Герман Алексей Юрьевич


ГÉРМАН Алексей Юрьевич (Георгиевич) [20.7.1938, Л-д - 21.2.2013, СПб., похоронен на Богословском кладб.] - кинорежиссер, сценарист, актер.

Сын писателя Ю. П. Германа и Т. А. Риттенберг. Г. не предполагал связывать свою жизнь с искусством, ему хотелось стать врачом, но, уступив воле отца, подал док-ты на режиссерский фак-т ЛГИТМиК. Выдержав экзамены и пройдя собеседование, Г. поступил в ин-т (мастерская Г. М. Козинцева , рук. курса - А. А. Музиль ). Еще будучи студентом, Г. начинает сотрудничать с Г. А. Товстоноговым в БДТ. Там он поставил свой первый спектакль на малой сцене - украинскую муз. комедию «Фараоны». Там же был сопостановщиком спектакля «Поднятая целина». Плодотворно поработав с Товстоноговым (1961–64), Г. решает уйти из БДТ, чтобы сохранить себя как независимого режиссера. Его первым самостоятельным спектаклем стала сказка «Мал, да удал» , поставленная в Смоленском драм. театре .

В 1964 Г . начинает работать на киностудии «Ленфильм», сначала в кач-ве помощника режиссера у В. Я. Венгерова (картина «Рабочий поселок», 1965), затем как сорежиссер Г. Л. Аронова (картина « Седьмой спутник », 1967).

В 1968 должны были начаться съемки первой самостоятельной картины Г. по мотивам повести братьев Стругацких «Трудно быть Богом» . Г. написал первый вариант сценария вместе с Б. Стругацким, но после событий «пражской весны» на сценарий фильма был наложен запрет.

В 1971 Г . заканчивает работу над фильмом «Операция “С Новым годом!”». Сценарий Э. Я. Володарского основан на повести отца Г. События фильма происходят в дек. 1942 в оккупированной фашистами Псковской обл. В тылу немецких войск действует партизанский отряд под командованием б. сельского милиционера Ивана Локоткова (игр. Р. А. Быков). В плен бойцу отряда сдаётся бывший военнопленный, добровольно перешедший на службу к немцам , Александр Лазарев (игр. В. П. Заманский), кот. готов кровью искупить измену родине. Госкино посчитало фильм дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отеч. войны . Дебютная картина вышла в прокат только через 15 лет под названием «Проверка на дорогах» . В 1988 фильм получил Гос. премию СССР.

«Проверка на дорогах» строится на столкновении нравств. позиций героев-антиподов. Наличие чёткого конфликта отличает фильм от последующих работ Г., где фабульное начало подчинено «плотности и густоте передачи второго плана, объемности жизненной среды, свободе и многолинейности драматургического строения» (А. Липков).

В 1976 выходит лента «Двадцать дней без войны» . Писатель и фронтовой журналист Лопатин (игр. Ю. В. Никулин) едет в Ташкент , чтобы навестить семью погибшего сослуживца, побывать на съёмках фильма по своим очеркам, пережить недолгую любовь - провести двадцать дней без войны. Кинокритик Ю. Ханютин отмечает: «Никулин представляет человека ранимого, совсем не уверенного в своем мужском обаянии - от такого могла уйти жена, и неожиданную любовь он воспринимает как счастье, незаслуженный подарок судьбы... Было бы грубой ошибкой сказать, что Никулин - это “антигерой”. Но это “негерой” - в смысле противостояния традиционному парадному репрезентативному образу героя-фронтовика...» Фильм не понравился Госкино, но писатель К. Симонов, повесть кот. легла в основу картины, вступился за работу Г. В 1986 за нее Г. получил премию на Междунар. кинофестивале в Роттердаме.

В 1979 Г . приступает к съемкам фильма по повести отца «Начальник опергруппы» о работе отдела уголовного розыска г. Унчанска в 1930-е. Фильм, как и прежние картины режиссера, ожидала непростая судьба, он вышел на экран в 1984 минимальным кол-вом копий под назв. «Мой друг Иван Лапшин» . Г. так рассказывал о работе над фильмом: «Перед нами было два возможных пути - делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления - главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его - было нашей самой главной и самой трудной задачей». Сценарий был переписан: за основу расследования, проводимого в картине начальником уголовного розыска, Лапшиным (игр. А. Н. Болтнев), было взято реальное дело. Во время работы над сценарием в кач-ве консультанта выступал начальник лен. угрозыска, кот. рассказал сценаристам о деталях дела Тюрина и Соловьёва, положенного в основу сценария. Фильм получил ряд наград на междунар. кинофестивалях.

В 1985 Г . избран секретарём Союза кинематографистов СССР .

В 1990 Г . организовал «Студию первого и экспериментального фильма» (« СПиЭФ ») и был худ. руководителем киностудии вплоть до последних дней жизни.

