Гиневский Александр Михайлович


ГИНÉВСКИЙ Александр Михайлович [8.10.1936, М.] - прозаик, поэт.

Мать умерла при родах. Мальчик был отдан на воспитание брату отца и его жене, жившим в Л-де. В нач. войны отец Г. ушел на фронт, мальчик с матерью был эвакуирован из блокадного Л-да в Ташкенте. Мать заболела тифом, сына отдали в детский дом. В Л-д вернулся в 1946-м. Учился в разных городах ― от Усть-Нарвы (Эстония) до Верх-Нейвинска под Свердловском, т.к. работа отца была связана с длительными командировками. В 1955 окончил ср. школу, работал токарем на кирпичном з-де. В армии служил радистом, там познакомился с поэтом В. Соснорой. После армии сменил мн. профессий.

Писать начал в школе. В 1972 почти одновременно в газ. «Сов. Россия» и «Ленинские искры» вышли первые публ. Г., два рассказа ― «взрослый» и «детский». По совету В. Суслова стал заниматься в ЛИТО при «Детгизе», кот. рук. в разное вр. Б. Никольский, А. Крестинский, Н. Внуков. Много дали встречи с К. Кузьминским и прозаиком В. Драгунским.

В предисл. к сб. избр. произведений Г. признается, что обратился к детской лит-ре, чтобы преодолеть бремя знаний о тяжелых сторонах жизни. В его детских вещах дар поэтич. и во многом романтич. восприятия жизни разворачивается в полную силу. Итоговые выводы о жизни, запечатленные в его взрослых произведениях, часто нелицеприятны, в детских книгах они наполняются оптимизмом и жизнеутверждающим пафосом. По честности и силе слова Г. находится в одном ряду с А. Алексиным, В. Драгунским, Ю. Яковлевым, В. Железниковым.

Перв. детская кн. Г. « Парусам нужен ветер » вышла в 1977. Затем последовали сб. « Про арбузы, кроликов и парашютную вышку » (1982), « Везучий Борька » (1985), « Летний дождик в декабре » (1987), « Я так вас ждал » (1991), адресованные ребятам шести-двенадцати лет. М. Яснов в отзыве на произведения Г. отмечает, что писатель «умеет говорить от лица ребят… Он обращает наше внимание не столько на внешние приметы окружающего мира, сколько на его внутреннее устройство. В подобных попытках важно не перейти границу “дозволенного” – в том смысле, чтобы не нагрузить маленького или подросткового читателя не свойственными его возрасту понятиями и образами», что удается автору в полной мере.

Тональность рассказов Г. в сб. 1970–90-х о мальчишках ― мл. школьниках (« Про кроликов», «Императорская собака», «Коржик и пчелка», «Трамвай идет в парк » и др.) ― мажорная; такой оптимизм оправдан: в этом возрасте детский мир должен состоять из верных друзей, понимающих родителей, интересных событий; запас оптимизма в детстве, как запас прочности, нужно только увеличивать, чтобы в подростковом возрасте научиться противостоять несправедливости, равнодушию, подлости, прочно обосновавшимся в мире.

В повестях и рассказах для ребят постарше, опубл. в ж. «Костер» в 2004–10-х, писатель намеренно «отодвигает» героев от читателя. Дядюшка Лерго, Ричард Хаксли, дедушка Панч живут в другом, сказочно-романтическом мире и своей непохожестью бросают вызов внешне благополучному об-ву. Полеты на планере «Ласточка» над городком Бокомстаун (« Этот старый чудак Лерго »), дружба с паровозом (« Мы украли паровоз »), благородство пирата (« За чашкой цейлонского чая ») оказываются важнее привычных благ устоявшегося мира и помогают понять, что сытость, богатство и спокойствие ― не гл. ценности, к кот. следует стремиться.

Повести для подростков из кн. « Танец маленького динозавра » (2010) отличает точное чувство возраста юного читателя и тактичность в разговоре с ним: события показаны глазами героя, кот. постеп. начинает понимать хитросплетения окружающего мира, учится преодолевать максимализм (« Бумеранг »), находит верное оружие в борьбе с жизненными неурядицами ― умение посмеяться над собой и всегда говорить то, что думаешь («Танец маленького динозавра»). Без лишнего пафоса и морализаторства Г. пишет о перв. неразделенной любви, о свободе выбора и мужестве исправлять собств. ошибки.

