Гернет Нина Владимировна


ГЕРНЕ́Т Нина Владимировна [27.6(9.7).1899, Одесса - 1.4.1982, Л-д, похоронена в колумбарии СПб. крематория] - детский писатель, драматург.

Отец, Владимир Александрович Г., работал в 1898–1908 старшим лаборантом Одесской муниципальной лаборатории, с 1908 - её заведующий; с 1910 до конца дней - науч. рук. Винодельческой станции (позднее Ин-т виноградарства и виноделия); мать, Елена (Ольга) Алексеевна Жеребко-Ротмистренко - из семьи воен. моряков.

Член СП с 1934, член Международного Союза деятелей кукольного театра (УНИМА) с 1950, с 1980 - почётный член этой организации.

Худож. склонности Г. проявились с детства: сочиняла сказки, слушать кот. собирались все окрестные дети, ставила популярные в то время «живые картины». В годы учёбы во 2-й Мариинской гимназии Одессы получала пятёрки у строгого учителя словесности, уже тогда признавшего её несомненный лит. талант. После окончания гимназии с золотой медалью поступила на Высшие Женские курсы, но в условиях Гражданской войны не окончила. Зарабатывала на жизнь преподаванием физ-ры в школах. Сочиняла стихи, пьески «для внутреннего употребления», с участием подруг и друзей. В 1920 пришла в изв. «Коллектив поэтов», с участием Олеши, Багрицкого, Ильфа, где были одобрены и её стихи. Это была её перв. лит. школа.

Два стих. той поры « Незримой барышне » (ок. 1920) и «Единственное, что не продаётся...» (1921) были опубл. посмертно (газ. «Веч. Одесса», 1991, 30 окт.). В 1923 поступает в Одесский ин-т народного образования на словесно-лингвистич. отд., но решает уехать в Л-д для продолжения образования.

В Л-де поступает на режиссерский фак-т Ин-та сценич. искусств, ныне Академия Театр. искусства (1925–30). Для заработка преподает физ-ру в школе. Начиная с 4 курса преподаёт драматургию в Доме худож. воспитания детей. Стих. (скорее всего «Ленинграду »), напечатанное в ж. «Работник просвещения» (1926), дало повод сказать, что Г. «начала писательскую карьеру как поэт» (Сов. детские писатели 1917–57: Биобиблиогр. словарь / сост. А. Витман, Л. Оськина. М., 1961).

После окончания ин-та Г. направлена руководить театрализованной агитбригадой на Ижорском з-де, дела и люди кот. были описаны ею в кн. «Тринадцатый в мире» . (М.-Л., 1931). Кн. привлекла к Г. внимание С. Маршака, кот. создавал в то время новую детскую лит-ру и собирал для неё талантливых писателей. В сугубо «производственном» очерке Г. он усмотрел её возможности и предложил написать для детей кн. о детях. «Три палатки» (М.-Л.: ОГИЗ, 1933) - повесть о детском доме, выехавшем на лето в деревню. В таком доме Г. сама работала физкультурницей, близко наблюдала и изучала детей. Книга тиражом более 50 000 экз. разошлась быстро, и в следующем году тираж пришлось повторить. Книга переводилась на языки ряда народов СССР. Критика писала о ней: «Образы в повести Гернет настолько ярки и вместе с тем просты и чётки, что, безусловно, доходят до детей. Вот это уменье говорить образами, в образах передавать своё отношение к явлению - признак подлинной художественности» (Кон Л. Живой коллектив // Детская и юношеская лит-ра. 1933. № 6); книга попала в рекомендательные списки (напр., «Лучшую книгу - юным большевикам» // Резец. 1933. № 15, авг.). Книга показывала, как из отдельных, очень разных личностей складывается дружный коллектив.

В ходе работы над кн. Г. сблизилась с коллективом ред. детских ж. «Ёж» и «Чиж», где сотрудничали Е. Шварц, Н. Олейников, Д. Хармс, В. Лебедев, В. Конашевич, Е. Чарушин и др. Когда в 1932 редакции этих двух ж. разделились, Г. предложили стать зав. ред. «Чижа» (1932–37). «Гернетовский период» был временем необычайного расцвета «Чижа». Достаточно сказать, что «Умная Маша», появившаяся в это время в ж., не просто стала пост. персонажем, но жила самостоятельной жизнью, отвечала на письма и телефонные звонки (идея Г.) маленьких читателей.

