Гнедов Василиск


ГНÉДОВ Василиск (наст. Василий Иванович; лит. псевд. Жозефина Гант д'Орсайль) [6.3.1890, слобода Маньково-Берёзовская Донецкого округа обл. Войска Донского - 5.11.1978, Херсон] - поэт.

Родился в семье мещанина и крестьянки. Учился в земской школе, затем в начальном училище в станице Каменской и в средне-техническом училище в Ростове-на-Дону, из посл. класса кот. был исключён «за вредное влияние на товарищей». «за вредное

В кон. 1912 приехал в СПб. с целью «перевернуть, обновить лит-ру, показать новые пути» (см.: Гнедов В. Неопубликованная автобиография для Словаря русских писателей С. А. Венгерова). Его кумиром был Игорь Северянин, пошел к нему с намерением показать стихи: «Он мне порекомендовал обратиться в издательство “ Петербургский глашатай”. Я прочел редактору Игнатьеву свои стихи, и он встретил их с восхищением и тут же отдал в печать».

Дебютировал в янв. 1913 в альм. эго-футуристов «Дары Адонису» (СПб., изд. Петерб. глашатай) поэмой « Зигзаг Прямой Средьмирный » и «паузной поэзой» « Гуребка Прокленушков » под псевд. Жозефина Гант д'Орсайль. Сошёлся с эгофутуристами. Участвовал в выпуске неск. петерб. сб. эгофутуристов - «Засахаре кры», «Небокопы», «Развороченные черепа» и др.

В 1913 в изд-ве «Петербургский глашатай» вышли две кн. стихов Г. - « Гостинец Сентиментам» и « Смерть искусству » (включавшая 15 поэм) с предисл. И. Игнатьева, кот. писал: «Василиск Гнедов. Ничем говорит целое Что...» (отклики на посл. сб. - Д. Левин и А. Бенуа - газ. «Речь» за 11 и 12 апр. 1913). С 1913 - один из лидеров петерб. «Ассоциации эгофутуризма» (член ареопага «Интуитивной ассоциации»). 2 нояб. 1913 в Петерб. женском мед. ин-те участвовал в поэтич. вечере вместе с Н. Бурлюком, В. Хлебниковым, И. Северяниным.

В 1914 совм. с П. Широковым выпустил « Книгу Великих » (см. рец. в «Златосвет», 1914, № 5), в сб. «Грамоты и декларации русских футуристов» появился его манифестационный трактат « Глас о согласе и злогласе ».

С 1914 сблизился с кубофутуристами, в 1917–18 совм. с В. Хлебниковым, В. Маяковским, В. Каменским, Д. Бурлюком участвовал в выступлениях и диспутах, но окончательно не примкнул к их движению, по популярности не уступал им. В марте 1917 выступал вместе с В. Маяковским, В. Каменским, В. Татлиным на «Первом республиканском вечере искусств» в театре «Эрмитаж». О «питерском заумнике» хвалебно отзывался Вс. Мейерхольд.

Участник Первой мировой войны (1915–16), в 1916–17 учился в Чугуевском воен. училище; в 1917-м участник обеих российских революций.

После революции изд. сб. «Временник» (№ 4), в кот. кроме своего стих. « Роют вам могилу боги », навеянного рев. событиями, включил стихи В. Хлебникова, Н. Асеева и др. В свою очередь В. Хлебников использовал образы стих. Г. « Кук » в поэме «Синие оковы» и провозгласил Г. членом интернационального утопич. об-ва «Председатели Земного Шара». Участвовал в «Газете футуристов», выпущ. в марте 1918-го Маяковским, Бурлюком и Каменским. Издал «Временник–4».

С 1921 отошёл от лит. дел (не переставая писать стихи). В 1921-м уехал из М. в Херсон, работал инженером.

С 1925 состоял в ВКП(б).

В 1936 репрессирован и около 20 лет провёл в лагерях. После освобождения в сер. 1950-х возобновил занятия лит-рой, делал ежедневные записи в стихах: «Я совсем холоден / Тепла в теле нет / Никуда не годен / Даже для котлет / Что я представляю? / Пустой чурбан / Не туда стреляю / Не в те черепа!». Стих., написанные после освобождения из лагеря, опубл. лишь в 1990-е.

Тв-во Г., находясь и развиваясь в русле эгофутуризма, по программным установкам и поэтич. практике тяготело к принципам и тенденциям кубофутуризма (в опр. момент даже планировался его переход в группу «Гилея»). Для его поэтич. опыта характерны эксперименты в обл. семантики и синтаксиса, нарочитые алогизмы, словотворчество, разработка моностиха, включение в текст графич. элементов и др. (в т.ч. «рифма понятий»). Г. известен своими заумными стих., кот. стилистически приближают его к кубофутуризму. Эпатаж - неотъемлемая часть его тв-ва. Скандальную известность принесла «визитная карточка» Г. - « Поэма конца », кот. заканчивала кн. «Смерть искусству» и в кот. не было ни одного знака (в печатном виде она представляла собой белую страницу с названием). Поэма явилась манифестом отказа от рационального смысла, доведенного до полного отрицания языка и речи. При чтении её вслух с эстрады в кабаре «Бродячая собака» Г., по свидетельству Вл. Пяста, делал только жест рукой, не произнося ни слова: «Слов она <поэма> не имела и вся состояла только из одного жеста руки, поднимаемой перед волосами и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок. Этот жест, нечто вроде крюка, и был всею поэмой» (тем самым можно говорить о том, что Г. фактически на полвека предвосхитил «поэмы тишины» Дж. Кейджа). К такого рода поэтич. финалу сводились и др. тексты, всё более и более укорачивающиеся «поэмы» сб. «Смерть искусству», среди кот. были « Буба. Буба. Буба », « У- », « Ю ». В дальнейшем Г. отходит от заумных приёмов.

Г. принадлежат созданные до революции «эгофутурнi пiснi» на украинском яз. - « Огняна свита » - «первые футуристические опыты в украинской поэзии», как их определил М. Зеров.

Автобиография Г. хранится в фондах ПД (ИРЛИ. Ф. 377).

Соч. : [Стихи] // Дары Адонису: альм. СПб.: Петерб. глашатай, 1913; [Стихи] // Засахаре Кры: сб. СПб., 1913; [Стихи] // Небокопы: сб. СПб., 1913; [Стихи] // Развороченные черепа: сб. СПб., 1913; Печальная сказка // Иммортели: сб. М., 1913; Гостинец Сентиментам. СПб., 1913; Смерть искусству. СПб., 1913; [Стихи] // Руконог: сб. М., 1914; Глас о согласе и злогласе // Грамоты и декларации русских футуристов. СПб., 1914; Книга Великих (совм. с П. Широковым). СПб., 1914; [Стихи] // Газета футуристов. Пг., 1918; Собрание стихотворений / под ред. Н. Харджиева и М. Марцадури; вст. статья, подг. текста и комм. С. Сигея. Trento, 1992; Смерть искусству: Пятнадцать (15) поэм. 1913 / подг. текста и комм. Д. Кузьмина. М., 1996; Крючком до неба / в илл. и комм. С. Сигея. Madrid, 2003; Сама поэзия. Стихотворения / сост., вст. статья, подг. текста, комм. И. Кукуя. М., 2018.

Лит .: Городецкий С. Пучина стиховая // Речь. 1913. 18 февр.; Грамоты и декларации русских футуристов. СПб., 1914; Кречетов С. Рец. на «Книгу Великих» // Утро России. 1914. 22 февр.; Пяст В. Встречи. М., 1997; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

А. Парнис

  • Гнедов Василиск