Голлербах Эрих Конрад


ГÓЛЛЕРБÁХ Эрих Конрад (Эрих Федорович; псевд. Э. Бах) [11(23).3.1895, Царское Село ― 4.3.1942, Вологда] ― искусствовед, литературовед, худож. и лит. критик, прозаик, эссеист, поэт, график, деятель культуры.

Дед ― пекарь, переселился из Германии в СПб. в 1840. Отец ― пекарь и кондитер, до 1915 (начала «борьбы с немецким засильем») владелец булочной и кондитерской в Царском Селе, ставших «источником самых сладких (в буквальном смысле) воспоминаний» А. Ахматовой (Максимов Д. Об Анне Ахматовой, какой помню // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991), мать ― дочь владельца петерб. мебельной фабрики, домохозяйка. Г. написал в автобиогр. очерке (1939): «Юность моя протекла в литературном отечестве Пушкина - в городе, кот. Вяземский назвал “миром воспоминаний”. Имена Пушкина и Жуковского были мне знакомы и дороги с первых лет сознательной жизни. В детстве я привык уноситься мыслью к лицейским годам Пушкина; с писателями пушкинской эпохи неразрывно сплелось мое представление о “прекрасном союзе”, возникшем в садах русского Веймара. <...> Великолепие памятников искусства, очарование старинных парков, смутные отзвуки пушкинской эпохи, отблески былой литературной славы, наконец спорные победы русского символизма, непризнанным и тем более обаятельным глашатаем которого был в нашем “отечестве поэтов” Иннокентий Федорович Анненский, – таковы впечатления, определившие круг моих пристрастий и влечений в юности».

Г. учился с 1904 по 1911 в царскосел. Реальном училище имп. Николая II, с 1911 по 1912 на основном (общеобраз.) фак-те петерб. Психоневр. ин-та (изучал там историю лит-ры, философию, социологию), с 1912 по 1918 на естеств. отд. физ.-мат. фак-та Имп. Петерб. (с 1914 Пг.) ун-та (посещал также лекции на ист.-филол. фак-те), в кон. 1910-х в графич. мастерской В. Козлинского при АХ.

Уже студентом, в 1915, начал печ. в отечеств. и зарубежной периодике (сначала в пг. «Сев. гусляре», затем в «Вестнике знания», «Вестнике лит-ры», «Вестнике театра и искусства», «Еженедельнике Акад. театров», «Жизни искусства», «Записках Передвижного театра», «Кн. новостях», «Лит. современнике», «Новой русской кн.», «Русском искусстве», «Среди коллекционеров» и др.), работал с нач. 1920-х для различных изд-в («Время», «Всемирная лит-ра», Гос. изд-во, «Изд-во З. И. Гржебина», «Парфенон», «Петроград», «Полярная звезда», «Прибой», «Изд-во П. П. Сойкина»). Кроме того, был в 1918 науч. сотрудником Царскосельской (с 1918 Детскосельской) худож.-ист. комиссии, с 1919 Пг. отд. по охране памятников искусства и старины, с 1921 ГРМ (участвовал там в организации ист.-быт. отдела), с 1923 зав. худож. частью пг. (с 1924 лен.) отд-я Гос. изд-ва (создал там графич. отд.), работал в 1926 в производств. бюро АХ (занимался там организацией выставок), с 1926 в Музее АХ (устроил там отдел кн. графики и плаката), с 1928 в лен. Ин-те книговедения и Украинском ин-те книговедения (Киев). Был в нач. 1920-х членом ЛИТО «Кифара» (др. участники: В. Анненский (Кривич), Е. Архиппов, В. Рождественский, А. Смирнов (Альвинг), Д. Усов), Кружка им. Розанова (др. участники: А. Белый, А. Волынский, Н. Лернер, В. Ховин), Дома литераторов, Дома ученых, Об-ва изучения западн. культуры, Вольной филос. ассоциации (Вольфилы), с 1921 Всерос. СП, в 1923 одним из учредителей и затем предс. Пг. (Лен.) об-ва библиофилов, с 1925 членом Русског об-ва друзей книги, с 1927 Лит.-худож. кружка, с 1928 Об-ва художников-графиков, с 1936 Лен. обл. союза художников (с 1938 Лен. союза сов. худож.; был там членом Пушкинской комиссии, организовал в 1940 и возглавил секцию критиков, первое в стране проф. объединение такого рода), некот. др. науч. и творч. институций. Готовил выставки, издания, выступал с лекциями и д-дами в образовательных, науч. и творч. организациях и учреждениях.