В те же годы Г. пишет рассказы об одесском детстве: «Красная герань» (Ёж. 1933. № 11), «Пешком по морю» (Чиж. 1936. № 3) и др. Одновременно сочиняет сценки и пьески для детской самодеятельности, а в 1935 создаёт вместе с Т. Гуревич перв. пьесу для театра кукол - «Гусёнок» (Затейник. 1936. № 6). Активное участие зрителей, помогающих прогнать лису-захватчицу, сделало спектакль очень популярным (так, во всё время оккупации Чехословакии «Гусёнок» шёл в Праге (под именем переводчика, для маскировки) как призыв к объединению против оккупантов). В 1936 «Гусёнок» был поставлен в Центр. театре кукол С. Образцова, с него началось знакомство, а затем тесное содружество Г. с этим театром, в кот. потом более 30 лет ставились ее новые пьесы. Тогда же, в 1935, в лен. ТЮЗе поставлена пьеса «Зелёная птичка» , сочинённая Г. вместе с Вс. Успенским как пародия на сказку Гоцци, где якобы происходит народная революция; благодаря теме восстания пьесу воспринимали всерьёз и поставили. Однако такие реплики, как «Почему у меня в королевстве все хорошие люди - непременно изменники?», носили многозначный характер.

В 1937 «Чиж» подвергся разгрому. Г. пишет киносценарий на тему арабских сказок « Лампа Аладдина », принятый «Детфильмом» в М. Но 1 апр. 1938 начавшиеся съемки были остановлены, и Г. делает на этом мат-ле пьесу для театра кукол. Тогда же создаёт пьесы для самостоятельного разыгрывания детьми: « Подарок » (Затейник. 1939. № 8), « Ненастоящая девочка » (Худож. материал к летней работе с детьми дошкольного возраста. М., 1939), « Полянка » (Там же) и др. В окт. 1940-го в театре Образцова принимает участие в постановке спектакля «Волшебная лампа Аладдина»¾ первого в истории сов. кукольного театра спектакля для взрослых (см. об этом: Сперанский Е. История одного спектакля, записанная его участником в 1946 г. // Что же такое театр кукол? СТД РСФСР. М., 1990).

Во время войны Г. помогает эвакуировать детей на Урал. Выступает перед детьми в г. Молотов (Пермь), пишет воен. книжки для детей, в т.ч. наиболее популярную - «Приказы Васи-командира» (М.: Детгиз, 1942) и мн. др.

В 1943 переезжает в М. и возобновляет работу с театром Образцова (спектакль « Маугли » , 1945). После войны пишет рассказы для ж: « Кроткое существо » (Костёр. 1946. № 12), « Белая муха » (Пионер. 1947. № 6), сценарии детских праздников для домов культуры и Дворца пионеров, а главное - кукольные пьесы. Заканчивает начатую до войны « Русалочку », пишет « Пятак и Пятачок » по мотивам славянских сказок (пост. в Л-де в 1946, опубл. ВААП-информ в 1979) и одноактные пьески « Превращения Петрушки » (Затейник. 1947. № 12), « День рождения Петрушки » (Сб. «Принтипрам и другие истории. Балтийские сезоны». СПб., 2007) и др. В театре Образцова создаёт спектакль «Лесные артисты» (пост. 30.12.1949, опубл. в сб. «Кукольный театр. Пьесы. Искусство». М.-Л., 1951). В 1951 пишет комич. пьесу для ТЮЗа « Обстоятельство образа действия» . Тогда же выходит кн. Г. « Белые крылья » - о детях птицеводческого совхоза (М.-Л.: Детгиз, 1952), пишет повесть «Сестрёнка» (Там же. 1953) - о том, как ответственность за порученную его заботам малышку воспитывает и дисциплинирует самого «воспитателя» - безалаберного и рассеянного мальчишку. Вместе с К. Шнейдер Г. в 1952–53 пишет пьесу «1002-я ночь» , полную юмора и восточного колорита (пост. в Л-де в 1954, опубл. ВААП-информ. М., 1980). В лен. ТЮЗе поставлена комедия Г. « Мой закадычный враг» (1958). По киноповести « Катя и крокодил » (в соавт. с Г. Ягдфельдом) на «Ленфильме» поставлен фильм « Девочка и крокодил » (1956). Вместе с Г. Ягдфельдом Г. написала киноповести и сказки для театра « Катя и чудеса » (1963), « Пропал дракон » (1968), « Солнечный зайчик » (1970), « Лида и дракон » (1976). С реж. Ленфильма С. Гиппиусом увлеклась «для души» переводами французских детских (а потом и не только детских) песенок. Из 180 переведённых песен около 20 были напеч. в разных ж. и даже вышел сб. « Сюзон и мотылёк » с илл. В. Конашевича (М.: Детгиз, 1959). Одна из лучших пьес Г. «Царевна-лягушка» (1960).

