на службу в созданное Временное управление казённых железных дорог. Получил назначение на Самаро-Златоустовскую жел. дорогу. Впечатления этого периода жизни получили отражение в письмах жене и в неоконченной повести «Вариант». В то же время написал документальную повесть «Несколько лет в деревне». Осенью 1890 г. переслал рукопись в Москву с одним из знакомых, имевших связи в литературных кругах. Тогда же начал работу над автобиографической повестью «Детство Тёмы».

По ряду обстоятельств ослабленный московский журнал «Русское богатство» по предложению К. М. Станюковича перешел в руки новой редакции, официальной издательницей его числилась теперь Надежда Михайловская (Г.-М. внес пай в перекуп журнала). В первых трёх номерах обновлённого журнала была напечатана повесть «Детство Тёмы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин». Псевдоним был придуман совместно со Станюковичем - от Гари, сокращённого имени сына Михайловского. Повесть была очень благожелательно встречена и читателями, и критикой. Не меньший успех имела книга очерков «Несколько лет в деревне», печатавшаяся с марта 1892 г. в номерах журнала «Русская мысль». Автор выдвинулся в первый ряд писателей своего времени.

Частые экспедиции оставляли Г.-М. мало времени для литературного творчества, писал в дороге, урывками. Значительную часть его литературного творчества тогда составляли очерки. Но, несмотря на пристрастие Г.-М. к «малому жанру» - очерка и рассказа, литературную славу принес ему цикл автобиографических повестей. В 1893 г. появилось продолжение «Детства Тёмы» - повесть «Гимназисты». В 1895 г. издана была третья часть - «Студенты». Над четвёртой повестью этого цикла «Инженеры» Г.-М. работал с 1898 г. и до смерти. Опубликована в 1907 году, уже после смерти автора.

В 1891 году вновь вернулся к работе инженера, руководил работами на участке «Челябинск - Обь» Западно-Сибирской жел. дороги. Летнее время проводил на изысканиях, ненадолго выезжая в Челябинск, где жила семья. К этому времени относятся первые заметки Г.-М., публиковавшиеся в провинциальной прессе, о проблемах развития железнодорожного дела.

В июле 1892 года получил должность заведующего изысканиями на строительстве Казано-Малмыжской жел. дороги. В том же году, после литературного дебюта в качестве беллетриста, возобновил свою публицистическую кампанию в печати как специалист-инженер. Его критические заметки по разным проблемам развития в России железнодорожного дела печатались, под разными псевдонимами, в столичных и провинциальных журналах и газетах (например, в «Волжском вестнике» и «Ирбитском ярмарочном листке»).

В министерских кругах публицистическая деятельность Михайловского встречена была резко отрицательно и принесла ему прозвище «узкоколейщика». Дело дошло до того, что министр путей сообщения потребовал от Михайловского прекращения выступлений в печати. Не считая возможным подчиниться, он подал в отставку (1894), но без работы не остался и в дальнейшем проводил изыскания по поручениям Казанского, Вятского, Костромского, Волынского земств. В Самаре в 1895 г. познакомился с М. Горьким.

В сентябре 1895 г. стал руководителем строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги, ввёл на строительстве небывалые порядки: выборность администрации, коллегиальность в принятии решений, общественный контроль за финансами. История борьбы за воплощение этого проекта в жизнь дала богатый материал для написанной вскоре книги очерков «В сутолоке провинциальной жизни».

После завершения дел, связанных со строительством Кротовско-Сергиевской железной дороги (введена в эксплуатацию 16 августа 1897 г.), Г.-М. задумал совершить «для отдохновения» кругосветное путешествие. Однако в последний момент он получил от Петербургского географического общества предложение присоединиться к северокорейской экспедиции А. И. Звегинцова. Экспедиция имела главной задачей исследование сухопутных и водных путей сообщения вдоль северной границы Кореи и далее, по восточному побережью Ляодунского полуострова до Порт-Артура. Экспедиции стала для Г.-М. составной частью кругосветного путешествия. Научные результаты своих наблюдений и исследований в Корее и Маньчжурии, давших ценные географические сведения о малоизведанных территориях, Г.-М. опубликовал в специальных изданиях: «Отчёты членов осенней экспедиции 1898 года в Северной Корее» (1898) и в «Трудах осенней экспедиции 1898 года» (1901). На основе дневниковых записей написана была книга о путешествии (публиковалась первоначально в виде отдельных очерков под общим названием «Карандашом с натуры» в девяти номерах научно-популярного журнала «Мир Божий» за 1899 год).

