Герман (младший) Алексей Алексеевич


ГÉРМАН Алексей Алексеевич [4.9.1976, Л-д] - кинорежиссер, сценарист.

Родился в семье изв. кинорежиссера А. Ю. Германа и сценариста С. И. Кармалиты. Внук писателя Ю. П. Германа . Изначально не хотел идти по стопам отца. Выбрал специальность театроведа, кот., по его словам, должна была помочь ему найти себя и свое место в жизни. Однако вскоре бросил СПб. академию театрального искусства и поступил во ВГИК на режиссерский фак-т (мастерская С. А. Соловьева и В. Д. Рубинчика ). Учился непросто: долго искал свое, ставил отрывки, снимал короткометражные фильмы, не все из кот. оказались удачными. В 2001 окончил ВГИК и поступил на киностудию «Ленфильм». Тогда же снял короткометражные фильмы «Большое осеннее поле» и «Дурачки» .

В 2003 Г . дебютировал с полнометражным игровым фильмом «Последний поезд» , к кот. написал сценарий. Черно-белая картина, действие кот. происходит в годы Великой Отеч. войны , рассказывает о немецком враче, прибывшем на фронт и пропавшем без вести во время отступления. Доктор Фишбах (играет П. В. Романов, искусствовед, преподававший Г.) приезжает в тыл немецких войск. На вокзале его встречает водитель, кот. довозит до места назначения - госпиталя, кот. эвакуируется в связи с отступлением. В госпитале остаются лишь неск. человек, кот. ждут, что их заберут, однако за ними не приезжают. Из-за конфликта с врачом Фишбах уходит - по заснеженному полю, пытаясь найти дорогу. Киновед И. Зубавина отмечает: «Замечательное режиссерское решение: неспешная обстоятельность, с какой описано прибытие хирурга на Восточный фронт, находится в противофазе, в т.ч. ритмической, главному событию, происходящему здесь. Фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют. Вновь прибывший, да еще такой штатский с виду человек, никому не нужен». Действие картины разворачивается в особенном пространстве и времени, кот. можно сопоставить с состоянием сна, промежуточном между бытием и небытием. В бесконечных заснеженных полях заблудились - в буквальном и символическом смысле - ее жертвы. Картина демонстрирует каким образом такие понятия, как «вперед» и «назад», «наступление» и «бегство», обессмысливаются. В фильме показаны «потерявшиеся» люди: уйдя из госпиталя, Фишбах встречает немца, служившего почтальоном и тоже отбившегося от части. Вместе они доходят до леса и в заброшенной избушке находят умирающую женщину, потерявшую связь с внешним миром. В финальных титрах сообщается, что Фишбах пропал без вести. Семьи у него не было, со временем стерлась и память о нем.

Как объясняет Г., исходным мотивом при написании сценария стали факты из семейной биографии: его мать и бабушку спас от концлагеря немецкий солдат, сняв с поезда, кот. отправлялся в Германию. Примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. Эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца военврача, прибывшего последним поездом на передовую накануне отступления и пропавшего без вести. Возможно, семейная легенда в какой-то мере объясняет необычное преломление авторского взгляда на события Второй мировой войны. Зритель видит события с точки зрения немца, т.е. врага. Картина входит в полемическое противоречие с отеч. традицией фильмов на воен. тему: режиссер старается дистанцироваться от однозначного привычного деления на врагов и героев и предлагает понимание Второй мировой как общей для всех трагедии. Г. создает героя, кот. находится в промежуточном положении: он врач, а не солдат, он спасает, а не убивает. На Венецианском кинофестивале фильм получил приз Луиджи де Лаурентиса, спец. упоминание жюри дебютов. Удостоен премии «Ника» в номинации « Открытие года ».

В 2005 вышла вторая картина Г., «Гарпастум» (от латинского «Harpastum» - античная игра в мяч). Действие картины происходит в Первую мировую войну, фильм начинается с момента убийства эрцгерцога Фердинанда, однако в центре не грандиозные события истории, а судьба простых питерских мальчишек (в гл. ролях Д. Козловский, Е. Пронин), четырех друзей, кот. мечтают построить собств. футбольный стадион и играть в высшей лиге. Кинокритик Л. Малюкова: «Почему мир не заметил, как наступил на оглобли катастроф: революций, мировых войн, тотального террора? Мир упивался собой в поэтических салонах за кремовыми занавесками, в коллективных грезах о небе в алмазах, на футбольном поле... Люди играют в футбол, только играют в футбол, а в это время разбиваются их жизни. Даже не так: а в это время разбиваются вдребезги эпохи, трещат по швам империи, исчезают цивилизации. Вот про что тихий фильм Германа». Эпизоды с участием Блока, Ахматовой, Ходасевича и Вертинского не считываются западной аудиторией, но российскому зрителю задают углубленную перспективу. Кадр Г. нежен, прозрачен, акварелен, лиричен, режиссер постарался максимально передать предчувствие трагедий. На Венецианском кинофестивале «Гарпастум» был номинирован на «Золотого льва», получил отзывы в междунар. прессе. Картина куплена рядом стран. В России фильм получил премию «Ника» за лучшую режис. работу.

В 2008 вышла еще одна картина Г., в кот. на фоне ист. событий разворачивается личная трагедия гл. героя, - «Бумажный солдат» . Г. один из сценаристов фильма (В. Аркуша, Ю. Глезарова). В СССР идет подготовка к перв. полету человека в космос. Даниил Покровский (М. Нинидзе) - врач, работающий с первым отрядом сов. космонавтов. Гл. герой испытывает смешанное чувство понимания и непонимания того, что происходит. Он мечтает сделать в жизни нечто значительное, но при этом ощущает абсолютную обреченность всех устремлений. Доктор не знает, что произойдет с тем, кто полетит в космос, его пугает возможная смерть космонавта. Врач чувствует ответственность, мечется между верой и неверием. Параллельно с этими событиями развивается запутанная история отношений гл. героя: он оказывается в ситуации выбора между двумя любящими его женщинами (Ч. Хаматова, А. Шевелева). В финале картины во время старта первой ракеты-носителя « Восток » с космонавтом Гагариным на борту герой умирает от сердечного приступа.