Происходящее вокруг заставило Г. написать большую статью о воспитании будущих граждан: «Любить - мало» (Труд. 1962. 30 июн.). В ней Г. говорит о частом непонимании, неуважении к личности ребёнка. Но самым большим злом, граничащим с преступлением, Г. считает - любовь. Безудержную, «обезьянью» любовь, отметающую все рекомендации и правила воспитания.

Пьеса «Тигрик Петрик» (поставл. в ГЦТК 30.12.1965) по мотивам пьесы Г. Янушевской и Я. Вильковского посвящ. трусливому малышу, кот., оказывается, может проявлять чудеса храбрости, когда очень надо помочь. О том же «Сказка о маленьком Каплике» (М., 1966), где капля дождя, отстав от братьев, оказывается в растерянности: «Что делать, когда остаёшься один?» И, после многих приключений, находит ответ: надо помогать другим, чтобы им было хорошо. Сродни им и «Сказка про лунный свет» (Л.: Детская лит-ра, 1966), где симпатичный котёнок, нечаянно забежавший на Луну, не только вернулся обратно, но и принёс на себе лунный свет, в кот. он «выпачкался» на Луне . И у его хозяина, старого профессора, стало в комнате светло и уютно.

По просьбе редакции одесской газ. «Комсомольска Іскра» (1974) Г. написала свои воспоминания о «Коллективе поэтов» - «20-й год, Одесса» (напис. около 1975, опубл. в альм. «Дерибасовская-Ришельевская». Одесса. 2009. № 36).

В 1955 готовился сб. к 25-летию ГЦТК, и С. Образцов просил Г. дать статью о театре. Она написала ст. « Золотой гусь » о том, как она пришла к кукольному театру. Сб. не вышел к 30-летию театра, но окончательный вариант ст. был опубл. позднее (Мой волшебный гусь // В профессиональной школе кукольника: Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1985), и это был уже серьёзный труд, вобравший в себя опыт и размышления Г. о проблемах театра кукол за сорок лет работы.

Посл. большая пьеса Г. «Принтипрам» (1977) построена на стихах Хармса.

Критик Е. Калмановский утверждал: «Факты свидетельствуют, что драматург Нина Владимировна Гернет постоянно оказывается человеком весьма нужным», - и эти слова могут быть повторены.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 475. 69 ед. хр. 1909–75 гг. - вкл. рукописи: пьес «Волшебная лампа Алладина», «Маугли», «Зеленая птичка» (совм. с В. Успенским) и др.; повести, рассказы, сказки, киносценарии, эстрадные представления, переводы детских пьес с польского, румынского, чешского и других яз. (1934–75) и др.

Соч.: Мой волшебный гусь: иссл. о театре кукол, 1975 // В профессиональной школе кукольника. Л., 1985; 1002-я ночь: сказка для взрослых в 2 д. для театров кукол по мотивам «Сказок 1001 ночи» / в соавт. с К. Н. Шнейдер. М., 1980; Принтипрам и др. истории. СПб., 2007.

Лит.: Калмановский Е. Нина Гернет // Театр. 1970. № 1; Дмитриев Г. Большое сердце маленького Каплика // Сов. молодёжь. Иркутск, 1970. 26 февр.; Образцов С. Если вы любите театр кукол // Кн. обозрение. 1975. № 38; Голдовский Б. Вот так штука «Принтипрам» // Ленинское знамя (Моск. обл.). 1980. 11 янв.; Скобликова Т. И наполнялись ветром паруса // Ленинские искры. 1982. 31 март.; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Левашева Г. Что такое «Принтипрам»? // Ленинские искры. 1984. 10 окт.; Левашева Г. Юбилей «Гусёнка» // Театр. жизнь. 1986. № 5; Левашева Г. Неск. слов о Нине Гернет // Нева. 1988. № 2; Рауш-Гернет Э. О роде Гернетов в Одессе // Есть город у моря: сб. Одесса, 1990; Иванова А., Рауш-Гернет Э. Что оставит детям на память наша маленькая сказочка // Петерб. театр. ж-л. 1998. № 15; Нетребский В. Дети с Княжеской и др. // Слово. Одесса, 1998. 18 дек.; Рауш-Гернет Э. Хармс в кругу друзей Гернет // Нева. 1999. № 9; Рауш-Гернет Э. Нина Гернет - Человек и Сказочник. СПб., 2007; Чаплыгин Д. Совершенно необходимый человек // ЛГ. 2007. № 33–34; Бибишева Ю. Журавли не стучат клювами по брёвнам // Веч. Петербург. 2009. 20 март.; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.

Э. Гернет

  • Гернет Нина Владимировна