Глаголин Борис Сергеевич


ГЛАГÓЛИН (наст. Гусев) Борис Сергеевич (лит. псевд. Бедный Йорик, Б. Г. и др.) [23.1.1879, Саратов - 13.12.1948, Калифорния, США] - драматург, режиссёр, артист-новатор, теоретик театра.

Отец - Сергей Сергеевич Г. (1854–1922) - потомственный дворянин, журналист, сатирик «щедринской» традиции, знаток и тонкий наблюдателем провинциального быта, публиковался под псевд. Слово-Глаголь, Nota bene и др. Начал творч. деятельность в саратовской прессе, подолгу жил в СПб., впоследствии - в Самаре, Одессе, затем снова и до конца своих дней - в СПб. Печатал фельетоны, очерки, бытописательные заметки в различных изд. Ему принадлежит ряд драматургич. опытов. Был хорошо изв. в русской лит. среде. Его талант высоко ценил Н. С. Лесков. Без сомнения, оказал очень большое влияние на развитие, культурный облик и мировоззрение сына.

В 1894 Г. окончил Саратовское 9-е (трёхлетнее) народное училище. Начал сценическую деятельность в 1894 в Очкинском театре Саратова.

В 1896 окончил 1-е СПб. реальное училище. Осенью 1896 поступил вольнослушателем на юридический фак-т СПб. ун-та. Тогда же в выступал в Народном театре за Невской заставой под рук. Е. П. Карпова. Видя сценич. талант Г., Карпов рекомендовал Г. оставить ун-т и пойти на Императорские драм. курсы. Учеником драмкурсов Г. стал в 1897 - по классу В. Н. Давыдова, впоследствии Ю. Э. Озаровского.

Летом 1898 играл в Псковском народном театре в отрывках из «Евгения Онегина» (Евгений Онегин), в «Борисе Годунове» (Самозванец). Лето 1899 играл в Павловском театре (на сцене Михайловского театра) в пьесе Э. Ростана «Романтики». В те же годы начал писать - « Опыт театральной рецензии » (Театр и искусство. 1899. № 34), « Новое в сценическом искусстве » (СПб., 1900).

В 1901 экстерном закончил Драм. курсы при Театральной школе. В 1902–03уже играл заглавную роль в драме А. С. Суворина «Дмитрий самозванец». В 1903–04 исполнял роль Алексея в драме С. Найденова «Дети Ванюшина». Наездами бывал в Саратове, играл на открытой сцене и в зимнем театре Очкина (1901).

Летом 1904 Г. выступил как режиссёр, сняв в Луге театр и дав выдвинуться многим актёрам, в числе кот. был В. П. Лачинов, впоследствии один из ближайших друзей Г. В том же 1904 в доме торговой фирмы «Братья Елисеевы» играл в «Гамлете» на сцене нового театр. зала (ныне Театр комедии им. Н. П. Акимова).

Зимой 1904–05 Г. «организовал „Домашний театр“ (в помещении редакции „Нового времени“), прообраз <…> кабаре и театров миниатюр». Писал « О свободе театра » (СПб., 1905). При этом критика отмечала, что при огромной популярности артиста его известность в немалой степени была обусловлена инициировавшимися Г. закулисными конфликтами и сценическими нововведениями, порой - эпатажными. Так, во время гастролей в Саратове в финале пьесы «Борьба за счастье» Г. провозгласил со сцены: «Рабочие всех стран, соединяйтесь!»

Сезон 1905–06 и 1906–07 работал в Театре Лит.-худож. об-ва под рук. А. С. Суворина, заставлял публику «неистовствовать от восторга», играя в спектакле «Шерлок Холмс», выдержавшем более пятидесяти представлений. Пьеса шла бы и дольше, если бы М. А. Суворин и Г. не задумали удвоить её успех, сочинив неудачное продолжение (пьеса Г. и М. А. Суворина « Новые приключения Шерлока Холмса », 1906).

В 1909 Г. выступал на французской сцене, был избран почётным членом Драматич. ассоциации Ниццы.

Самым заметным спектаклем сезона 1910–11 стал бенефис Г., для кот. он выбрал «Молодость Людовика ХIV» А. Дюма-отца.

В 1911 Г. уже имел офиц. звание режиссёра. Ставил в Театре А. С. Суворина пьесы различных отеч. и зарубежных драматургов (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Чехов, О. Уайльд, У. Шекспир и др.), в т.ч. писал собств. водевили (« На автомобиле »).

Гонорары Г. за 12 лет работы на сцене поднялись от 60 до 17 000 р. В 1912 имя Г. было включено в английскую театр. энциклопедию, кот. удостоила в то время такой чести только тринадцать деятелей русского театра.

В марте 1914 в СПб. было организовано тов-во «Русская лента». Г., режиссёр Малого (Суворинского) театра, стал во главе нового предприятия. Наметил ряд собств. постановок по своим киносценариям. Новая фирма готовилась к съемкам серии картин под общим назв. «Галерея совр. деятелей».

В мае 1914 вышла перв. картина «Русской ленты» « Трус », первая режиссёрская работа Г. в кино (в соавт. с Р. Унгерном). 19 окт. 1914 тов-во выпустило драму Г. « Алеша-доброволец » - фильм о мальчике, отправившемся добровольцем на фронт. Снимал фильмы по произведениям А. Чехова, Л. Андреева, позже М. Горького и др.

После революции Г. играл и ставил спектакли в театрах Харькова, Одессы, Киева, Тифлиса и др. (по воспоминаниям участников постановок оформление придумывал сам). О постановках Г. в первые годы после революции известно мало. Исключение составляет подробно изученная история театр. постановок украинского периода О. А. Глебовой-Судейкиной. Засл. артист УССР (1922).

В 1923–24 работал в М. в Театре Революции и в Замоскворецком театре. Поставил «Поджигателей» А. В. Луначарского, «Святую Иоанну» Б. Шоу, и др. Постановки Г. этого времени (тенденции были и раньше, ещё в Суворинском) воспринимались в большой степени как масштабные мистерии, буффонады, как театр эклектики с сюрреалистическими и экспрессионистскими приёмами, зачатки театра абсурда , театра парадокса. Критика писала: «В этот период в искусстве театра намечаются серьёзные противоречия. Ряд его спектаклей, осуществлённых режиссёром Б. Глаголиным („Поджигатели“, „Собака на сене“; „Святая Иоанна“ Шоу и др.), содержат формалистические ошибки, противоречащие основной направленности искусства театра…»

В 1927 Г. уехал на театр. выставку в Германию, оттуда - в США «для повышения творческой квалификации». Ставил в Нью-Йорке спектакли на русском яз.

Преподававший курс драм. искусства в Технологическом ин-те Карнеги 10 мая 1928 Г. был арестован в Нью-Йорке иммиграционной службой «за незаконное проживание в Соединенных Штатах по истечении срока визы» и отправлен в тюрьму острова Эллис-Айленд . После освобождения под залог безуспешно пытался утвердиться в американском театре и кино, но вынужден был работать в студии по вышивке бархата. Эпизодически публ. заметки о кино в русскоязычных изд. Нью-Йорка. Нетрадиционные глаголинские постановки Шекспира на сцене Еврейского театра в Нью-Йорке вызывали раздражение и скептицизм. По воспоминаниям М. Чехова , «в случае с Б. С. Глаголиным неудавшееся продолжение карьеры на чужбине и, как следствие того - забвение, обусловлены в основном тем, что прибыл он в Америку в ту пору, когда бурные эксцентрически-эпатажные представления, смелые эксперименты были уже не в чести́ - зритель пресытился дадаистскими демаршами, на дворе стояла Великая депрессия , наблюдалась тенденция отката к “классическому”, умиротворяющему, “успокоительному” зрелищу, эталоном “правильного театра” была система К. С. Станиславского, в самом неукоснительно строгом её понимании…»

Среди учеников Г. в США самой заметной фигурой был Юджин Лоринг (1911–82) - прирождённый танцовщик, один из основателей совр. американского балета и специфич. хореографии американской тематики. Лоринг работал с Дж. Баланчиным , М. Фокиным . Для его творч. мировоззрения характерно сочетание мастерства, стиля и сильной драматургии танца, в понимании роли кот. он был признателен именно Г.

В России Г. был сотрудником изд. «Журнал театра», «Заря», «Новое время», «Новости», «Рампа и жизнь» и др. С 1898 был театр. рецензентом газ. «Жизнь театра», «Рампа и жизнь», «Театр и искусство». В 1906–07 - редактор ж. «Театр Лит.-худож. об-ва». В 1911 - ред.-издатель единичного нумерованного выпуска листка Малого театра А. С. Суворина «„Веер“. Не более, как театральный журнал. СПб.» (в форме раскрытого веера с текстом на обеих сторонах). В 1917–18 издавал в Одессе ж. «Театруда».

Создатель сценич. постановок «Том Сойер» (1901), «Сказка» (1902), «Пьесы из детской жизни» (1902), «Рыцарь без страха и упрека» (1902), «Новые приключения Шерлока Холмса» (1906, совм. с М. А. Сувориным), «Музей восковых фигур» (1909, совм. с Ю. Беляевым), «Генрих Наваррский» (в соавт. с Е. А. Била), «На автомобиле. Voyage de noce» (1910), «За кулисами войны» (1914), «Алеша-доброволец» (1914). При создании сценариев из иностр. лит-ры делал собств. переводы.

Соч.: Во сне и наяву: Ориг. комедия для детей в 3 карт. // Детский театр. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1898. № 4; Опыт театральной рецензии // Театр и искусство. 1899. № 34; Новое в сценическом искусстве. СПб., 1900; Сказка. СПб., 1902; Рыцарь без страха и упрека: Героич. эпизод в 2-х картинах из биографии Бертрана дю-Гесклена. 2-е изд., доп. СПб.: типография А. С. Суворина, 1902; О свободе театра. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1905; Неск. слов о детском театре. 2-е изд. Саратов, 1905; Новые приключения Шерлока Холмса: Пьеса в 4 д. / В соавт. с М. А. Сувориным. СПб., 1907; О рецензентах. СПб., 1908; Генрих Наваррский: Ист. пьеса в 5 д. М.: С. Ф. Рассохин, 1909 (1910); Музей восковых фигур. М., 1910; На автомобиле: Комедия в 1 д. М.: С. Ф. Рассохин. 1911; За кулисами моего театра. Театральные эпизоды. СПб., 1911; Театральные эпизоды. СПб.: Сириус, 1913; За кулисами войны: Сцены. Пг., 1914; Образ императора Павла. СПб., 1914; Совр. театр и кинематограф. Кино-курьер. СПб., 1914; Образ императора Павла // Колосья. Харьков, 1918. № 17; Every Day Make-Up (Грим каждый день). Gutenberg Publishing Company, Milwaukee, 1935; Слово за Распутина: Из воспоминаний о себе, о постановке пьесы «Заговор Императрицы» в России 1925 года и о «Сказе на смерть Ленина». Сан-Франциско: Изд. Мэри О'Двайер, 1944; На пути ко святой Руси: Текст д-да 7 дек. на Религиозно-филос. собрании «Русского центра» в Сан-Франциско. Сан-Франциско: Изд. Мэри О'Двайер, 1944; Journey Through Shakespeare, 1926–46 (Путешествие через Шекспира. 1926–46). Printed, as a manuscript, by Mary O'Dwyer. Hollywood, 1946.

Лит.: Лачинов В., Брянский А. Глаголин и его роли. Отзывы и портреты. СПб.: Б.и., 1912 ; Двадцатилетие Театра им. А. С. Суворина. Пг., 1915; Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. М. 1960; История русского драм. театра. Т.7. 1808–1914. М.: Искусство, 1987; Русские писатели. 1800–1917. Биогр. словарь. Т. 1, 2. М.: СЭ, 1989–92; Борис Гусев. Уготованная судьба // Новый мир. 1994. № 3; Веселовская А. И. Эстетика коллажа в украинских спектаклях Бориса Глаголина 1920-х гг. // Русский авангард. 1910–20-х гг.: проблема коллажа. М.: Наука, 2005; Русский Протей. Письма Б. С. Глаголина А. С. Суворину (1900–11) и Вс. Э. Мейерхольду (1909–28) / Публ., вст. ст. и комм. В. В. Иванова // Мнемозина. Док-ты и факты из истории отеч. театра ХХ в. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009.

  • Глаголин Борис Сергеевич