Гнедич Петр Петрович


ГНЕ́ДИЧ Петр Петрович (псевд. Гнедич-Смоленский, Старый Джон, Rectus и др.) [18(30).10.1855, СПб. ― 16.7.1925, Л-д] ― прозаик, драматург, лит. и театр. критик, переводчик, историк искусства, журналист, лит. и театр. деятель, мемуарист.

По отцовской линии Г. двоюродный племянник Н. И. Гнедича, по материнской линии дальний родственник А. С. Грибоедова.

В 1866 поступил в 1-ю петерб. гимназию, в 1875 окончил ее; в посл. классах гимназии принимал участие в изд. рукописного ж., где помещал и свои рассказы, повести и фельетоны. В 1875–79 учился в Императорской Академии художеств, в 1879 получил серебряную медаль за композицию «Смерть Иоанна Грозного»; однако Академии не окончил, избрав лит. поприще, хотя в перв. годы жизни проф. литератора продолжал «поддерживать себя» материально при помощи «искусства живописи», г.о. выполняя иллюстрации для различных ж. (Книга жизни: Воспоминания . М., 2000).

Перв. публикации - рассказы «Во тьме: Совр. петербургская быль» и «Сосредоточенность: Эскиз с натуры» (Нива. 1877. № 7–10), напис. еще в гимназич. годы (подр. об истории перв. публ. см.: Книга жизни).

С кон. 1870-х публикует прозаич. произведения различных жанров (повести, рассказы, романы, фельетоны «на темы дня», юморески, театр. рецензии и обзоры, ст. по истории искусства) в многочисленных периодич. изд. СПб. и М. (газ. «СПб. ведомости», «Новое время», ж. «Русский вестник», «Вестник Европы», «Осколки», «Кругозор», «Шут», «Сев. вестник», «Театр и искусство», «Живописное обозрение», «Весь мир» и мн. др.). Публиковавшиеся в «Новом времени» фельетоны впоследствии были объединены в сб. «Песьи мухи» (Т. 1–2. СПб., 1905–09), искусствоведческие ст. - в кн. «История искусств с древнейших времен» (СПб., 1885; перераб. переизд. - иллюстрированная «История искусств (зодчество, живопись, ваяние)» . Т. 1–3. СПб., 1897; кн. выдержала 4 изд., Г. был за нее удостоен пожизненного звания члена Об-ва поощрения художеств).

В 1890-х - 1900-х выходят в свет сб. «Новые рассказы» (Т. 1–2. СПб., 1890), «Кавказские рассказы» (СПб., 1894), «Мгновенье» (СПб., 1896), «Для успокоения нервов. Слепыши и другие рассказы (СПб., 1898), «По духовным завещаниям. Водяные.Nordexpress» (СПб., 1900), «Антипод» (СПб., 1902), «Беглые. Недвижимая собственность» (СПб., 1904) и романы «Китайские тени» (СПб., 1895; вперв.: Русский вестник. 1894. № 1, 2, 4, 5, 10–12), «Ноша мира сего» (СПб., 1898; вперв.: Книжки «Недели». 1897. № 1–8), «Туманы» (СПб., 1900; вперв.: Книжки «Недели». 1899. № 1–9), «Купальные огни» (СПб., 1901; вперв.: Книжки «Недели». 1900. № 1–10).

Критики неизменно отмечали занимательность, стилистич. легкость («живость пера»), разнообразие сюжетов и тематики прозаич. произведений Г., сближая его ранние рассказы с чеховскими, а романы, в кот. представлена широкая панорама идейных течений (богоискательство, толстовство, «теория малых дел» и пр.), типов, характеров, быта и нравов эпохи, - с романами-обозрениями П. Боборыкина. Известен отзыв самого Чехова о Г. как о «настоящем писателе», кот. «не может не писать» (см.: Немирович-Данченко Вл. Из прошлого. М., 1936); известно его письмо к Г., в кот. Чехов признается: «Я давний Ваш почитатель и всегда любил Ваш талант» (Чехов А. СС и писем. Письма. Т. XI). Однако при общем благожелательном тоне критич. оценок встречаются среди них и не вполне лестные для автора. А. Скабичевский, напр., противопоставлял излишнюю натуралистичность, буквализм и «бесхитростное фотографирование действительности» романов Г. прозе Чехова с ее тонким психологизмом и глубиной содержания и проблематики (Сын отечества. 1899. 24 дек.; упрек вызван тем обстоятельством, что Г. в своих романах нередко описывает реальные события и реальных лиц). По мнению В. Буренина, романы Г. представляют собой «бойкие и изящные иллюстрации», воссоздающие «общественные нравы и общественные настроения» (Новое время. 1899. 26 нояб.).

