Гиппиус Татьяна Николаевна


ГИППИУС Татьяна Николаевна [13(25).12.1877, Харьков (или СПб.) - 23.3.1957, Новгород] - художник, иллюстратор детских книжек.

Сестра З. Н. Гиппиус. Третья дочь обер-прокурора Сената Николая Романовича Гиппиуса (1843–1881) и Анастасии Васильевны (урожд. Степановой).

В детстве получив домашнее воспитание, продолжала обучение в Высшем художественном училище при Академии художеств по классу живописи и графики (с 1901).

В СПб. жила в семье по Кавалергардской, д. 22. Андрей Белый: «В той же квартире проживали тогда сестры З. Н. Гиппиус - Татьяна Николаевна (“Тата”) и Наталья Николаевна (“Ната”). Обе были художницами, обе обучалась в Высшем художественном училище при Академии художеств <…> Я подружился особенно с “Татой”, которая уводила меня к себе в комнату и усаживала на серый диван; у нее был альбом и в него зарисовывала она все фантазии, образы, сны, сопровождая эскизы порой комментарием; этот дневник, мысли-образы, я полюбил; и часами мы с ней философствовали над эскизами...»

Окончила обучение в АХ в 1910. Ученица И. Репина, Ф. Рубо, И. Вронченского. 2 нояб. 1910 получила звание художника за картину « Садко-гусляр ». По оконч. АХ до революции преподавала в коммерческом училище.

Автор самых ранних портретов А. Блока и Андрея Белого, Л. Д. Блок. Г.: «Когда я рисовала портрет Александра Александровича <…> он немало читал мне своего. И часами разглядывал мои альбомы. И он, и Боря <Андрей Белый> любили тогда мои рисунки…»

К «любовному треугольнику» Блоков относилась особым образом. О позиции Г.: «Не признавая “плотского” брака, будучи противницей и брака церковного, измучившая вконец своего возлюбленного - богослова А. В. Карташева “безжалостным отношением... к большим вопросам любви” (как писал об этом Карташев), увлекалась Тата гностическим учением о духах парных и непарных - поддерживала, исходя из этого, хотя и тихо, но настойчиво, притязания Андрея Белого на взаимность со стороны Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок. 13 мая 1907 года она писала Белому: “Саша <Блок> ... одиночка: сам на себе держится, и отсюда творчество его - и затем лучи от себя и в себя, для пополнения своей личности. Вы, Боря, - без любви половина, не жизнь - ожидание жизни. Не творчество - ожидание творчества. А Люба кто? Безусловно, тоже тип “брачный” - двойной (или половинчатый), потому что вы ею пополняетесь, она в вас вся. У Саши может быть много Любовей, влюбленностей, а любовь к себе - праведная, потому что полная, единая и вечная. Может быть, менее полная, чем у брачного человека. А вы и Люба - одно. Ни она одна - ни вы одни”» (воспоминания Б. Филиппова-Филистинского).

После Октябрьской революции «Тата» и «Ната» не разделили судьбу 3. Н. Гиппиус. Обе остались в Пг. В 1920-е, когда З. Н. снова предлагала сестрам приехать во Францию и когда Анна выехала через Константинополь в Париж, Татьяна и Наталья остались.

После окт. 1918 Г. работала в частной школе и детском саду Шидловской, затем - в 35-й Совшколе. Позднее - художник на фабрике «Светоч». Иллюстрировала сб. «Колокольчики» (сб. «стишков для маленьких», сост. А. М. Калмыкова) со стихами В. Жуковского, М. Лермонтова, Ап. Майкова, А. Блока, С. Городецкого, А. Толстого, Саши Черного и др. (1918).

Дружила и сотрудничала с писательницей и педагогом Ю. И. Фаусек. Преподавала на курсах по системе Монтессори при «Об-ве свободного воспитания». Илл. детские издания Ю. Фаусек «Наша книжка» и «Как жили Наташа и Коля» (М.: Посредник, 1928, неск. книжек).

