Гитович Александр Ильич
ГИТО́ВИЧ Александр Ильич [1(14).3.1909, Смоленск - 9.8.1966, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] - поэт, переводчик.
Вырос в семье управляющего лесопильного з-да Геллера. Обучался в Первой показательной школе Смоленска, где «издавал» с другом рукописный ж. «Двое». Тогда же вступил в местн. артель художников слова «Арена», что вызвало тревожное письмо родителей: «Их сын из-за своего увлечения поэзией перестал учиться и рискует остаться на второй год» (см.: Дм. Хренков). Тем не менее вслед за «Ареной» Г. стал членом ЛИТО при газ. «Рабочий путь», кот. возглавлял М. Исаковский и с кот. были связаны А. Твардовский, Н. Рыленков. Перв. стихи (о подавлении гамбургского восстания) Г. напеч. в этой газ. (Новый год: Германия // Рабочий путь. 1924. 1 янв.). В отличие от др. писателей-смоленцев того времени, увлеченных местным колоритом, Г. испытывал влияние Н. Гумилева и Р. Киплинга, что, возможно, и привлекло к нему внимание Тихонова. В 1927 переехал в Л-д, вступил в лит. группу «Смена» (рук. В. Саянов, члены - Б. Корнилов, О. Берггольц, Б. Лихарев и др.). С 1929 начались поездки Г. в составе лит. бригад по стране (Ср. Азия, Заполярье), созвучные его романтич. умонастроению, обучение на географическом фак-те ЛГУ, участие в колл. сб. «Разбег» (1929, вместе с Б. Лихаревым, А. Чуркиным, А. Прокофьевым); «Приказ о мобилизации» (1931, вместе с Н. Брауном и А. Прокофьевым); «Салют» (1932, вместе с А. Прокофьевым). В 1931 выходит его перв. поэтич. книга « Мы входим в Пишпек » (М.-Л., серия «Совр. пролетарская лит-ра»).
Критика одобрила органич. сращение в этих стихах темы Востока с темой воен. защиты Отечества, хотя и не преминула укорить автора в «некритической учебе у классиков» (Ленинград. 1932. № 2) и в «реакционном влиянии» на него «Столбцов» Н. Заболоцкого (На лит. посту. 1932. № 4). В 1931–32 служил в полку конной артиллерии, по впечатлениям этих лет создана кн. « Артполк » (1934). Самым популярным стих. сб. стал « Андрей Коробицын » (1932) - о подвиге сов. пограничника на финской границе. Но уже тогда, наряду с романтизацией «гула артиллерийского полка», у Г. обнаружилось и углубление в общефилософское чувствование мира, когда мы «падаем во мрак небытия» (цикл « О коне. Три стихотворения »). В 1930-е Г., особенно при выступлениях в группе «Ленинград» (А. Прокофьев, Б. Лихарев, Н. Браун, В. Саянов), даже афишировал свою «воинскую стать». «Летный шлем, подаренный авиаторами, заменял ему кепку или шапку. Он носил краги, курил, разумеется, трубку, играл в теннис, стремился походить на героя тихоновской поэзии» (Дм. Хренков). И одновременно обратился к горестной любовной лирике (цикл « Разлука. Единственное невеселое путешествие », 1939), мужественно откликнулся на арест старшего друга - Н. Заболоцкого - публикацией стих. « Давным-давно, не знаю, почему ...» (1939). К тому времени, стремясь сохранить связь времен, Г. возглавил при лен. Доме писателей объединение молодых поэтов, где обучались лит. мастерству В. Шефнер, А. Чивилихин, В. Лифшиц, А. Лебедев и др., чьи занятия посещали тот же Н. Заболоцкий, Ю. Тынянов, А. Ахматова.
Во время Отеч. войны, освобожденный по состоянию здоровья от воинской службы, Г. ушел в народное ополчение. Работал в газ. «На защиту Л-да», совершил 14 боевых вылетов с летчиками. Был воен. корр. на Лен. и Волховском фронтах, участвовал в войне с Японией. Лучшее из поэтич. произведений этих лет - мистификация: стихи некоего Анри Лякоста, якобы участника французского Сопротивления (1943, написаны в госпитале). Так и получилось, что в русской поэзии Г. утвердился не энергичными стихами «на злобу дня», а «совр. прочтением» и воспроизведением мировой классики. Остались в анналах истории его « Стихи о Корее » (1958). Зато переложения Г. из классической китайской лирики (особенно Ду Фу и Ли Бо), к кот. он обратился в послевоен. годы, продолжают жить как шедевры русской поэзии, а поздние оригинальные циклы Г. (« Пиры в Армении », 1965–66; « Зимние послания друзьям », 1950–66) проявляют свойства могучей инородной культуры в ее пластическом лаконизме.
Отзывы современников о Г.: «Гитович - поэт высокой дисциплины стиха» (А. Ахматова); «Он был строг и беспощаден и к себе, и к своим товарищам. Об этом лучше всего свидетельствуют его стихи, весомость и точность его прекрасных переводов классических китайских поэтов...» (М. Дудин); «Стихи Александра Гитовича современны, ибо они мужественны» (В. Шефнер).
Соч.: [Стихи] // Гитович А., Лихарев Б., Прокофьев А., Чуркин А. Разбег. Л., 1929; Мы входим в Пишпек: Стихи. М.-Л., 1931; [Стихи] // Браун Н., Гитович А., Прокофьев А. Приказ о мобилизации. М.-Л., 1931; 1909 год. М.-Л., 1932; От севера к югу. Л., 1933; Стихи (1928–34). Л., 1934; Арт-полк: Стихи. Л., 1934 (1935); День отплытия: Стихи. Л., 1936; Книга стихов. Л., 1938; Город в горах: Поэма. Л., 1939; Фронтовые стихи. Л., 1943; Стихи воен. корреспондента. М., 1947; Стихотворения. Л., 1950; Стихи о Корее. Л., 1950; Под звездами Азии: Стихи. Л., 1955; Из китайской и корейской поэзии / Пер. А. Гитовича. М., 1958; Лирика китайских классиков / В новых переводах А. Гитовича. Л., 1962; Звезда над рекой: Стихи. М.-Л., 1962; Зимние послания друзьям: Стихи. М.-Л., 1965; Дорога света. Л., 1968; Пиры в Армении: Стихи. Ереван, 1968; Избр. Л., 1973 (1978); Стихотворения. Л., 1982; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010.
Лит.: КЛЭ / Гл. ред. А. Сурков. М., 1964–72. Т. 2; Хренков Дм. Александр Гитович: Лит. портрет. Л., 1969; Трофимов И. Писатели Смоленщины. М., 1973; Рождественский Вс. Страницы жизни. М.-Л., 1974; Шефнер В. Александр Гитович // День поэзии. Л., 1976; Александр Прокофьев: Вспоминают друзья. М., 1977; Македонов А. Александр Гитович // День поэзии. Л., 1979; Семенов Б. Как о живом среди живых // День поэзии. Л., 1979; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Русские поэты ХХ в.: Мат-лы для библиографии / Сост. Л. Турчинский. М., 2007; Гранин Д. Все было не совсем так. М., 2010.
Г. Филиппов