Гаврильчик Владлен Васильевич


ГАВРИ́ЛЬЧИК Владлен Васильевич [27.11.1929, Термез] - поэт, художник.

Родился в караван-сарае в пустыне Кызылкум между заставой, где служил его отец, пограничник Василий Борисович Г., и г. Термез. Воспитывался в интернате для детей военнослужащих. В 1943 зачислен в Ашхабадское худож. училище, но после гибели отца в Курском сражении, был определен в Ташкентское Суворовское воен. училище, где получил среднее образование (1943–47). В 1951 закончил Лен. высшее военно-морское пограничное училище. Служил на кораблях погранфлота Тихоокеанского округа.

В 1955, после увольнения в запас в связи сокращением Вооруженных сил, возвращается в Л-д. Работает в центр. конструкторском бюро з-да штурманских приборов. Мн. времени уделяет худож. самообразованию, занимается в читальных залах Публичной биб-ки, в биб-ке Академии художеств. В 1957 поступил в изостудию ДК работников пищевой промышленности, но вскоре был отчислен за «формализм». Важной для себя считает встречу с М. Цибасовым и Л. Каценельсоном, учениками П. Филонова.

В те годы посещает домашний лит.-философский салон В. Крейденкова, участников кот. объединяет интерес к индуистской философии. По словам поэта, в это время им были прочитаны кн., во многом определившие его дальнейшие жизненные приоритеты («Махабхарата», Р. Тагор «Тв-во жизни (Садхана)», Р. Роллан «Сравн. исследование мистики Запада и Востока», драматургия Метерлинка (Автобиография ). У Крейденкова состоялось знакомство Г. с кругом молодых поэтов.

Вслед за увлечением рисованием, у Г. появляется тяга к поэтич. тв-ву. Перв. стихи напис. во время этюдов. Совм. с К. Ивановым, тогда аспирантом философского фак-та ЛГУ, организует лит. кружок, «заседания» кот. проходят в лит. играх, написании буриме - тренировке поэтич. техники; выпускается самиздат. газ. «Сексуальная правда», с подзаг. «Интимный орган».

В 1967 в лен. Доме архитектора состоялась перв. персональная выставка Г. В 1970 устраивается шкипером на баржу и «полностью посвящает себя искусству» (Автобиография). В 1971 принимает участие в квартирной выставке, проходившей в мастерской В. Овчинникова (Кустарный пер.), в 1974 - в «Выставке двадцати» дома у К. Кузьминского. Живописные работы Г. были представлены на выставках лен. художников-нонконформистов в ДК им. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975).

Перв. значительная публикация поэзии Г. - 20 стих. - состоялась в парижском альм. «Аполлон-77» под рубрикой «Из книги “Бляха-муха изделия духа“». К. Кузьминский, комментируя это назв., звучащее как раешная прибаутка, отмечает: «Закомпоновать в одну короткую фразу 4, а то и 5 лексических рядов - это по плечу только блестящему поэту!» (Кузьминский К. Лейтенант Гаврильчик // У Голубой лагуны. Т. 4А). Сам автор так объясняет свой замысел: «Я назвал этот сборник “ Изделия духа ”. Дело в том, что каждый аппарат, кот. мы выпускали, назывался “изделием” (изделие №…), - получалось, что я живу среди одних изделий. Я был очень чуток ко всякой фальши, в том числе к лингвистической, она меня приводила в бешенство» (Автобиография). Стихи, составившие сб., напис. в 1965–74. Согласно лит. энц. «Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е», сб. «Изделия духа» был собран автором в 1973 (3 экз., машинопись). Три стих. из него были опубл. в английском переводе в сб. лен. поэтов «Через» (США, 1975)

В «Изделиях духа» уже ощутим индивидуальный почерк Г. - установка на игровую поэтику, наличие яркого сатир. начала, использование приемов языковой игры, - позволяющий говорить о нем как о наследнике комич. линии русской поэзии, последователе К. Пруткова, В. Курочкина, Г. Жегулева, поэзии «Сатирикона». Поэтич. эксперименты Г. втор. пол. 1960-х, в т.ч. их соц. заостренность, близки поисками поэтов-лианозовцев (Е. Кропивницкого, Вс. Некрасова, Я. Сатуновского). В предисл. к публикации в альм. «Аполлон-77» В. Петров отметил среди источников, питающих поэтику Г., фольклорную составляющую - заветные сказки, лубок.

