Голлер Борис Александрович


ГÓЛЛЕР Борис Александрович (наст. отчество Шмерович) [3.7.1931, Л-д] ¾ драматург, прозаик.

Родился в семье инженера-строителя. В одной из ст. назвал себя «человеком с канала Грибоедова», на самом деле вырос у Фонтанки. Отец ¾ инженер-строитель, гл. конструктор ин-та. Мать ¾ химик-фармацевт, рано ушла из жизни.

В войну эвакуирован с интернатом, после долгих странствий (Ярославская обл., Урал, Сибирь) оказался в Старо-Кузнецке. Вернулся с матерью и сестрой в Л-д почти сразу после снятия блокады. В 1944 вступил в комсомол. Война осталась гл. событием и переживанием перв. части жизни Г.

Писал с детства ¾ рассказы, потом стихи. В 1948, одним из четырех школьников, участвовал в первом после войны Всесоюзном совещании молодых поэтов, старшими участниками кот. были знаменитые поэты войны: С. Гудзенко, М. Луконин, С. Орлов. Принят в СП лишь сорок лет спустя (1988), уже во время перестройки.

В 1949 по окончании школы поступал на русское отд. филол. фак-та ЛГУ: в пору борьбы с космополитизмом был буквально «завален» на вст. экзамене. Поступил в Строительный ин-т. Защитил диплом в 1957, уже работая инженером в проектном ин-те. Указывает в анкете: «Образование высшее техническое. Все остальное ¾ самообразование».

В 1954 в посл. раз выступал со стихами на Первой городской конференции студенч. поэтов в Политехническом ин-те, организованной Гл. Семеновым. Читал « Поэму о Красной капелле » ¾ о немецком сопротивлении нацизму. Выбор темы уже определял в нем нечто как литераторе: он всегда нуждался в достаточной доле остранения предмета изображения. По своему складу всегда был в стороне от лит. объединений и кружков, р а вно как и от худож. направлений, определяемых эпохой.

Прощание со стихами вышло долгим. Перв. публикациями Г. (1959) были переводы стихов поэтов Востока (по подстрочнику). Еще больше десяти лет печ. переводы поэтов фарси, азербайджанских, арабских поэтов Испании (всего опубл. более 2000 строк) ¾ не хотел терять стихотв. форму. Но собств. стихи ушли.

В апр. 1960 закончил перв. из гл. своих пьес «Десять минут и вся жизнь» . Считает дату ее окончания началом проф. лит. работы. Пьеса о поединке летчика, сбросившего атомную бомбу, с собств. совестью и со «всей жизнью», что была после. Пьесу почти тотчас принял к постановке один из лен. театров, но при читке на труппе разразился скандал. Тема совести, равно как тема исполнения или неисполнения преступного приказа, была еще нова тогда – всего четыре года спустя после XX съезда. Редкий случай, когда к разгрому непосредственное начальство не имело отношения: пьеса до него просто еще не дошла, отказ был инициативой самих артистов. В М. к пьесе потянулось сразу неск. театров и ж. «Новый мир», но и там она не прошла. «Я очень хорошо помню шок, кот. испытал в 1962 году, прочитав впервые пьесу “Десять минут и вся жизнь”, ¾ пишет в предисл. к сб. пьес Г. (2007) реж. Л. Додин. ¾ И недаром так много молодых режиссеров, актеров накинулись тогда на эту пьесу. Было очень много вариантов студийных постановок». Впервые пьеса получила цензурное разрешение лишь 27 лет спустя (1988): ею открылся в Кургане новый театр «Ателье». До этого была поставлена лишь однажды в М., в любительской студии «Резонанс» (реж. А. Силин).

Похожая история произошла и со втор. пьесой Г. ¾ « Матросы без моря » ¾ о матросах революции. Она легла в стол на 22 года и поставлена в Мариуполе только весной 1987 (реж. Ю. Костенко). Автор не включил «Матросов без моря» в сб. своих пьес в 2007 «по причинам важным для него, а не для публики», но гл. герой ее, матрос Медников, остался для него одним из любимых созданных им персонажей.

В 1968 впервые (третья) пьеса Г. попала на сцену (лен. ТЮЗ, премьера 29 окт. 1968). Это был цикл драматич. новелл из истории сов. молодого человека, центром цикла стал диптих «Поколение 41» («Мальчик у телефона», «Миф о десанте».) Пьеса имела успех, но была с трудом пропущена на сцену, а вскоре и вовсе исключена из репертуара: в новелле «Мальчик у телефона» речь шла о событиях 1937-го. В дек. 1968 «Миф о десанте» был снят с постановки и в театре Северного флота в Мурманске вместе с запрещением спектакля «Матросы без моря», а в «Комсомольской правде» появился достаточно суровый «подвал» на тему «Десанта» с требованием «принятия мер». Однако «Десант» появляется на сцене в разных студиях и по сей день. Неск. лет назад по нему был создан мюзикл (композитор М. Аптекман).