С 1923 - участница религиозно-философского объединения А. А. Мейера «Воскресение» (кружок возник как наследник Религиозно-философского об-ва Дм. Мережковского). Проходила по групповому «Делу А. А. Мейера. Ленинград, 1929 г.». Арестована 24 дек. 1928. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 22 июля 1929 осуждена по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР как член контррев. церковно-монархич. организации на 3 года концлагерей. Из мат-лов дела: «С начала 1926 г. как бы по предложению белогвардейской эмиграции, сказавшей устами своего представителя <Антона Владимировича> Карташева, что наиболее важным фронтом в России является сохранение единой Православной Церкви, в недопущении дальнейших церковных расколов, “Воскресение” начинает интересоваться церковной политикой. Вносится специальный пункт в программу: “Ведение религиозной агитации и противодействие антирелигиозной пропаганде”... На собраниях “Воскресения” приходят... к утверждению, что революция с православием не совместима, и необходимости установления государственного строя, существовавшего до революции, являющегося строем христианским...» Наказание отбывала в Соловецком лагере особого назначения (1929–31). Досрочно освобождена 24 дек. 1931. Место проживания - вначале Вятка, позже Новгород.

Б. Филиппов-Филистинский: «Маленький ветхий деревянный домишко. Небольшая квартирка на втором этаже, затолканная до отказа книгами, папками с рисунками, какими-то глиняными заготовками для русских матрешек и парней-гармонистов. Во всем сразу виделась достойная интеллигентская нищета. После ссылки сестры находились в Новгороде в высылке - под надзором НКВД. Еле-еле нашли работу в качестве реставраторов в местном музее: Татьяна Николаевна реставрировала древние иконы, Наталья Николаевна - резьбу по дереву, шитье - плащаницы, пелены. Платили им такие гроши, что прожить на них не было возможности, как ни скромны были требования сестер. Начальство справедливо считало, что деться им некуда и они будут рады хотя бы грошовой оплате. Наталья Николаевна лепила на продажу - не на рынке, конечно, - разных матрешек и гармонистов, раскрашивала, обжигала, кое-что удавалось продать <…> Сидя часами на полу у книжной этажерки с подложенным под поломанную ее ножку кирпичом, жадно пробегал я по страницам толстых увражей и тоненьких книжек со стихами Ахматовой и Гумилева, Кузмина и Мандельштама. “Переписка из двух углов” Гершензона и Вячеслава Иванова, “Младенчество” Вячеслава Иванова, книги Блока и, конечно, Зинаиды Гиппиус - все с авторскими посвящениями сестрам. И осколки знаменитого альбома с рисунками тети Таты всеми этими болотными попиками и мелкими бесенятами, которых так любил рассматривать Блок, вдохновившийся ими и написавший свои “Пузыри земли”».

Во время Великой Отеч. войны вместе с сестрой Натальей (проходила по тому же делу) проживала в Новгороде, после отступления сов. войск из Новгорода обе оказались в Пскове. «Помогали как-то выжить несколько офицеров из числа бывших белых эмигрантов, русских немцев, часть из которых и говорила-то по-немецки с невероятным русским акцентом. Все они ненавидели нацизм и, почти не скрывая, были русскими патриотами. Часть из них сражалась в войну 1914–1918 гг. с немцами, будучи офицерами русской царской армии. Они-то и помогли сестрам Гиппиус выехать из Пскова, когда к нему приближалась советская армия, в Штеттин. Один из этих офицеров был знаком с ними еще с питерских времен, бывал частым посетителем салона Мережковских».

После вступления сов. войск на территорию Германии сестры вернулись в Новгород. В 1946 обе подвергались допросам чекистов. Работали реставраторами при Новгородском худож. музее.

Лит.: Художники народов СССР: биобиблиогр. словарь / гл. сост. О. Э. Вольценбург. М.: Искусство, 1970; Филиппов-Филистинский Б. Всплывшее в памяти. Лондон, 1990; Фаусек Ю. Русская учительница: Воспоминания Монтессори-педагога. М., 2010.

  • Гиппиус Татьяна Николаевна