Глинка Михаил Сергеевич
ГЛИ́НКА Михаил Сергеевич [27.5.1936, г. Старая Русса - 8.9.2022] - прозаик.
Потомок старинного дворянского рода, представителями кот. были видные деятели культуры, искусства, управления и воен. дела. В его родословной - композитор М. И. Глинка, литераторы С. Н. и Ф. Н. Глинки, перв. проф.-филолог из дворян Г. А. Глинка. Отец - специалист по воен. коневодству, работал на Сев. Кавказе. Мать преподавала иностранные яз. Школьные годы провел в Кологриве, затем в Л-де. Окончил Нахимовское военно-морское училище (1954), Высшее инженерное военно-морское училище в Л-де, Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе (1959). В 1959–65 служил на флоте и работал в науч.-исследовательских учреждениях АН СССР.
Перв. рассказ « Шлюпки » опубл. в «Звезде» (1964. № 11). Спокойный, естественный стиль его письма, тонкое чувство слова вызвали интерес именитых литераторов к начинающему писателю. На страницах «Вопросов лит-ры» новое имя поддержал Ю. Герман, высказавшийся о рассказе Г. « Ружье »: «Рассказ отличный, точный, написанный с настоящей болью за человека» (Ю. Герман). В. Конецкий, Ф. Абрамов, Ф. Искандер также проявили писательские симпатии к тв-ву Г.
Уже будучи проф. писателем, Г. немало путешествовал по стране и миру. Каждое из таких путешествий становилось мат-лом для лит. опытов. Так, напр., в 1966 после многодневного плавания по озеру на катере Лимнологического ин-та Г. пишет очерк « Двадцать дней на Байкале ». В 1970 побывал в дельте Волги, в Астрахани, где стал свидетелем эпидемии холеры (повесть « Вторая американка »); в том же году принял участие в маневрах «Океан» на атомной подводной лодке Сев. флота (повесть « Горизонт чист »). По заданию Балтийского морского пароходства в 1978–79 четырежды пересекал Атлантику (кн. « Ветер Балтики »).
Вступил в СП СССР в 1968.
Перв. сб. повестей и рассказов Г. « Улицы ведут к морю » (1967) высоко оценил В. Мануйлов, писавший о насыщенности стиля прозы Г.: «его язык всегда точен, поэтически свеж и интонационно энергичен», книга поражает «своей достоверностью, жизненной правдой, и вместе с тем в ней есть ветер романтики» (В. Мануйлов). Отметив особую значимость для писателя темы флота (рассказы « Второй механик », « Шлюпки », « Весной »), Мануйлов указал на то, что уже в этих ранних произведениях «определяется характерный для писателя интерес к морально-этическим проблемам, борьба между „хочу” и „надо”, „должен”. В этих словах для автора заключены раздумья о том, что связывает людей и что их разъединяет: долг и эгоистическое начало» (Там же). Н. Изюмова в своей рец. на «Улицы ведут к морю» отметила глубокое знание Г. человеч. психологии.
Втор. кн. Г. - « Берег перемен » (1971) - свидетельствует о творч. зрелости автора. Его кн. объединила рассказы о надежных людях, являющих собой характеры, кот. не поддаются обстоятельствам, и о тех, кто утратил прочность человеч. личности (рассказы «Ружье», « За Новгородом »). В рассказе «За Новгородом» произошла история, сюжетно похожая на «Даму с собачкой» А. Чехова. Чеховскую лит. традицию усматривает в тв-ве Г. и С. Фомичев, указавший на продолжение этой традиции в «лиризме прозы» писателя, в «особой подчас концентрации событий, когда короткий рассказ вмещает в себя всю жизнь человека». И за всем этим стоит «чеховская грусть о разобщении людей».