Предмет сатиры в «Изделиях духа» - русский яз. сов. эпохи. В комм. к кн. « Изделия духа » (СПб., 1995) цикл охарактеризован как «упражнения в канцелярском стиле». Один из приемов игровой поэтики Г. - создание по образцу «новояза» авторских неологизмов, сложносокращенных слов, пародирующих аббревиатуры названий учреждений, механизмов, воен. объектов и т.д. Предполагая, что в любом слове скрыты «сокращенные» элементы, герой-«маска» у Г. слагает лирич. вирши на «советском» языке: «Погасли звезды, утреннее небо / Сиреневый приобретало цвет. / Торжественно вставало ленгорсолнце / Приятный разливая ленгорсвет» («Спецстихи», 1966); «Период захсолнца. Пора лирмгновений. / Законные чувства вторгаются в грудь. / С любдевой стою в коллективе растений. / Волнуюсь, за родину гордый чуть-чуть» (1967). Прием обнажения языковых шаблонов у Г. предвосхищает опыты деконструкции московских концептуалистов (напр., стих. Г. «Шкандыбаю мимо окон...», 1965).

В сб. «Изделия духа» вошли неск. «немецких» стих., напис. Г. макароническим стихом («Упругий ветер налететь », 1965, «Я по Невскому гулялся...», 1965, «То был народное гулянье ...», 1965, « Была зима! Шумела ель...», 1967) в духе шуточной поэзии И. Мятлева. Обращается Г. и к стилизации («Ты про любовь гадала на ромашке...» , 1962, «Колбасники, едритвою...» , 1966).

Семь стих. из сб. «Изделия духа» («Тезис о луне », 1967, «Молодые организмы», 1966, «Шкандыбаю мимо окон...», 1965, «Я прибыл к тебе на предмет поцелуя...», 1969, «Период захсолнца», 1967, «Колбасники, едритвою...», 1966, «Мальчик рылом роет книжку...», 1974) опубл. в антологии лен. неофиц. поэзии «Острова» (Л., 1982). Подборка из 26 текстов (в т.ч. 17 стих. из «Изделий духа») включена К. Кузьминским в антол. новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» (Т. 4А).

В 1970-е Г. печ. в самиздат. сб. «Живое зеркало», «Лепта». В 1977 в сотрудничестве с Г. Приходько фотоспособом выпустил поэтич. кн. «Опус любви» (10 экз.). Стих. Г. нач. 1970-х тематически близки сб. «Изделия духа», их отличает формальная сделанность. Стремясь к совершенствованию мастерства, поэт работает над рифмой. Он применяет разорванную, составную и др. типы рифм. В стих. «На ржавой палубе шаланды...» (1973), «Солдат рубает пирожок...» (1975) и др. разорванные рифмы использованы в каламбурной функции в традиции Ш. Бодлера, И. Анненского, В. Маяковского, напр.: «Теперь, если встретятся где-то, в метро, / Парень с девчонкой, про это / Скажем прямо, что он не Ро- / Мео, она не Джульетта» («Читает студентка в научном труде ...», 1970). Вслед за Маяковским применяет и такой редкий тип рифмы, как разнесенную и спрятанную.

В 1983 фотоспособом в сотрудничестве с Г. Приходько издал сб. « Случайные стихи » (10 экз.). В сер. 1980-х публ. в самиздат. ж. «Обводный канал», «Митин ж.». Одна из важных особенностей этого периода тв-ва - игровое использование «чужого текста». Цитатность в поэзии Г. по своей функции ближе традиции «перепевов» в поэзии искровцев (обращение к типу строфы, сюжету, ритмико-синтаксич. структуре, отд. строкам). Цитата из классич. поэзии у Г., «внедряясь» в др. контекст, всегда звучит иронически. Среди часто цитируемых Г. авторов: А. Пушкин («В праздник наш революцьионный / Все ликуют, все поют... / Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают...»), М. Лермонтов («И скучно и грустно. Обыденность давит...»), А. Блок («А тебе (пусть злится вьюга) / В белом венчике из роз, / В сладком сне, моя подруга, / Да привидится Христос...»). Отметим и применение ритмическо-синтаксич. моделей поэзии для детей 1920–30-х (оригинальное и переводное тв-во Маршака, поэтич. репертуар ж. «Чиж» и «Еж», в т.ч. обэриутов).

В 1980-е пишет полит. сатиру («Нас мотало в метро. И в лабазах давили...», 1979, «Вот цветок на всю катушку...», 1980, «Не рисуй войну, художник ...», 1980). Один из поэтич. приемов - высмеивание полит. штампов через опредмечивание метафоры («Приснилось мне звериное лицо / Америки...», 1980) Однако в целом для него более характерно развитие той линии «Сатирикона», кот. идет от бытового юмора П. Потемкина, нежели от полит. сатиры Саши Черного.

Большинству стих. Г. 1970–80-х свойственна предметность образов, очерковость, заставляющие вспомнить поэтич. мир сб. «Столбцы» Н. Заболоцкого («У помойки на объедках...», «Как мило падает снежок», «Матросики дерутся...» ). Но в отличие от героев-философов Заболоцкого лирич. герои Г. не посторонние наблюдатели, регистрирующие мира « страшные черты», а зощенковские типы, - персонажи-«маски», порожденные сов. эпохой: поэты-дилетанты, воспевающие родину и труд. Автором представлены «изделия» их духа, их языковое сознание («Претензия», «Русский вальс», «Прихряю с работы счастливый, усталый» и др.). Г. создает пародии на дилетантские подражания своих персонажей разным поэтич. жанрам. Комич. эффект создается за счет контраста между ритмико-интонационнной моделью жанра (напр., дружеского послания, жестого романса и т.д.) и его лексическим наполнением - материалом сов. эпохи (советизмы, канцерялизмы), а также столкновения неск. лексич. пластов: традиционных поэтизмов, штампов рев. лозунгов и патриотич. стихов, канцеляризмов, разговорного просторечия («Опус любви», «На круглых коленях твоих лежит...», «Красная песня», «Светает. Горлинка гудет...» и др.). Есть у Г. и др. тип персонажей - работяги-пропойцы («Накануне я постригся...», «Накануне годовщины»), поэты-маргиналы («Поэт стирал свои носки» ). Г. привлекает поэтика антиэстетизма. Создавая речевую характеристику такого персонажа, поэт мастерски использует просторечие, вульгаризмы. Отметим и прием снижения лирич. тем («Или это показалось?», «В ненастный день толпы среди...», «Присядем. Подруга. Горох и свинину...», «Человек, томим талантом...»).

Г. стремится к разнообразию строфич. и ритмич. моделей, он использует как классич. размеры, так и дольники и акцентный стих.

В кон. 1970-х - нач. 80-х обращается к жанру ироико-комич. поэмы («Поэт и царь », 1979, «Гаденыш», 1979, «Доктор Фосген, или смерть птички», 1983, «Геройское», 1985). Особенность этого жанра у Г. в соединении приемов лит. и фольклорной традиций (анекдота, театра Петрушки).

В основе сюжета поэмы «Геройское» (перв. публ. - ж. «Стебок». 1992. № 1) анекдоты о Василии Ивановиче (Чапаеве). Поэма напис. в бурлескном ключе и представляет собой травестирование патетич. строя лиро-эпич. поэмы о героич. свершениях на полях Гражданской войны. Интонационно-ритмич. план «Геройское» восходит к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин», однако поэма Г. является не столько пародией на «Теркина», сколько низовым развитием ее темы. В 2005 поэма «Геройское» вышла отд. изд. с рис. О. Флоренской (изд-во «Красный матрос»), кот. «в своем оформлении умело соединила традиции газетной и рекламной графики начала ХХ века с традициями советской книжной иллюстрации 1930-х годов» (Елисеев Н. Патриах // Эксперт. 2005. № 47). В рец. на изд. Н. Елисеев указал еще один лит. прототип Василия Ивановича из поэмы Г. - гл. героя романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Герои поэмы «Доктор Фосген, или смерть птички» (перв. публ. - Гаврильчик В. Изделия духа) - традиц. персонажи народного театра: Коломбина, Петрушка, Генерал. Сюжет «Доктора Фосгена» представляет собой ироико-комич. переосмысление гетевского «Фауста». Интертекстуальный пласт пьесы обширен и включает в себя не только русский и европейский фольклор, но и оды М. Ломоносова, стихи А. Пушкина, А. Введенского, натурфилософские поэмы Н. Заболоцкого.

В 1990-е изданы сб. стихов Г. «Японский бог» (СПб., 1994) и итоговая кн. «Изделия духа», в кот. вошли все поэтич. произведения автора, напис. им до 1994. В послесл. к кн. Б. Дышленко называет одну из определяющих черт для всего тв-ва Г. (поэтического, живописного) - он «изображает созданные советским искусством и историей мифы обо всех явлениях этой жизни» (Дышленко Б. Гаврильчик. Мифы и действительность).

