Гаврилов Лев Николаевич
ГАВРИ́ЛОВ Лев Николаевич [5.1.1931, Казань] - поэт-сатирик, автор стихов для детей.
Отец - рабочий, мать - студентка Казанского ун-та, вскоре после рождения сына перевелась в Технологич. ин-т в Л-де. Здесь в дальнейшем Г. пережил перв. год блокады, был эвакуирован по ладожскому льду на Большую землю. По возвращении (1945) некот. время, прервав учебу в школе, работал токарем на з-де «Пневматика» (1947–48). В 1951 окончил школу, в 1956 - Лен. военно-механический ин-т, получив распределение в конструкторское бюро, где и проработал вплоть до 2007, сначала инженером-конструктором, потом (с 1968) начальником отдела. Награжден знаком «Изобретатель СССР» и медалью Федерации космонавтики им. акад. С. Королева.
Перв. лит. публикация - сатирич. стихи в газ. «Краматорская правда» (1954), во время прохождения производственной практики на местном з-де. Перв. книжка - «Тик-так» (стихи для детей, 1957). В дальнейшем изд. около 20 книг (некот. - в соавт. с В. Сусловым), не считая многочисленных публикаций в колл. сб. Отд. книги, мгновенно расходясь, вскоре выходили повторным изд. В 1956–67 участвовал в работе коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш». Член КПСС с 1956. В теч. ряда лет вел секцию поэзии в телевизионном клубе молодежи.
Сатирич. и юморист. стихи Г. отмечены художнич. зоркостью, творч. изобретательностью. Его юмор добр и человечен, он редко возвышает свой голос до уровня яростного обличительства, что не мешает ему, однако, затрагивать мн. больные проблемы обществ. жизни. В 1960-е было популярно одно из стих. Г.: «На Карповке вбивают сваи. / Вбивают вдоль по берегам. / Грохочет баба паровая / И сваи бьет по головам. / Работает, вбивает честно, / Лишь пузыри идут со дна. И ставит сваи - все на место, / Чтоб не торчала ни одна. / Грохочет баба паровая, / И я у берега стою, / Смотрю, как забивают сваи, / Держусь за голову свою». Только раз, по свидетельству автора, прочитанное на лит. вечере, стих. немедленно было кем-то подхвачено и разошлось по городу - факт, значимый не только для биографии поэта-сатирика, но и для характеристики всей лит.-обществ. атмосферы тех лет. Лишь годы спустя состоялась публикация стих. - в сб. «То время, эти голоса: Ленинград, поэты оттепели» (СПб., 1990) и антол. «Самиздат века» (Минск, 1997). Более благополучной была судьба стих. «Смешной старик» , также очень популярного: «…Он первым в трамвай никогда не войдет, / Он вежливо женщин пропустит вперед, / А если девчонки замнутся на миг, / “Прошу вас, пожалуйста”, - скажет старик. / Он в нашем районе любому знаком, / Его называют смешным стариком, / И кто-то веселый сказал ему вслед: / “Прошу вас” пошел… Ну и вежливый дед! / Видать, довоенный, хотя без наград. / Последний остался на весь Ленинград!» Стих. почти лирическое. Но и в этом случае редакторы при очередной публикации, случалось, уговаривали Г. смягчить заключительную строчку хотя бы до уровня вопроса: «Неужто последний на весь Ленинград?» (так - в кн. « Весы ». Л., 1986).
Скрытое, а то и явное лирич. начало присутствует во мн. стихах Г., как, напр., «Слава» : «На перроне полустанка / Остробуженская Новь / Нагадала мне цыганка / Деньги, счастье и любовь. / Я прошу у юной павы, / Обаятельно шепчу, / Что хочу всемирной славы, / Просто черт-те как хочу! / Но сказала молодая, / К удивленью моему: / “Я на это не гадаю, / Это надо самому”».
