Гималутдинов Александр Хакимович


ГИМАЛУТДИ́НОВ Александр Хакимович [1.1.1959, Северодвинск Архангельской обл. - 1.1.2011, СПб.] - поэт.

Отец - кузнец, мать - токарь. В 1981 в связи с женитьбой переехал в Л-д. Окончил ПТУ по спец. экскаваторщика, работал кочегаром на Лен. металлическом з-де, плотником в ЖЭК, охранником на автостоянке.

В юности заикался и, узнав, что этот недостаток можно вылечить, читая стихи, стал читать… а потом - писать. Только в 2004 его стихи попали к людям, оценившим их и принявшим участие в создании и выходе кн. Г.

Первое знакомство с рукописями стихов Г. производит шоковое впечатление. Стилистическая и орфографическая неграмотность, невероятная естественность, даже наивность сначала затрудняют оценку, но вскоре тонкий читатель проникается обаянием и необычностью этого поэтич. явления. Как жалко исправлять «с валейдоловой таблеткой», «одна лежишь ногая на кровате», «с себя снимает тяшкий грех бедняшка Магдалина»! Ошибки по просьбе автора были исправлены (сб. « Куриловский мост »), а для настоящих ценителей изданы те же тексты в первозданном состоянии (« Настольгия »). Этот сб. включает практически все стихи, напис. Г. в период 1979–2004 (кроме цикла « И этовсе о ней », изданного отдельно).

Книга представляет собой уникальный образец поэтич. исповеди человека из народа. Неправильности языка и авторской орфографии удивительным образом переходят в достоинства этих стихов, придавая им своеобразие и непосредственность.

Писатель А. Гиневский рассказывал о своем детстве: «Если бы там, где я рос, окружающие узнали, что я не то что пишу, а только читаю стихи, со мной бы никто дружить не стал...». У Г. не до такой степени, однако среда специфическая. Выпивающий работяга, яркий представитель контингента, «не кончавшего университетов», не надеясь на публикации и признание, по велению поэтич. сердца сочиняет и записывает стихи. И они лучше многих шумно признанных! «Быть словам женихом и невестой!» (Б. Ахмадулина). У Г. слова - исковерканные, неправильно примененные - радуются встрече. Такой парадокс. А без парадокса нет искусства.

Г. и лирик, и сатирик (стихи о стукаче, о кладовщице и др.), и декадентством балуется (« Дракула » и др.), а также - баллады, почти драматургия. Вообще, наверное, все это - философская лирика.

Не иссякает любовь народная к классическому, ортодоксальному стихосложению (и форма, и сюжетные мотивы). При этом стихи Г., насыщенные бытовыми реалиями и живыми речевыми оборотами, современны. Органично современны - без авангардистской эквилибристики, без модного стеба, а благодаря естественности и редкому поэтическому простодушию (не путать с «чистотой души» и «искренностью», кот. на самом деле никакой ценности для искусства не представляют).

В поэзии Г. есть главное: непосредственность и любовь к слову. В одном из его стих. слово «лепота» (в оригинале «ляпота») повторяется четыре раза плюс «ляповатого». Перебор, конечно. Но каким надо быть неудачливым читателем, чтобы не заразиться, не проникнуться вкусом, емкостью, колоритом слова - возлюбленного, обласканного, вознесенного на престол!

Есть в поэзии Г. беспрецедентное поэтическая наивность: «...И я пишу, чтоб люди знали, / Чтоб отложилось в голове: / Жила когда-то тетя Галя / На Братской улице в Москве...». Или: «...Зато всегда обстиранный и сыт, / Да и род свой надо продолжать...» - по поводу бракосочетания с любимой женщиной.

Есть у Г. интуитивно верная интонация. А еще важно - есть ощущение всеединства, связи всего сущего.

К. Кузьминский писал о стихах Г.: «…напечатал бы - чуть не всё: гамлета и магдалину, сварку и муху, поросят, двортерьеров, лагеря и шведский секс, конецдворье <…> это не графоман, это поэт, вполне грамотный (поэтически, а не граммо-) но как его преподать? в органической неуклюжести…»

А. Гиневский: «...настоящий поэт, талант милостью божьей, самобытный, здоровая полнокровная жизнь, не испорчен образованием...»

В. Гаврильчик: «Могу сказать словами персонажа моей военной народной сказки “Генерал Твердыня”: “Лирика, едрена вошь!” В отличие от сочинений многих шибко грамотных поэтов Сашины сочинения интересны и глубоко трогают душу».

«Читая Сашу, я понял, что уже много лет не читал настоящей лирики», - Б. Малкин.

Соч.: И это всё о ней. СПб., 2004; Настольгия. СПб., 2004; Куриловский мост. СПб., 2004; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. / сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2.

З. Эзрохи

  • Гималутдинов Александр Хакимович