За время путешествия Михайловским было записано до 100 корейских сказок, но одна тетрадь с записями была потеряна в пути, потому число сказок сократилось до 64. Впервые были изданы в 1903 г. Записи оказались самым значительным вкладом в корейскую фольклористику: ранее были изданы лишь 2 сказки на русском языке и семь сказок на английском языке. В предисловии автор утверждал, что собственная роль его сводилась к фиксации текста со слов переводчика. Однако отдельные места опубликованного текста указывают на литературную обработку, произведённую писателем.

Сделавшись известным в столичном обществе не только как литератор, но и как путешественник, Г.-М. получил приглашение в царский дворец. Последовала встреча с царской семьёй, точная дата которой не установлена. Сохранилось два мемуарных свидетельства, записанные по рассказам Г.-М.: М. Горького и М. К. Куприной-Иорданской.

В 1903 выслан из СПб. за подписание вместе с другими литераторами протеста против избиения студентов и публики, демонстрировавшей у Казанского собора» (события 4 марта 1901 г.). Был «отдан под надзор полиции».

В сентябре 1906 г., вернувшись из Манчжурии, Г.-М. обосновался в Санкт-Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. Скоропостижно скончался 10 (27) декабря 1906 г. от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки».

Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб. Надгробие создано в 1912 году (скульптор Л. В. Шервуд).

Тетралогия «Детство Темы» многократно переиздавалась в советское и более позднее время. По характеристике критика Д. Мирского, гаринские повести о мальчиках, в своё время соперничавшие по популярности с произведениями Лидии Чарской, с годами не потеряли своего обаяния, ибо «написаны с большой теплотой, и читатель начинает относиться к персонажам, словно это мальчики, которых он знал всю жизнь». «Деревенские панорамы» и другие рассказы вышли отдельно под заглавием «Очерки и рассказы» (СПб., 1893–1895).

Как специалист-инженер, Николай Георгиевич горячо отстаивал в «Новом времени», «Русской жизни» и др. изданиях постройку дешёвых железных дорог. Путешествия по Дальнему Востоку описаны в путевых заметках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899). В том же году увидели свет «Корейские сказки».

Адреса в СПб.: 1900–1901 - Моховая улица, д. 32; 1903–1904 - Сергиевская улица (ул. Чайковского), д. 38.

В СПб. на здании по адресу Московский пр. д. 9 в 1984 году была установлена мемориальная доска (скульптор В. П. Петин, архитектор В. И. Черепанов) с текстом: «Здесь учился писатель-демократ Гарин-Михайловский Николай Георгиевич крупный инженер-строитель Транссибирской магистрали».

Писатель Л. Тынянова написала детскую книгу «Неукротимый Гарин» (1974). Писателем В. А. Чивилихиным была создана биографическая книга о Гарине-Михайловском «Дорога», опубликованная уже после смерти автора по его архивным материалам. В романе «Дорога» на примере жизни писателя Гарина-Михайловского автор изображает российскую действительность конца XIX века.

Соч.: Собрание сочинений: в 5 т. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1957–1958.

Лит. : КЛЭ; Быков П. В. Критико-библиографический очерк // Гарин Н. Полное собрание сочинений: в 8 т. Пг., 1916. Т. 1. С. 8; Миронов Г. М. Поэт нетерпеливого созидания: Н. Г. Гарин-Михайловский: Жизнь. Творчество. Общественная деятельность. М.: Наука, 1965. 159 с.; Юдина И. Ю . Н. Г. Гарин-Михайловский: Жизнь и литературно-общественная деятельность. Л.: Наука, ЛО, 1969. 238 с.; Н. Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников. Новосибирск, 1983; Гордович К. Д . Н. Г. Гарин-Михайловский и писатели-современники: учеб. пособие по спецкурсу. Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический институт, 1984. 136 с.; Гордович К. Д . Гарин Н. // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. Т. 1. А–Г. С. 524-526; Никульков А. В . Н. Г. Гарин-Михайловский: Современник из прошлого века. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1989. 183 с.; Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. С. 530; Шаламов В. Т. Гарин-Михайловский // Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979. М., 2005. С. 223–224.

К. Гордович

  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич