Гитович Александр Ильич


ГИТО́ВИЧ Александр Ильич [1(14).3.1909, Смоленск - 9.8.1966, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] - поэт, переводчик.

Вырос в семье управляющего лесопильно­го з-да Геллера. Обучался в Первой пока­зательной школе Смоленска, где «издавал» с другом рукописный ж. «Двое». Тогда же вступил в местн. артель художников слова «Арена», что вызвало тревожное письмо ро­дителей: «Их сын из-за своего увлечения по­эзией перестал учиться и рискует остаться на второй год» (см.: Дм. Хренков). Тем не ме­нее вслед за «Ареной» Г. стал членом ЛИТО при газ. «Рабочий путь», кот. возглавлял М. Исаковский и с кот. были связаны А. Твардовский, Н. Рыленков. Перв. стихи (о подавлении гамбургского восстания) Г. напеч. в этой газ. (Новый год: Германия // Рабочий путь. 1924. 1 янв.). В отличие от др. писателей-смоленцев того времени, увлеченных местным колоритом, Г. испытывал влияние Н. Гумилева и Р. Киплин­га, что, возможно, и привлекло к нему внимание Тихонова. В 1927 переехал в Л-д, вступил в лит. группу «Смена» (рук. В. Саянов, члены - Б. Корнилов, О. Берггольц, Б. Лихарев и др.). С 1929 на­чались поездки Г. в составе лит. бригад по стране (Ср. Азия, Заполярье), созвучные его романтич. умонастроению, обуче­ние на географическом фак-те ЛГУ, участие в колл. сб. «Разбег» (1929, вместе с Б. Лихаревым, А. Чуркиным, А. Прокофье­вым); «Приказ о мобилизации» (1931, вмес­те с Н. Брауном и А. Прокофьевым); «Салют» (1932, вместе с А. Прокофьевым). В 1931 вы­ходит его перв. поэтич. книга « Мы входим в Пишпек » (М.-Л., серия «Совр. пролетарская лит-ра»).

Критика одобрила органич. сраще­ние в этих стихах темы Востока с темой воен. защиты Отечества, хотя и не преминула укорить автора в «некритической учебе у классиков» (Ленинград. 1932. № 2) и в «реакционном влиянии» на него «Столб­цов» Н. Заболоцкого (На лит. посту. 1932. № 4). В 1931–32 служил в полку конной артиллерии, по впечатлениям этих лет созда­на кн. « Артполк » (1934). Самым попу­лярным стих. сб. стал « Андрей Коробицын » (1932) - о подвиге сов. погра­ничника на финской границе. Но уже тогда, наряду с романтизацией «гула артиллерий­ского полка», у Г. обнаружилось и углубление в общефилософское чувствование мира, когда мы «падаем во мрак небытия» (цикл « О коне. Три стихотворения »). В 1930-е Г., особенно при выступлениях в группе «Ле­нинград» (А. Прокофьев, Б. Лихарев, Н. Бра­ун, В. Саянов), даже афишировал свою «во­инскую стать». «Летный шлем, подаренный авиаторами, заменял ему кепку или шапку. Он носил краги, курил, разумеется, трубку, играл в теннис, стремился походить на героя тихоновской поэзии» (Дм. Хренков). И одновременно обратился к горестной лю­бовной лирике (цикл « Разлука. Единст­венное невеселое путешествие », 1939), мужественно откликнулся на арест старшего друга - Н. Заболоцкого - публи­кацией стих. « Давным-давно, не знаю, почему ...» (1939). К тому времени, стре­мясь сохранить связь времен, Г. возглавил при лен. Доме писателей объе­динение молодых поэтов, где обучались лит. мастерству В. Шефнер, А. Чивилихин, В. Лифшиц, А. Лебедев и др., чьи занятия посещали тот же Н. Заболоцкий, Ю. Тыня­нов, А. Ахматова.

Во время Отеч. войны, освобож­денный по состоянию здоровья от воинской службы, Г. ушел в народное ополчение. Рабо­тал в газ. «На защиту Л-да», совер­шил 14 боевых вылетов с летчиками. Был воен. корр. на Лен. и Волховском фронтах, участвовал в войне с Японией. Лучшее из поэтич. произве­дений этих лет - мистификация: стихи некое­го Анри Лякоста, якобы участника француз­ского Сопротивления (1943, написаны в гос­питале). Так и получилось, что в русской по­эзии Г. утвердился не энергичными стихами «на злобу дня», а «совр. прочтени­ем» и воспроизведением мировой классики. Остались в анналах истории его « Стихи о Корее » (1958). Зато переложения Г. из классической китайской лирики (особенно Ду Фу и Ли Бо), к кот. он обратился в по­слевоен. годы, продолжают жить как ше­девры русской поэзии, а поздние оригиналь­ные циклы Г. (« Пиры в Армении », 1965–66; « Зимние послания друзьям », 1950–66) проявляют свойства могучей инородной культуры в ее пластическом лаконизме.

Отзывы современников о Г.: «Гито­вич - поэт высокой дисциплины стиха» (А. Ахматова); «Он был строг и беспощаден и к себе, и к сво­им товарищам. Об этом лучше всего свиде­тельствуют его стихи, весомость и точность его прекрасных переводов классических китай­ских поэтов...» (М. Дудин); «Стихи Александра Гитовича современны, ибо они мужественны» (В. Шефнер).

Соч.: [Стихи] // Гитович А., Лихарев Б., Прокофьев А., Чуркин А. Разбег. Л., 1929; Мы входим в Пишпек: Стихи. М.-Л., 1931; [Стихи] // Браун Н., Гитович А., Прокофьев А. Приказ о мобилизации. М.-Л., 1931; 1909 год. М.-Л., 1932; От севера к югу. Л., 1933; Стихи (1928–34). Л., 1934; Арт-полк: Стихи. Л., 1934 (1935); День отплытия: Стихи. Л., 1936; Книга стихов. Л., 1938; Город в горах: Поэма. Л., 1939; Фронтовые стихи. Л., 1943; Стихи воен. корреспондента. М., 1947; Стихотворения. Л., 1950; Стихи о Корее. Л., 1950; Под звездами Азии: Стихи. Л., 1955; Из китайской и корейской поэзии / Пер. А. Гитовича. М., 1958; Лирика китайских классиков / В новых переводах А. Гитовича. Л., 1962; Звезда над рекой: Стихи. М.-Л., 1962; Зимние послания друзьям: Стихи. М.-Л., 1965; Дорога света. Л., 1968; Пиры в Армении: Стихи. Ереван, 1968; Избр. Л., 1973 (1978); Стихотворения. Л., 1982; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010.

Лит.: КЛЭ / Гл. ред. А. Сурков. М., 1964–72. Т. 2; Хренков Дм. Александр Гитович: Лит. портрет. Л., 1969; Трофимов И. Писатели Смоленщины. М., 1973; Рождественский Вс. Страницы жизни. М.-Л., 1974; Шефнер В. Александр Гитович // День поэзии. Л., 1976; Александр Проко­фьев: Вспоминают друзья. М., 1977; Македонов А. Алек­сандр Гитович // День поэзии. Л., 1979; Семенов Б. Как о живом среди живых // День поэзии. Л., 1979; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Русские поэты ХХ в.: Мат-лы для библиографии / Сост. Л. Турчинский. М., 2007; Гранин Д. Все было не совсем так. М., 2010.

Г. Филиппов

  • Гитович Александр Ильич