Основными для Г. областями изучения были русское искусство (портретн. живопись, кн. и журн. графика, фарфор, сценография) и русская лит-ра, тв-во и иконография российских художников и писателей различных эпох: Н. Альтмана, И. Анненского, А. Ахматовой, А. Бенуа, Н. Бердяева, А. Блока, М. Бобышова, П. Боклевского, И. Бродского, К. Брюллова, Д. Бурлюка, Ю. Великанова, М. Волошина, А. Волынского, М. Врубеля, Н. Гоголя, А. Головина, А. Голубкиной, Нат. Данько, М. Добужинского, В. Жуковского, В. Замирайло, О. Кипренского, М. Кирнарского, В. Конашевича, Е. Кругликовой, М. Кузмина, Б. Кустодиева, М. Лермонтова, Г. Лукомского, В. Маковского, В. Масютина, Г. (Е.) Нарбута, Н. Некрасова, А. Остроумовой-Лебедевой, К. Петрова-Водкина, А. Пушкина, А. Радловой, Н. Рериха, В. Розанова, В. Серова, Ф. Сологуба, К. Сомова, И. Старова, А. Толстого, П. Федотова, Я. Чернихова, С. Чехонина, С. Юдовина, А. Яковлева, деятелей объединения «Мир искусства», Об-ва художников-графиков, групп «Тринадцать», «Шестнадцать» и др.

Кроме того, уже в 1920-е Г. стал одним из ведущих авторов «царскосельского жанра», осуществив ряд публ. об истории, культуре и достопримечательностях «русского Веймара». В частности, он составил антол. « Царское Село в поэзии » (1922), перв. путеводитель по музеям б. имп. резиденции « Детскосельские дворцы-музеи и парки » (1922), моногр. очерки « Дворцы-музеи: Собрание Палей в Детском Селе » (1922) и « Резиденция последних Романовых » (1928), сб. статей « Чарльз Камерон » (1924; совм. с Н. Лансере), худож.-ист. часть путеводителя « Спутник по Петрограду и его окрестностям » (1924), две версии книги лирич. прозы « Город муз » (1927, 1930), библиогр. справочник « Лит-ра о Детском Селе » (1933).

В янв. 1933 Г. был арестован ОГПУ по подозрению во вредительской деятельности («дело Иванова-Разумника») и находился в заключении до мая. Эти события стали сюжетом его автобиогр. повести « Незабываемо » (1933, опубл. в 1991, 1998).

Размышления Г. об искусстве, лит-ре и жизни нашли отражение в его поздней эссеистич. прозе, создававшейся на протяжении 1930-х и собранной автором в кн. « Meditata » (опубл. в 1998), а также в его личном дневнике за 1935–41. В дневнике он, напр., записал в 1936: «Ни в одной области жизни не дышится так легко и свободно, как в области Искусства. Наука ― пресна, плоска, рационалистична. Научное творчество только тогда вдохновенно и радостно, когда оно становится искусством (напр<имер>, “критик как художник”). Всё, что не вдохновенно, ― пыль, мусор. Бывает плодотворное, но бессмысленное, пустопорожнее творчество. Высокое творчество или сотворчество (они равноправны) на путях искусства ― всегда, в конечном счете, богопознание».

Погиб при эвакуации из блокированного немцами Л-да.

Адрес в Л-де: 1920-е - ул. Марата, д. 75, кв. 25.