В 2004 в серии «Авангард на Неве» выходит худож. альбом Г., представляющий его живописное тв-во и «шип-объекты» (См.: Боровский А. Норматив Гаврильчика // Владлен Гаврильчик [Альбом]). Работы Г.-художника находятся в ГРМ, в Гос. Третьяковской галерее, в Zimmerli Art Museum (Нью-Йорк, США), в частных коллекциях. В 2008, в продолжение сотрудничества Г. с митьками, изд-во «Красный матрос» выпустило СС поэта «Комедийный анбаръ» в оформл. А. Флоренского. В кн., наряду со стихами, включены прозаич. опыты Г.: «Генерал Твердыня», «Порнографическая поэма», «Под флагом капитана Шнапса». В рец. на кн. Д. Давыдов называет Г. первопроходцем на пути становления лен. соцарта, «не изобретенного позже изощренного механизма декодирования соцреализма, но открытой, незамутненной радости извлечения абсурда как из окружающей действительности, так и из самого процесса стихосложения» (Новый мир. 2008. № 8).

В 2008 Г . присуждена премия альм. «Петрополь» «за неустанный художественный поиск в живописи и поэзии». Осенью 2009 в честь 80-летия Г. состоялись две его персональные худож. выставки: «Ars longa, vita brevis» (Арт-холл «МонаКо», СПб.) и «Делаю Вам красиво» (галерея «Борей», СПб.).

Соч.: [Стихи] // Апполон-77: Альм. Париж, 1977; [Стихи] // Острова: Антол. Л., 1982; [Стихи] // У Голубой лагуны: антол.: в 5 т., 9 кн. / Сост. К. Кузьминский. Ньютонвилль, 1980–86. Т. 4А; [Стихи] // Семь дней. 1984. № 46; Поэт и царь // Митин ж. 1986. № 11; Питейное дело // Митин ж. 1986. № 12; Зима. Бой Руслана с головой // Даугава. 1988. № 9; [Стихи] // Человек и природа. 1989. № 12; Гаденыш // Черновик. 1990. № 4; [Стихи] // Лабиринт / Эксцентр. 1991. № 1; «За окошком, сударь, стужа-с...» [Стихи] // Индекс: альм. М., 1993. Вып. 2; Японский бог. СПб., 1994; Изделия духа / сост. Л. Клемушиной. СПб., 1995; Поэт и царь // Шинель Пушкина: Сб. М.-СПб., 2000; [Стихи] // Поэзия втор. пол. XX в. / сост. И. Ахметьева и М. Шейнкера. М., 2002; Упражнения в ужасной словесности: Стихи, проза. СПб., 2004; Геройское. СПб., 2005; «Комедийный анбаръ»: СС. СПб., 2008; [Стихи] // Актуальная поэзия на Пушкинской-10: антол. / сост. Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. Киев, 2009; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 1.

Лит.: Петров В. [В. Гаврильчик] // Аполлон-77. Париж, 1977; Крейд В. О поэзии Владлена Гаврильчик // У Голубой лагуны. Ньютовилль, 1980–86. Т. 4А; Кузьминский К. Лейтенант Гаврильчик // Там же; Дышленко Б. Гаврильчик. Мифы и действительность // Гаврильчик В. Изделия духа. СПб., 1995; Уфлянд В. Дважды Гаврилиссимус // Там же; Клемушина Л. Введение в поэзию В. В. Гаврильчика // Там же; Нестеровский В. Владлен Гаврильчик // Ленинграл. 70-е. В лицах и личностях / сост. Л. Скобкина. СПб., б.д.; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Гаврильчик В. В. // Огрызко В. Русские писатели. М., 2004; Боровский А. Норматив Гаврильчика // Владлен Гаврильчик [альбом] / автор-сост., ред. Г. Приходько. СПб., 2004; Елисеев Н. Патриарх // Эксперт. 2005. № 47 (252). 12 дек.; Художники лен. андеграунда: Биогр. словарь / Сост. Л. Гуревич. СПб., 2007; Давыдов Д. О книге В. Гаврильчика «Комедийный анбаръ» // Новый мир. 2008. № 8; Гаврильчик В. Автобиография // Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Ю. Валиева

  • Гаврильчик Владлен Васильевич