Изредка Г. пишет и публикует и чисто лирич. произведения, такие как воен. «Баллада о хлебной корке» (с посвящением матери и патетическим финалом: «Поклон вам, женщины России, / Спасибо, мама, и прости…»). Баллада - произведение сюжетное, в данном случае сюжет «придуман» самой жизнью, однако Г. не чуждается и сюжетов фантастических, и тогда баллада превращается в притчу. Вот, напр.: «человек нашел мешок ума…» («Ум» ) и озаботился: что же с ним делать? Как извлечь выгоду из нечаянной находки, как при этом не попасть впросак? Думал-думал, но так ничего и не придумал: «Дело в том, что ум лежал в мешке, / В голове, как прежде, не хватало». Или - «Совесть» : «Хотел бы я, в газетах роясь, / Прочесть такое как-нибудь: / “Товарищи, пропала совесть, / Прошу нашедшего вернуть…”» И далее старый, еще щедринский мотив о пропавшей совести раскрывается в реалиях и лексике нашего времени. В притче «Душа» - о бедняге, которого после смерти не принял ни ад, ни рай, поскольку он, предъявив множество справок, не смог предъявить главное - душу, можно при желании найти перекличку с киплинговской «Балладой о Томлинсоне», с героем кот. приключилось примерно то же самое. Мишени сатиры Г. часто традиционны (ибо вечны), но трактовка их вполне современна.
Расширяя свой творч. диапазон, Г. пишет стихотв. фельетоны, шуточные рекламные тексты, сказки, «лит. загадки и небылицы», « Вежливые советы », где действуют короли, принцессы и графы, и т.д. Удаются ему юмористич. миниатюры (как, напр., цикл «Гостинцы и подарки» : «Ты очень занят: Бал, банкет, пикник… / Ты десять лет в глаза не видел книг. / Я новенький букварь тебе дарю ― / Хоть буквы повтори по букварю». Или: «Взгляни, какой прелестнейший кочан! / Он точно подойдет к твоим плечам, / Когда, увидев пару стройных ног, / Ты потеряешь голову, сынок». Или - «Яблоко» : «Я, как Парис, держал его в руке, / И замерли богини вдалеке, / Но я мигнул обманчивой судьбе / И, как всегда, принес его тебе». В посл. случае, как это нередко у Г., юмор переходит в лирику. Примечательна в этом отношении поэтич. «хроника» собств. жизни (перв. публ. - Нева. 2007. № 3), где наиболее значительным датам в биографии автора и страны посвящены отд. стих., иногда лаконичные четверостишия, иногда - небольшие сюжетные баллады. Так, факт своего рождения в 1931 поэт отметил миниатюрой: «Что жизнь дается в наказанье, / Не знал, а то бы ни за что / Рождаться бы не стал в Казани, / А выждал лет хотя бы сто». Нашлось место в хронике и годам репрессий, и воен. испытаниям (1942: «Треснул лед, и кто-то взвизгнул, / И полуторка - под лед. / Для кого - Дорога Жизни / Для кого - наоборот»), и «постперестроечным» реалиям (2004: «Стоят путаны косяком / На каждой магистрали. / При коммунистах о таком / Мы даже не мечтали»). Полностью этот цикл, охватывающий период вплоть до 2008, опубликован в кн. Г. «Сатира» (СПб., 2009).
Член СП СПб.
Награжден орденом «Знак Почета», медалями.
Соч .: Так Так. Л., 1957; Забавные медвежата: стихи. Л., 1958; Слоненок Рам. Л., 1958 (1959); Хитрый еж: стихи / в соавт. с В. Сусловым. Л., 1960; Чертова дюжина: стихи. Л., 1960; Сатирические стихи, фельетоны, басни, шутки. Л., 1961; Говорят, что я веселый. Л., 1969; Диалоги. Л., 1975; На веселом стадионе / в соавт. с В. Сусловым. Л., 1980; Всем на удивление: сказка. Л., 1980; Сатиры рядовой. Л., 1981; Страна друзей / в соавт. с В. Сусловым. Л., 1982; Три стрелка: сказка для мальчиков. Л., 1988; Поговорили и хватит? Л., 1990; Сатира. СПб., 2009; «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013.
Лит .: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.
И. Фоняков