Среди созданных в 1970-е произведений особенно выделяется роман « Водяной знак » (1977), назв. автором «повестью». Как отметил М. Кураев, если под «повестью» понимать «историю одного события», то «Водяной знак», «населенный героями XVI, XVII, XVIII, XIX и XX веков, строго говоря <...>,- повесть, поскольку рассказывает о попытке главного героя разглядеть и в себе и за далью прежних дней что-то призрачное и неразличимое, от большинства его современников скрытое, это история его рода, его предков». Строитель-подрывник Евгений, еще ребенком вывезенный из Л-да во время эвакуации и вернувшийся с выдуманными именем и фамилией, ничего о себе не знает. Его дядя, профессор истории, способен вернуть «безродному» герою утраченный род, направить молодого человека по пути возрождения. «Роман „Водяной знак” <...> стал важным шагом писателя на пути самопознания, этот отход в бездны истории нужен для того, чтобы, как бы придя оттуда, освободившись от забот преходящих, быстротекущих дней, ответить на самый важный для себя вопрос: время делает человека, или его поступки, мысль, воля, а может быть, и напротив, безмыслие, безволие, отказ от поступка - и есть лицо времени?» (М. Кураев).
Написанные в 1980-е произведения « Горизонтальный пейзаж » и « Конец лета » изд. одной кн. в 1989. Под одной обложкой оказались объединены докум. и худож. повести. «Быть может, самое интересное и содержательное в прозе Михаила Глинки - поиск и выработка индивидуального отношения к людям, событиям и даже собственным переживаниям. Читателю простодушному и поверхностному эта внутренняя сосредоточенность может даже мешать, отвлекая его от событийной канвы. Читатель же более искушенный скоро поймет, что выработка взгляда есть одновременно выработка поведения и что она-то и составляет главное событие этой прозы» (Н. Крыщук). Называя тв-во Г. «мужской прозой», критик поясняет свой неологизм, в частности, тем, что Г. «любит сильные концовки. Когда чувство не дает себе воли <...>. Открытой эмоциональности герой его, а вместе с ним и автор, как будто стыдится. Деталь - другое дело, тут как бы ничего не сказано, а то, что вы ощущаете при этом, ваше дело» (Там же). Вот, напр., как передается безмерное напряжение героя повести «Конец лета» в момент судьбоносной встречи: «В руках у меня хрустнуло стекло, я слышал, как из раздавленного ареометра полилась кислота, как стала капать на пол <...>. Кислота начинала жечь мне под ногтями».
Г. принадлежит к писателям, наделенным отличным слухом к жизненным ситуациям. Все книги Г. - «одна увлекательная и поучительная повесть о победе „внутреннего” человека, даже если от него осталась лишь тень, над „наружным”,- победа, такая нужная отечеству и, в сущности, доступная каждому человеку, способному решиться на автономное плавание» (М. Кураев).
Соч.: Улицы ведут к морю: Повести и рассказы. Л., 1967; Берег перемен: Повести и рассказы. Л., 1971; Крыло волны: Повести и рассказы. Л., 1973; Васильевский остров: Повесть и рассказы. Л., 1974; Водяной знак: Роман. М., 1977; Горизонт чист: Повести и рассказы. М., 1979; Горизонтальный пейзаж: Повести. Л., 1983; Ветер Балтики: История Балтийского морского пароходства. Л., 1985; Конец лета: Повесть. М., 1985; Горизонтальный пейзаж: Повести и рассказы. Л., 1986; Дождливый май: Повести и рассказы. Л., 1986; Петровская набережная: Повесть. Л.: Детская лит-ра, 1987; Горизонтальный пейзаж; Конец лета. Л., 1989; Свободы вечное преддверье: [Сб.]. Л., 1990.
Лит.: Герман Ю. Жизнь, характеры, конфликты // Вопросы лит-ры. 1966. № 8; Мануйлов В. Улицы ведут к морю // Лен. правда. 1968. 7 февр.; Изюмова Н. Ружье вернется к владельцу // Лит. Россия. 1968. № 27; Рыбаков А . Шестеро в пути. Заметки о прозе молодых // ЛГ. 1969. 23 апр.; Фомичев С. О времени или о себе // Аврора. 1972. № 6; Полухина Л. После нелегкого плавания // ЛГ. 1972. 13 сент.; Камянов В. По родословной линии // Новый мир. 1977. № 4; Шубин Э. Большая жизнь и малая проза // Звезда. 1968. № 9; Крыщук Н. Инструкция судьбы // Глинка М. Горизонтальный пейзаж. Конец лета. Л., 1989; Кураев М. Одиночное плавание // Лит. обозрение. 1991. № 3.
В. Акимов, М. Педько