Гессен Алексей Владимирович
ГЕ́ССЕН Алексей Владимирович [14(27).5.1900, СПб. - 10.7.1925, Париж; похоронен на кладб. Рюэй в предместье Парижа] - поэт, публицист, юрист.
Родился в семье изв. гос. деятеля В. М. Гессена, секретарь русской миссии I мирной конференции в Гааге (1899), члена II Гос. Думы от партии кадетов, видного юриста, профессора гос. права. Окончив коммерческое уч-ще в Лесном, Г. в 1918 поступил в Пг. ун-т на историко-филол. фак-т. В 1920, после смерти отца, перевелся в Политехнический ин-т, где уже учился его брат Николай. В дек. 1921 братья эмигрировали в Прагу, где получили образование на Русском юридическом фак-те, открытом под протекторатом Карлова ун-та. В 1923 переехали в Париж, где Г. спустя 2 года умер от туберкулеза.
Стих. Г., публиковавшиеся в «Русской мысли» (1922–24) и в «Возрождении» (1925–26), представляют тонкого романтика, влюбленного в жизнь, православного христианина, страстного патриота. Архимандрит Константин (Зайцев), бывший некот. время преподавателем Г. на Русском юридическом фак-те в Праге, уловил гл. черту его характера: «он был нравственным талантом. Не холодным зрителем проходил он через наши грозные дни <...> в нем происходила огромная внутренняя работа по созданию нового крепкого и светлого миросозерцания. <...> Замкнутый, застенчивый и робкий, он пламенел внутренним огнем» («Венок на могилу А. Гессена»).
В эмиграции Г. был поражен, что русские не объединились для борьбы с большевиками, но еще больше разошлись в своих полит. пристрастиях. Статья « Там и здесь. Впечатления и мысли недавно вырвавшегося » (Русская мысль. 1922. Кн. 5) наполнена пафосом юношеского максимализма, направленного против тех, кто отступился от борьбы: «В России голод и физические страдания, иногда угрозы самому существованию, могут заставлять идти на компромиссы, на соглашения, на уступки. Тем же, которые здесь в безопасности, в довольстве, ради выгод или малодушия, готовы протянуть руку палачам России - нет оправдания, нет и не будет прощения».
Самое значимое произведение Г.- поэма « Горькие травы » (Возрождение. 1925. 12 июл.) - попытка, по словам Г. Струве, «дать в историческом преломлении, в смене ярких картин, проникнутых историко-идеологическим подходом, генезис русской смуты» («Венок на могилу А. Гессена»), показать не только проникновение западных идей на русскую почву, но и то, как они, попав в Россию, изменяли образ жизни целых поколений. Поэма состоит из 5 частей (« Предки », « Прадеды », « Деды », « Отцы », « Дети »), в кот. присутствуют сквозные образы поля (страна, родина, государство), пахаря и сеятеля (государь, монарх, правитель, царь), охотника и добычи (отношения между личностью и правителем). Во вступлении царь-преобразователь (Петр I) сеет «чужое заморское семя», кот. «неохотно растила земля». «Коварная отрава», пылающая в крови «внуков» и «правнуков», собравших «урожай» петровских реформ, сделала их нестойкими перед надвигающимися бурями. Эпоха Александра I представлена Г. в ее кульминационном моменте после 1812, когда молодые офицеры, опьяненные победой, в Париже знакомились с учением либеральных просветителей. На восстание 1825 их толкнула «Мудрых книг губительная ложь, / Лживых слов лукавое злодейство, / Дерзких мыслей ненасытный нож». Глава о правлении Александра III, которому Г. явно симпатизирует, одна из лучших в поэме, посвящена В. Розанову. Этот царь «Не побоится в ржавой лужице / Сапог солдатский окунуть, / Упрется в землю, понатужится / И выведет на верный путь...». Часть «Отцы» посвящена революциям 1905 и 1917, отречению Николая II от трона, когда «...Русь за долгою обедней / Слагает к Божьему Престолу / Столетней муки тяжкий крест». Последняя часть поэмы - «Дети» - представляет собой лирич. исповедь поэта, окрашенную трагич. красками. Осн. мотив - чувство незащищенности и обреченности целого поколения людей, вынужденных покинуть родину. Для лирич. героя, тайно покидающего город, Пг. - уже не любимый, праздничный, парадный дом, но мертвое место, с глухими и гулкими улицами, на которых «фонарь одинокий сутулится / У беззубых провалов ворот». Посл. глава этой части - самая эмоциональная в поэме. Это и песнь, и призыв, и стон, и заклинание горячо любящего родину героя. В то же самое время она есть выстраданная, обращенная к Богу молитва о спасении самого дорогого - своей Отчизны. «Белое движение», так восхищавшее Г., зашло в тупик, но «белая идея», в которой была заложена идея религиозная, «идея борьбы за дело Божие на земле», в которой «человек, мужаясь, ищет опоры в своем религиозном опыте» (Ильин И. О грядущей России. М., 1993), осталась ему очень близка, что видно из частной переписки (ГАРФ. Ф. 5912). Г. с нескрываемой душевной болью пишет о том, что на родине «народ глумится и пляшет, / После жатвы лихой осмелев», что «нивы осквернены», что земля, «грешная, проклятая», вся в «кровавом дурмане». Но грустнее то, что с этим некому бороться: «дети» - в изгнании, где их руки «повисли, как плети», а «тела омертвели от ран». И в то же время в стихах звучит убеждение, что человек, черпающий силы в высокой вере, хранящий в своей душе образ Спасителя, преодолеет все удары судьбы. Г. надеялся, что когда-нибудь «над проклятой грешной землею / Воссияет Христова Любовь...» и на его родине начнется новая созидательная жизнь.