Соч.: Новые устои метафизики. Пг., 1918; Розанов. Пг., 1918 (перераб.: Пг., 1922; переизд.: Paris, 1976; М., 1991); Чары и таинства. Пг., 1919; В зареве Логоса. Пг., 1920; Дворцы-музеи: Собр. Палей в Детском Селе. М., 1922; Детскосел. дворцы-музеи и парки. Пг., 1922; Письма Розанова к Голлербаху. Берлин, 1922 (переизд.: Розанов В. Избр. München, 1970; Розанов В. Соч. Л., 1990); Совр. рус. граверы. Пг., 1922; Фарфор Гос. завода. М., 1922; Царское Село в поэзии. Пг., 1922 (ориг. вар.: СПб., 2009); La porcelaine de la Manufacture d'Etat R.S.F.S.R. М., 1922; История гравюры и литографии в России. Пг., 1923 (Ann Arbor, 1948; М., 2003); Портр. живопись в России. Пг., 1923; Рисунки Добужинского. Пг., 1923; Чарльз Камерон. Пг., 1924 (совм. с Лансере); Кн. знаки Литвиненко. Л., 1924; Русский худож. фарфор. Л., 1924 (совм. с М. Фармаковским); Серов. Пг., 1924; Спутник по Пг. и его окрестностям. Пг., 1924; Фарфор и фаянс. Л., 1924 (совм. с И. Троцким); Графика Белухи. Л., 1925; Образ Ахматовой. Л., 1925; Рисунки и гравюры Замирайло. Казань, 1925; Русская сатира первой рев. Л., 1925 (совм. с В. Боцяновским); Портреты. Л., 1926 (Л., 1930; Л., 1990); Силуэты Нарбута. Л., 1926; Акварели Волошина. Л., 1927; Город муз. Л., 1927 (перераб.: Л., 1930; переизд.: Paris, 1980; М., 1990; СПб., 1993); Графика Рерберга. Казань, 1927; Графич. искусство в СССР. Л., 1927 (совм. с Д. Митрохиным); Совр. обложка. Л., 1927; Театр.-декорац. искусство в СССР. Л., 1927 (совм. с А. Головиным и Л. Жевержеевым); А. Толстой. Л., 1927; Rozanov // Rozanov V. Solitaria. London, 1927; Бобышов. Л., 1928 (совм. с М. Янковским); Возникновение Лен. об-ва библиофилов. Л., 1928; Головин. Л., 1928; Графика Кирнарского. Л., 1928; Лукомский. Казань, 1928; Некрасов. Л., 1928 (совм. с В. Евгеньевым-Максимовым); Резиденция последних Романовых. Л., 1928; Худож. экслибрис. Л., 1928; Юдовин. Л., 1928 (совм. с И. Иоффе; переизд.: М., 2004); Графика Кустодиева. Л., 1929; Искусство эпохи Возрождения и нов. времени. Л., 1929; Пути новейш. искусства на Западе и у нас. Л., 1929 (переизд.: Л., 1930); Скульптура Данько. Л., 1929; Диоскуры и книга. Л., 1930 (переизд.: М., 1990); Искусство Бурлюка. Н.-Й., 1930; Соколов П. Воспоминания. Л., 1930; Поэзия Бурлюка. Н.-Й., 1931; Проблемы конструктивизма в их отношении к искусству // Чернихов Я. Конструкция архит. и машин. форм. Л., 1931 (переизд.: М., 2008); Пушкин в изобраз. искусстве. Л., 1937 (совм. с А. Слонимским); Пушкин в портр. и ил. Л., 1937 (совм. с Евгеньевым-Максимовым); Некрасов в портр. и ил. Л., 1938 (тоже); Сов. графика. М., 1938; The Art of Roerich // The Twentieth Century. 1938. Febr.; The Art of Roerich and His Works in the USSR // Roerich. Delhi, 1938; Архитектор Старов. М., 1939; Искусство Рериха // Рерих. Рига, 1939; Салтыков-Щедрин в портр. и ил. Л., 1939 (совм. с Евгеньевым-Максимовым); Головин А. Встречи и впечатления. Л., 1940 (Л., 1960); Шевченко в портр. и ил. Л., 1940 (совм. с А. Гординым, Евгеньевым-Максимовым и М. Калаушиным); Брюллов. «Гибель Помпеи». Л., 1941; Лермонтов в портр. и ил. Л., 1941 (совм. с В. Мануйловым); Из воспоминаний о Сологубе // Русская лит-ра. 1990. № 1; Образ Блока // Звезда. 1990. № 11; «Он был более знаменит, чем известен» // Воспоминания о Волошине. М., 1990; Запис. книжка // Источниковед. изучение памятников письм. культ. в собр. и арх. ГПБ. Л., 1991; Письма Розанова к Голлербаху // Звезда. 1993. № 8 (переизд.: Розанов В. Собр. соч. Т. 17. В нашей смуте. М., 2004); Recollections of Tsarskoe Selo // A Sense of Place. Columbus, 1993; Из биогр. записок // Книга: Иссл. и мат-лы. Вып. 70. М., 1996; Из дневника 1941 г. // Голоса из блокады. СПб., 1996; Памяти Волошина // Минувшее. Вып. 20. СПб., 1996; Разъединенное // Новый ж-л. 1997. Кн. 209; Встречи и впечатления. СПб., 1998; Стих-я и дифирамбы. СПб., 1998; Разъединенное. СПб., 2009; Детское Село в гравюрах Великанова // Великанов. М., 2011; Графика Масютина // Масютин. М., 2012; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016; и мн. др.