В 1969-м, желая помочь драматургу, реж. лен. ТЮЗа З. Корогодский предложил сделать инсценировку для театра «Евгения Онегина» Пушкина. Инсценировки в обычном смысле не вышло (и даже «пьесы по мотивам»), а вышло нечто иное, что автор назвал пушкинским термином «опыт драматических изучений» (романа). Этот «опыт» проложил дорогу всей последующей работе Г. Открыл цикл его «драм истории»: «Сто братьев Бестужевых» ,«Вокруг площади» ¾ пьесы о декабристах; привел к прозе «Петербургские флейты» , завершавшей трилогию о семье Бестужевых (1983, опубл. в ж. «Звезда» ¾ № 6, 1999); к драмам «Плач по Лермонтову, или Белые олени» (1974), «Театр для одного драматурга, или Венок Грибоедову» (1985) и др. работам в разных жанрах. Пьеса по «Евгению Онегину» будет пост. в 2002 в театре В. Малыщицкого в СПб. и продержится на сцене неск. лет с возобновлениями. Отд. книгой изд. в М. в 1998 к 200-летию со дня рождения Пушкина ¾ « Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной » (напис. в 1972).

Во втор. пол. 1970-х неожиданно большой успех пьесы «Сто братьев Бестужевых», поставленной вначале на любительской сцене ЛИИЖТа (театр «Studio»), затем на фестивалях, потом на Всесоюзном смотре (1978), привел к созданию в Л-де нового профессионального театра. Молодежный театр открылся 18 янв. 1980 спектаклем по той же пьесе (реж. В. Малыщицкий; поставил четыре пьесы Г.). Театр существует до сих пор, хотя Малыщицкий три года спустя был снят, а нашедший с таким трудом свой театр автор - потерял его. Готовившийся в одном из лен. изд-в в 1986–87 сб. пьес Г. тоже был остановлен.

Но случилось так, что на полях пьес (потом прозы) начал возникать некий «второй ряд» ¾ параллельные размышления о «Евгении Онегине», «Горе от ума», «Герое нашего времени», Г. даже неожиданно для себя стал читать лекции на эти темы в разных аудиториях. Тогда же, в 1986, познакомившись на вечере в ЦДЛ в М. с тогдашним зам. гл. ред. «Вопросов лит-ры», получил предложение работать для ж. В 1988 впервые за 28 лет лит. работы именно здесь появилась перв. авторская публ. Г. ¾ эссе « Драма одной комедии » (о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») ¾ Вопросы лит-ры. 1987. № 1. Пьесы начали печ. только через два года. В 1989 радио-вариант пьесы о Грибоедове явился посл. драматургич. работой Г. О причинах отхода от драматургии Г. писал в эссе « Слово и театр ».

Перв. сб. Г. «Флейты на площади» (пьесы, проза, эссе) вышел за рубежом, в Иерусалиме, в 2000. К этому времени уже готовилась перв. кн. романа о Пушкине – «Возвращение в Михайловское» ( впервые напеч.: Дружба народов. 2003. № 3–4; вторая кн. опубл. там же в 2008). Позднее роман вышел отд. книгами (2007, 2009).

В 2007 появился наконец (21 год спустя после перв. попытки) сб. пьес Г. «Сто братьев Бестужевых. Театр» ¾ по гранту Федерального агентства печати с предисл. Л. Додина. Г. вернулся к своим «опытам драматических изучений»: втор. часть работы о Грибоедове, «Контрапункт, или Роман романа» (о «Евгении Онегине»), «Лермонтов и Пушкин» . Все они (вместе с эссе о Феллини) вошли в сб. «Девятая глава» (2012).

Еще в 1989 Г . был приглашен в ЛГИТМиК для чтения авторского курса лекций для молодых реж. « Основы лит. композиции ». Читал этот курс (с перерывами) в Театр. академии в 2003–09, в мастерских проф. Л. Додина и В. Фильштинского.

Награжден премией Фонда «Лит. критика» ж. «Вопросы лит-ры» (2009) и премией им. Н. В. Гоголя в номинации «Шинель» (худож. проза) за роман «Возвращение в Михайловское» (2010).

Соч.: Драма одной комедии // Вопросы лит-ры. 1987. № 1; Пушкин: Автопортрет. М., 1998; Флейты на площади. Иерусалим, 2000; Сто братьев Бестужевых: Театр: Пьесы, эссе. СПб., 2007; Возвращение в Михайловское: Роман. Кн. 1 и 2. СПб., 2009 (Кн. 1. СПб., 2007); Девятая глава: Сб. СПб., 2012; «И если время повторится…» // Звезда. 2012. № 7.

Лит.: Комиссаржевский В. Удивление // Комсомольская правда. 1978. 31 янв.; Смирнов-Несвицкий Ю. Сто братьев // Аврора. 1978. № 9; Силин А. «Потому, что не могут не выйти…»: Книга о молодежных театрах. М., 1978. Марченко Т. Мальчики России // Смена. 1983. 9 февр.; Власов Г. Сюжет из истории России // Сов. театр. 1987. № 3; Алексин А. Мудрость и талант // 22. М .-Иерусалим, 2000. № 121; Амусин М. На авансцене и за кулисами истории // Звезда. 2004. № 3; Кузнецова А. «Сто братьев Бестужевых. Театр» // Знамя. 2008. № 4; Таранова Ю. Блудный Пушкин // НГ. 2007. 25 окт.; Кавторин В. Жизнь в пространстве самопознания // Нева. 2008. № 9; Зиновьева Е. Борис Голлер. Возвращение в Михайловское // Нева. 2009. № 10; Елистратов В. Филологич. виртуаль как жанр ист. романа // Знамя. 2010. № 4.

  • Голлер Борис Александрович