Лирику Г. отличает тематическое разнообразие: его интересуют история, искусство, религия, политика, современность. В его интимной лирике звучат не только грустные мотивы горечи раннего сиротства и одиночества (« Паруса весенним ветром вздуты... », « Ни друзей, ни жены, ни любовницы... »), тоски по утраченной родине (« Все мне снится у берега Сены... »), усталости от «безрассудного» «холодного плаванья» - эмиграции (« Я научился дивной лени... »), но запечатлены и первые нежные чувства (« Моих стихов сквозное кружево... », « Как прежде гипсовый Бетховен... », « Не певала ты песен с подругами... », « Ты живешь одинокой затворницей... »). «Прекрасная Дама» Г. бесконечно мила, в ее образе слились романтич. и фольклорные традиции русской лит-ры: ей свойственны верность («Никогда не скрипит, не шатается / Под чужими шагами крыльцо, / Только мне одному улыбается / Наклоненное к пяльцам лицо»), ласка, скромность и высокая религиозность («Ты молилась смиренно и сладостно, / Замирающий слушая звон. / Был Христос в твоей жизни безрадостной, / Что лампада у темных икон»). Собирательный портрет ее необыкновенно привлекателен: соболиные брови, лукавые глаза, тяжелые косы с вплетенной жемчужной нитью. Щемящей болью наполнены воспоминания о далеком детстве (« Страстная суббота »). Знаменитому итальянскому художнику эпохи Возрождения посвящ. зарисовка « Фра Бартоломео ».
Архимандрит Константин (Зайцев) отмечал, что Г. «сосредоточенно, серьезно занимался, и в этом сказывался не только интерес к учению и науке. Он необычайно серьезно относился к жизни и весь проникнут был чувством ответственности. <...> Но большего хотела его душа - действия, жертвы, подвига». Судьба отмерила ему короткий век, но в нем были и действия, и жертвы, и подвиг: он сохранил в своем глубоко верующем сердце «нехладеющий жар» бесконечной любви к России, к поэзии, к самой жизни.
Соч.: «Нехладеющий жар» поэзии. Лирика Алексея Гессена / сост., вст. ст. В. Заглобы. М., 2001.
Лит .: Струве Г., Струве П., Зайцев К. Венок на могилу А. Гессена // Возрождение. 1925. 12 июл.; Даватц В. Умер Алексей Гессен // Новое время. 1925. 18 июл.; Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. Париж, 1984; А. В. Гессен // Руль. 1925. 14 июл.; Афанасьев А. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7; Гессен В. Род Гессенов в России (XIX–XX вв.) // Из глубины времен. СПб., 1996. № 7; Заглоба В. Историч. тема в поэзии Алексея Гессена // Текст: Узоры ковра. СПб.-Ставрополь, 1999; Дунаев М. Православие и русская лит-ра: в 6 ч. М., 2000. Ч. 6; Белукова [Заглоба] В. Благословен тот ярый пламень...: Жизненный путь и творч. наследие Алексея Гессена. М., 2003; Белукова [Заглоба] В. «Хождение по мукам» Алексея Гессена: образ лирич. героя в поэме «Горькие травы» А. Гессена // Пушкинские чтения - 2014. СПб., 2014; Любомудров А. Православные писатели русского Зарубежья. А. В. Гессен // Судьбы русской духовной традиции в отеч. лит-ре и искусстве XX - нач. XXI вв. 1917–2017: в 3 т. СПб., 2016. Т. 1.
В. Белукова