С 1998 Г . вёл авторскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров .

В 1998 вышла картина Г. «Хрусталев, машину!» , историч. фильм о последних днях сталинского времени , снятый по написанному вместе с С. И. Кармалитой , женой Г., сценарию. Отношение к фильму было резко полярным. Лента попала в конкурсный показ в Канны и там не была понята. Критики охарактеризовали фильм как «нечто мрачное и тягостное», однако вскоре после конкурса мировая кинообщественность начала хвалить ленту. Фильм был включен в список 100 лучших кинокартин XX в.

В 1998 Г. присвоено звание народного артиста России, вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степ. В 2008 Г. получил орден почета «За большой вклад в развитие отеч. кинематографа и многолетнюю творч. деятельность».

В 2000 Г. приступил к съемкам черно-белой картины «Трудно быть Богом» . Работа над фильмом неск. раз надолго останавливалась из-за проблем с финансированием, потом возобновлялась вновь. Г. не дожил до премьеры, картина вышла в прокат в нач. 2014-го.

Действие «Трудно быть Богом» разворачивается в будущем в государстве Арканар на другой планете, цивилизация кот. находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Ин-та экспериментальной истории , ведущие наблюдение за развитием цивилизации. Гл. герой - Румата Эсторский (игр. Л. И. Ярмольник). По мнению Дэниеля Касмана, «фильм существует как скопление эпизодов, он почти лишен сюжета, хотя в центре его, очевидно, один “господин” Бог, чьи обширные знания и странное положение в обществе и мифологии этой планеты обрекают его на скитания по миру почти без смысла, надежды и радости».

Первые отзывы посмотревших, в основном коллег Г. по кинематографич. цеху, были положительными: отмечали масштаб работы, внимание к деталям, глубокий идейно-философский подтекст картины. Фильм сравнивали с картиной А. Тарковского «Андрей Рублёв» . Вместе с тем обозреватели отмечали, что режиссёр сильно отходит от книжного первоисточника.

Многие критики рассуждают об изобразительной, живописной стороне фильма, упоминая Босха и Брейгеля-младшего, сравнивая ленту Г. с их полотнами. Киновед А. Плахов писал после премьеры: «Сильнее всего воздействует на подсознание драматургическая композиция картины, имеющая больше общего именно с картиной, живописным полотном, чем с экранизацией романа или пьесы. Невероятная плотность кадра побуждает вгрызаться в материю экрана и рассматривать её по кусочкам, по фрагментам, по деталям, пытаясь выстроить в своей голове целое». Петербургский композитор В. Лебедев , написавший музыку к картине, отметил особенность тв-ва Г.: « Все его фильмы ассоциируются с блестящим изображением, точными костюмами, лексикой, но не с музыкальным решением. И в “Трудно быть Богом” - то же самое».

Мировая премьера картины состоялась 13 нояб. 2013 на Римском кинофестивале , посмертно присудившем Г. премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство (Lifetime Achievement Award), премьера фильма прошла вне конкурса. Организаторы отметили, что впервые в истории европейских фестивалей было принято решение присудить подобную награду ушедшему из жизни кинематографисту. Награду приняли вдова режиссёра и его сын А. Г.-младший .

Г. работал как сценарист ( «Торпедоносцы », « Жил отважный капитан », « Мой боевой расчет » и др.) и как актер («Замок», «Мания Жизели», «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» и др.).

В февр. 2013 Г. умер в клинике ВМА СПб. от почечной недостаточности .

Соч.: Что сказал табачник с Табачной улицы: киносценарии. СПб., 2006 (соавт. С. Кармалита); Предисловие // Евг. Шварц. Золушка. СПб., 2006; О дяде Жене, Екатерине Ивановне и собаке Тамаре // Воспоминания о Евг. Шварце. СПб., 2014.

Лит.: Вольфсон И. «Двадцать дней без войны» // Сов. экран. 1975. № 15; Москвина Т. «Двадцать дней без войны» // Сеанс. 1993. № 8; Ханютин Ю. «Двадцать дней без войны» // Искусство кино. 1997. № 7; Аркус Л. Обломок империи // Герман А., Кармалита С. Что сказал табачник с Табачной улицы. СПб., 2006; Вайль П. Сны о России // Там же; Быков Д. Надежда для Арканара // Огонёк . 2008. № 9. 3–9 март.; Вайль П. Жизнь при Германе // Российская газ. 2008. 18 июл. № 4710; Эко У. «…Именно о нас, о том, что с нами может случиться» // Новая газ. 2013. № 126. 11 нояб. ; Свиридова А. Алексей Герман: «Мы - рабы» // Дискурс. 2017.

П. Павликова

  • Герман Алексей Юрьевич