С образом «бумажного солдата» (название взято из песни Б. Окуджавы) ассоциируется прежде всего гл. герой, доктор, а не космонавт, кот., готовясь к опасному полету, старается не думать о возможной смерти и держится смело и уверенно. Именно гл. герой представлен хрупким, бумажным, «фарфоровым» (через неск. минут после его смерти герои обсуждают разбившийся фарфоровый сервиз). Критик Н. Елисеев так интерпретирует фильм: «На уровне идейно-метафорическом это история про то, что несчастная нищая страна рванулась в космос благодаря своим издерганным, но фанатичным интеллигентам и спокойным, улыбчивым людям из народа. Отсюда изобразительный ряд: грязь, слякоть, бедность, и из нее рывок в космос». Картина была представлена на Венецианском кинофестивале и удостоена «Серебряного льва» за лучшую режис. работу. Г. получил и премию «Ника».

Картина «Короткое замыкание» (2009) состоит из пяти новелл о любви, объединенных в полнометражный фильм. В работе над фильмом принимали участие режиссеры Г., Б. Хлебников, И. Вырыпаев, П. Буслов, К. Серебренников, каждый из кот. снял одну из частей в собств. стиле. Г. создал новеллу « Ким » о человеке, попавшем в психиатрич. больницу. Каждый из режиссеров приглашает в собств. мир, но все истории сходятся в одной теме - любви. При этом все новеллы рассказывают о героях, кот. не способны признаться в своем чувстве и по сути не умеют разговаривать и слышать друг друга. Пять новелл альманаха репрезентируют пять разных стилевых направлений нового российского кино. Кинокритик А. Плахов обозначил стиль Г. как «нервную интеллектуальную рефлексию». В 2009 «Короткое замыкание» было представлено на Венецианском кинофестивале .

Короткометражный фильм «Из Токио» (2011) - совместный проект Г. и компании «Chivas Regal» (сценарий Г.). Это история об одиночестве, в кот. развиваются жизни двух людей, кот. потеряли близких. При этом они не чувствуют пустоту, ведь их родные в их воспоминаниях, они ощущают их рядом с собой. Премьера картины состоялась в 2011 на фестивале в Венеции.

Фильм «Под электрическими облаками» (2012) представляет собой переплетение новелл, взаимосвязанных рассказов о стране, в кот. парадоксальным образом соединилось прошлое, настоящее и будущее.

По словам Г., работу над новым фильмом он начинает только тогда, когда чувствует, что картина станет его личным высказыванием: «Делать кино просто так, чтобы чем-то заняться и заработать, наверное, нельзя. Снимать что-то “проходное”, расслабляться - неправильно. Не для мира, кот. все равно. Для себя. Потом очень сложно вернуться и поймать нужное состояние».

Помимо полнометражных картин Г. снимает много рекламных роликов. В 2007 снял ролик для рекламной кампании «Samsung K.I.N.O.». Идея кампании заключалась в том, чтобы дать российским кинорежиссерам возможность рассказать, чем для них является киноискусство. Г. был первым, кто рассказал о том, каким он видит кино. Он отметил, что самое важное, чтобы «каждый кадр внушал доверие, заставлял сопереживать». Ролик «K.I.N.O глазами режиссера» оказался успешным и в 2008 попал в short-list номинации «Film Lions» междунар. фестиваля рекламы «Каннские Львы». Работа стала победительницей Моск. Междунар. фестиваля рекламы (ММФР) в номинации «Телевизионная реклама».

В 2010 группа кинематографистов объявила о выходе из «Союза кинематографистов РФ» (предс. Н. Михалков). Тогда же Г. стал одним из учредителей альтернативного «Киносоюза» вместе с А. Германом, Э. Рязановым, А. Сокуровым, Ю. Норштейном и др. Ими было написано обращение «Нам не нравится», в кот. говорилось о нежелании подчиняться политике руководства союза, не устраивало насаждаемое единомыслие, кот. представлялось им отсутствием творч. продуктивности. Учредители подчеркивали, что выступают за вольную дискуссию, столкновение взглядов и свободный диалог.

В 2018 выпустил фильм « Довлатов ».

Лит.: Зубавина И. Шинель отца // Искусство кино. 2003. № 12; Кичин В. Траттория «Мостра» // Российская газ. 2003. 1 сент .; Кичин В. Венеция-2005: Рецепт гениальности // Российская газ. 2005. 8 сент .; Малюкова Л. Футбол на земле, уходящей из-под ног // Новая газ. 2005. 24 окт .; Давтян М. Три цвета века: страсть, война и игра // Московский комсомолец. 2005. 24 окт .; Стишова Е. Парадокс избыточного знания // Искусство кино. 2006. № 1; Васильев А. Он слышал, как он сказал: «Поехали!» // Сеанс. 2009. № 37–38; Елисеев Н. Метафора // Сеанс. 2009. № 37–38; Мнения о фильме «Бумажный солдат» // Сеанс. 2009. № 37–38; Лис А. Смешанный ассортимент // Сеанс. 2010. № 41–42 ; Степанов Вас. Берлин-2018. «Довлатов» Ал. Германа-мл. // Сеанс. 2018. 18 февр.

П. Павликова

  • Герман (младший) Алексей Алексеевич