Рассказы военного цикла « Была война когда-то » («Танец маленького динозавра») заражают читателя состраданием, желанием находить друзей среди чудаковатых и одиноких взрослых, огрубевшим и замерзшим сердцам кот. нужно тепло. Логическим продолжением воен. темы можно считать пронзительный рассказ « Куинджи и хлеб сорок шестого », опубл. в ж. «Звезда» в 2010. Жизнь в Л-де в первый послевоен. год показана глазами десятилетнего мальчишки и умудренного годами мужчины одновременно, двойная перспектива восприятия рассчитана уже на повзрослевшего читателя.

Отличительное кач-во «подростковой прозы» Г. ― юмор, назначение кот. во все времена примирять противоречия, кот. так свойственны этому возрасту. Юмор в рассказах Г. не отменяет разговора о серьезных вещах, но меняет его характер. Он переводит авторский диалог с читателем в плоскость сердечного, не пафосного, мягкого наставления, когда мнение ребенка - как читателя, так и героя - для писателя так же важно, как и его собственное. Кн. Г. наделяют юного читателя не только ясными ориентирами поведения, но и пониманием сложности мира, в кот. он живет: «Для меня всегда, ― замечает автор в одном из писем, ― главным было сделать саму вещь. Тогда оправдывалось моё существование на земле. К своей работе я при этом подходил жестоко. Я этому долго учился у Жизни. Я знал: за всё надо платить. Всё надо выстрадать. Только тогда, может быть, явится тебе от Господа право говорить что-то людям». Это авторское признание чрезвычайно важно, оно отсылает к традициям классич. русской лит-ры, к ее нравств. поискам в их самом высоком пределе, когда каждое слово оплачено поступком, когда за каждым предложением стоит знание жизни, кот. реально окружает подростка.

В 2011 Г . закончил автобиографич. роман « Жисть моя - жестянка!.. », в кот. рассказал о своей жизни, начиная с ее нулевого цикла (этому периоду посвящ. стихи, напис. от лица грудного младенца) и до сегодняшних дней. Роман создан в жесткой фактографич. манере – писатель без каких-либо лирич. отступлений в сжатой и строгой форме описывает факты своей жизни и людей, с кот. ему довелось встретиться. Из этих портретных зарисовок складывается широкая ист. панорама сов. действительности. Выбор в кач-ве названия романа цитаты из изв. мультфильма определяет характер повествования. Г. рассказывает о фактах своей жизни, обходясь без излишнего комментария, как бы цитируя время, т.е. все с ним произошедшее – бывшие когда-то разговоры, события, жесты. Не пафосный, сугубо фактографич. стиль повествования не отменяет наличия философского замысла кн., кот. просматривается уже в ее назв. Просторечная разговорная интонация, отлившаяся в слово «жисть», дополняет концептуальную его часть, отразившуюся в горькой оценке прожитых лет. Исповедальность ― честное, доходящее до беспощадности слово о себе ― в скрытой форме несет столь же беспощадную правду и о стране, в кот. была незаметным образом исковеркана судьба талантливого мальчишки.

Член СП СПб.

Лауреат премии С. Я. Маршака (2011).

Соч. : Парусам нужен ветер: Сб. рассказов. Л., 1977 (Тбилиси, 1981 [на груз.]; Кишинев, 1986 [на молд.]); Приезд отца: Рассказ // Точка опоры. Л., 1980; Про арбузы, кроликов и парашютную вышку: Сб. рассказов. Л., 1982; Везучий Борька: Повесть и рассказы. Л., 1985; Мост. Пролетка и Нева. Рассказ // Аврора. 1986. № 11; Летний дождик в декабре: Сб. рассказов. Л., 1987; Я так вас ждал…: Повесть и рассказы. Л., 1991; Акварели: Стихи и проза. СПб., 2004; Куинджи и хлеб 46 года // Звезда. 2010. № 2; Мы украли паровоз // Костер. 2010. № 2; Этот старый чудак Лерго // Костер. 2011. № 11; Танец маленького динозавра. СПб., 2011; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; «Жисть моя – жестянка!»: Роман. СПб., 2013; Лужа // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2014. № 6; [Стихи] // Невский альм. 2016. № 3 (89); Мефодий // Невский альм. 2017. № 1 (93); Дым Дымыч: повесть // Невский альм. 2018. № 1 (99).

Лит.: Портрет писателя: Александр Михайлович Гиневский // Вестник детской лит-ры. 2012. № 4; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013.

В. Сибирцева, Т. Федяева

  • Гиневский Александр Михайлович