Герман Юрий Павлович
ГЕ́РМАН Юрий Павлович [22.3(4.4).1910, Рига - 16.1.1967, Л-д, похоронен на Богословском кладб.] - прозаик, кинодраматург.
Отец Г. до мобилизации в 1914 был служащим казенной палаты, мать преподавала русский яз. в гимназии. «Четырех лет я попал на войну,- вспоминал писатель. - Отец был офицером, мать пошла за ним сестрой милосердия. В артиллерийском дивизионе - среди солдат, пушек, коней - прошло мое детство. И в полевом госпитале - у матери» (см.: Р. Файнберг). По окончании Гражданской войны отец работал фининспектором в Обояни, Льгове, Дмитриеве, Курске. Там Г. окончил школу, с 14 лет стал работать (суфлер, актер, репортер). В 1928 в газ. «Курская правда» напеч. перв. рассказ « Варька ». Переехав в 1929 в Л-д, поступил в техникум сценич. искусств на клубно-инструкторское отд., подрабатывал чернорабочим. В 17-летнем возрасте написал роман « Рафаэль из парикмахерской », кот. увидел свет в М. в 1931. Профессиональным писателем Г. стал считать себя с выходом романа « Вступление » (1931) вызвавшего положительную оценку М. Горького (Правда. 1932. 6 мая) и в дальнейшем инсценированного Г. вместе с Вс. Мейерхольдом. В 24 года стал делегатом I съезда писателей СССР (1934). Тогда же по направлению газ. «Известия» Г. пришел в уголовный розыск и надолго связал свой творч. интерес с чекистами.
Во время сов.-финляндской «зимней» войны 1939–40 был спецкорром ТАСС на Карельском перешейке. Во время Великой Отеч. войны служил в Заполярье как воен. корр. ТАСС и Совинформбюро. помимо воен. корреспонденций писал пьесы (в т.ч. в соавт. с Б. Рестом).
С 1945 по 1951 - зав. отделом прозы в ж. «Звезда». Статья Г. « О рассказах М. Зощенко: Вместо рецензии » (Лен. правда. 1946. 8 июл.) была осуждена в партийных постановлениях «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» как хвалебная по отношению к безыдейному писателю. Тем не менее в
В детстве зачитывался произведениями А. Конан Дойла и Р. Киплинга, что сказалось на «сюжетной азартности» его ранних книг (см.: «Жизнь, характеры, конфликты»), приводящей порой к схематизму. Так, в «Рафаэле из парикмахерской» все построено на борьбе комсомольской ячейки с обывателями и приспособленцами в годы нэпа. Во «Вступлении» автор поведал историю об американском ученом, поддавшемся энтузиазму перв. пятилетки и нашедшем счастье в трудовой Стране Советов. В повести « Бедный Генрих » (1934), изобличающей германский фашизм, Г. воплотил полит. конфликт эпохи в пределах индивидуального сознания героя. Такая прямолинейность оказалась действенной: книгу Г. среди прочих гитлеровцы сжигали на площадях, а жители сов. России писательскую манеру Г. приняли. Его роман « Наши знакомые » (1936 и др. изд.) привлек массового читателя как раз добротным отображением повседневного быта: сказалась жизненная школа автора. К кон. 1930-х у Г. определился и гл. герой. Это «врачеватели». Они предстали в двух планах: чекисты, искореняющие политич. зло (цикл рассказов для детей о Ф. Э. Дзержинском « Железный Феликс », 1938 и мн. др. изд.); работники милиции (самые значительные из публикаций - повести: Лапшин // Звезда. 1937. № 12; Алексей Жмакин // Лит. современник. 1937. № 10; 1938. № 9) и медики, служащие искоренению зла природы (пьесы Г. 1939 и 1940 о Н. Пирогове: « Сын народа » и « Друг народа »). Обращение к историч. теме, обозначившееся в годы Отеч. войны (повести « Далеко на Севере », 1943; « Студеное море », 1944) и приведшее к созданию романа о петровской эпохе « Россиямолодая » (1952 и др. изд.), укрепило читательскую популярность Г., но не стало глав. направлением в его тв-ве. Наиболее изв. произведение Г. - трилогия о враче Владимире Устименко (« Дело, кот. ты служишь », 1958; « Дорогой мой человек », 1962; « Я отвечаю за все », 1965 , и мн. др. изд.). Офиц. пресса и широкий читатель ставили образ героя трилогии, верного гражданскому долгу и высокой гуманности, в ряд таких прославленных персонажей сов. лит-ры, как Павел Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского) и Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого). Обладая даром жизнедоверительного повествования и став тем самым классиком «сов. беллетристики», Г. умело запечатлевал острые конфликты современности, что позволило ему принять успешное участие в создании ряда сценариев популярных кинофильмов (« Семеро смелых », 1936, реж. С. Герасимов; « Доктор Калюжный », 1939, реж. Э. Гарин и X. Локшина; « Дело Румянцева », 1956, реж. И. Хейфиц; « Дорогой мой человек », 1958, реж. И. Хейфиц и др.). Роман « Наши знакомые » перейдет на киноэкран в 1969 и привлечет внимание тысяч зрителей. По роману «Россия молодая» создан телесериал из 9 фильмов (1983), а поставленные на основе повестей Г. его сыном реж. А. Германом кинофильмы «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (1984) станут заметным явлением совр. искусства.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939) , орденом Красной Звезды (10.11.1944), медалями.
Проживал по адресу: Ленинград, Марсово Поле, д. 7, кв. 37.
Соч. : СС: в 6 т. Л.: Худож. лит-ра, 1975–77; Операция «С Новым Годом!». М., 1964; Жизнь, характеры, конфликты // Вопросы лит-ры. 1966. № 8; Подполковник медицинской службы. Буцефал. Лапшин. Жмакин. Воспоминания. Л., 1968, 1980; Вот как это было: повесть. М., 1978; Здравствуйте, Мария Николаевна!: повесть // Звезда. 1980. № 5.
Лит .: Русские сов. писатели. Прозаики. Библиогр. указатель. М., 1959; Файнберг Р. Юрий Герман: критико-биогр. очерк. Л., 1965 (доп. изд. - Л., 1970); БСЭ / под ред. А. М. Прохоровой. 3-е изд. М., 1971. Т. 3; Арьев Т. Врачи и медицина в трилогии Ю. П. Германа // Герман Ю. Я отвечаю за все. М., 1967; Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Филиппов Г. «Света другим, сгораю сам»: Об авторе этой книги // Герман Ю. Дорогой мой человек. Л., 1988; Клуге К. Соль земли. М.: Искусство, 1992; Фесенко Э. Я. История Северной войны в романе Ю. П. Германа «Россия молодая». Онтологические мотивы повести Ю. П. Германа «Студеное море» // Фесенко Э. Я. Притяжение Севера. Архангельск: САФУ, 2015.
Г. Филиппов