С кон. 1870-х обращается к драматургии. Перв. опыт подобного рода - одноактная комедия «Дверей не заперли» (в 1878 поставлена на любительской сцене, в 1879 под назв. «Птичка в западне» - на сцене Александринского театра; была снята с репертуара как признанная «неудобной, ввиду отношения автора в нашей армии». ИРЛИ. Ф. 377). Следующая пьеса, «Затишье» , была отклонена петерб. Театрально-лит. комитетом как «крайне радикальная» (1880; поводом для подобной оценки послужил образ гл. героя - нигилистически настроенного студента-медика и гл. героини - радикально настроенной дочери степного помещика, в кот. усмотрели сходство с героинями тогдашних политич. процессов В. Фигнер и Н. Армфельд), но в 1881 под назв. «На хуторе» поставлена Пушкинским театром (М.) и в частном театре А. Бренко, после чего выдержала около 500 постановок в др. театрах, в т.ч. - петерб. Александринском и Корша.

Всего в 1870-х - 1910-х напис. около сорока пьес (бытовых и психологич. комедий, драм, семь ист. пьес); ранние пьесы вошли в сб. «Шесть комедий» (СПб., 1887, втор. изд. - СПб., 1892), комедии 1880-х - нач. 1890-х - во «Второй том комедий» (СПб., 1894). Пьесы Г. сценичны, лишены тенденциозности (Г. относил себя к сторонникам «искусства для искусства», хотя его общая либеральная ориентация не вызывает сомнений), занимательны, остроумны; их отличает изв. импрессионистичность, тонкость психологич. рисунка, точность и изящество воспроизведения быта и нравов, благодаря чему они привлекали внимание режиссеров, пользовались значительным успехом у публики и подолгу держались в репертуаре столичных театров. Особой популярностью пользовалась одноактная психологич. комедия «Горящие письма» (переделка комедии Г. Штобицера «Funken unter der Asche»); постановка ее в Об-ве искусства и лит-ры (1889) стала режиссерским дебютом К. Станиславского, постановка на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа (1891) - актерским дебютом В. Комиссаржевской. Театр. критика, отдавая должное достоинствам пьес Г., тем не менее, отмечала их «салонность» и традиционность, несозвучность эпохе, вторичность сюжетов, некот. поверхностность и «облегченность» трактовок избранных тем и коллизий. А. Плещеев называл комедии и драмы «чистенькими» пьесами для «бомонда» (ЛН. Т. 68).

Кроме оригинальных пьес Г. известен и как переводчик пьес западноевропейских драматургов. В его переводах издавались и шли на русской сцене «Гамлет, принц датский», «Усмирение строптивой», «Зимняя сказка» Шекспира, «Проделки Скапена», «Лекарь поневоле» Мольера и др.

В 1888–89 Г. совм. с Вс. Соловьевым изд. ж. «Север»; в 1890 основал «Ежегодник Императорских театров» и редактировал его перв. выпуски, а позднее - выпуски с тринадцатого по восемнадцатый; в 1899 был ред. юбилейного Пушкинского сб.

В 1891 избр. в состав вновь организованного Театрально-лит. комитета при Дирекции Императорских театров; с 1892 являлся членом Совета Русского лит. об-ва; в 1893–95 - председателем Лит.-артистич. кружка (позднее переимен. в Лит.-худож. об-во); с 1895 - руководителем худож. частью и зав. труппой Суворинского (СПб. Малого) театра; в 1901–08 - зав. репертуаром и управляющим труппой Императорского Александринского театра.

В посл. годы жизни Г. работал над кн. по истории театра и мемуарным томом «Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918» (Л., 1929). Обе остались незавершенными; в «Книге жизни» повествование доведено лишь до 1908 - отставки Г. с поста зав. репертуаром и управляющего труппой Александринского театра.

Соч.: Соч. Т. 5, 6, 8, 9, 10. СПб., [1910–15] (планировалось как изд. в 35 т.); Повести и рассказы. СПб., 1885; Шесть комедий. СПб., 1887; Семнадцать рассказов. СПб., 1888; Новые рассказы. СПб., 1890; Кавказские рассказы. СПб., 1894; Мгновенье и др. рассказы. СПб., 1896; Китайские тени. СПб., 1895; Слепыши и другие рассказы. СПб., 1898; Ноша мира сего. СПб., 1898; Туманы. СПб., 1899; Купальные огни. СПб., 1901; Беглые. СПб., 1904; Песьи мухи. Т. 1–2. СПб., 1905–09; История искусств с древнейших времен. СПб., 1885; История искусств (зодчество, живопись, ваяние). Т. 1–3 (илл.). СПб., 1897; Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. Л., 1929.

Лит.: Альтшуллер А. Театр прославленных мастеров. Л., 1968; Данилов С. Русский театр в худож. лит-ре. Л.-М., 1939; ЛН. Т. 68; В мире Лескова: Сб. ст. М., 1983; Русские писатели: Биографич. словарь. М., 1989. Т. 1; Русские писатели: Биобиблиогр. словарь: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Сомина В. Рец. на: Гнедич П. Книга жизни. Воспоминания. 1855–1918. М., 2000 // Новая русская книга. 2001. № 1.

О. Демидова

  • Гнедич Петр Петрович