Лит.: Мазуркевич В. [Рец.] // Вестн. лит. 1919. № 9; Спасовский М. [Рец.] // Жизнь иск. 1919. 2 сент.; Любош С. Розанов - на изнанку // Вестн. лит. 1919. Дек.; Лернер Н. [Рец.] // Кн. и рев. 1920. № 1; Шкловский В. Старое и новое // Жизнь иск. 1920. 2 апр. (переизд.: Шкловский В. Ход коня. Берлин, 1923; Шкловский В. Гамбург. счет. М., 1990); Кричевская Е. [Рец.] // Новый мир (Берлин). 1921. 7 авг.; Розанов С. [Рец.] // Новый путь. 1922. 1 февр.; Троцкий Л. Вне-окт. лит. // Петрогр. правда. 1922. 21 сент. (переизд.: Троцкий Л. Лит. и рев. М., 1923; М., 1991); Сидоров А. [Рец.] // Среди коллекционеров. 1922. № 9; Розанов С. Живое лицо // Накануне. 1923. 1 июл.; Лурье В. [Рец.] // Сполохи. 1923. № 15–16; Исаков С. [Рец.] // Жизнь иск. 1923. 13 март.; Гуль Р. [Рец.] // Нов. рус. кн. 1923. № 5–6; Зунделович Я. [Рец.] // Россия. 1923. № 6; Медведев П. Издания «Парфенона», посв. Пушкину // Записки Передвиж. театра. 1923. № 47; Медведев П. [Рец.] // Там же. № 52; Тиняков А. [Рец.] // Посл. новости (Л.). 1924. 7 апр.; Тиняков А. [Рец.] // Жизнь иск. 1925. 21 июля; Авербах Л. Еще о праве на пошлость // Веч. Москва. 1927. 21 мая; Гвоздев А. О театр. реакции и ее рыцарях // Жизнь иск. 1927. 12 июля; Lawrence D. [Рец.] // Calendar of Modern Letters. 1927. July; Денисов В. Еще о том же «рыцаре» // Жизнь иск. 1927. 2 авг.; Мокульский С. [Рец.] // Там же. 9 авг.; Загорский М. Об ультра-фиолет. призраках // Нов. зритель. 1927. 6 сент.; Писатели совр. эпохи. Т. 1. М., 1928 (переизд.: Leipzig, 1972; М., 1992); Русов Н. О совр. худож. критике // Художник. Л., 1928; Гросс В. [Рец.] // Красная газ. Веч. вып. 1929. 26 янв.; Михайлов А. Мелкий разносчик попов. товара // На лит. посту. 1929. № 1; Михайлов А. О буржуаз. и мелкобуржуаз. тенденциях в изо-искусстве и изо-критике // Там же. № 3; Михайлов А. Об антимарксист. тенденциях в искусствознании и ГАХНе // Там же. № 6; Михайлов А. Как пишется история нов. рус. искусства // Книга и рев. 1929. № 12; Михайлов А. Легенда о Кустодиеве // На лит. посту. 1929. № 13; Леонтьев Б. О Голлербахе и о наглеющ. классов. враге // Там же. 1930. № 12; Гросс В. [Рец.] // Крас. газ. Веч. вып. 1929. 26 янв.; Киршон В. Выступление тов. Киршона // Изв. ЦИК СССР и ВЦИК Советов раб., крест. и красноарм. депут. 1930. 8 июля; Михайлов А. Апология дворян. культ. // Книга и рев. 1930. № 20; Вайсфельд И. Адвокаты реакции в лит-ре // Веч. Москва. 1930. 5 авг.; Михайлов А. Стряпня искусствоведов-идеалистов // Книга и рев. 1930. № 21–22; Вайсфельд И. Добить врага // На лит. посту. 1931. № 12; Волков А. Поэзия рус. империализма. М., 1935; Спасовский М. Розанов в посл. годы своей жизни. Берлин, 1939 (перераб. вариант: Н.-Й., 1968); Сторицын П. Из Щедринианы // Лит. современник. 1940. № 3; Сторицын П. Кн. о великом Тарасе // Л-д. 1940. № 13–14; Lossky N. History of Russian Philosophy. N.-Y., 1951; Трубецкой Ю. Из лит. дневника // Нов. рус. слово. 1963. 21 июл.; Чертков Л. Голлербах // КЛЭ. Т. 2. М., 1964; Мартынов П. Полвека в мире кн. Л., 1969; Берков П. История сов. библиофильства. М., 1971 (М., 1983); Милашевский В. Вчера, позавчера… Л., 1972 (М., 1989); Лидин В. Друзья мои - книги. М., 1976; Кунин В. Лен. об-во библиофилов и его альманах. М., 1983; Художники группы «Тринадцать». М., 1986; Баженов М. Кто за силуэтом? // Нева. 1987. № 6; Острой О. «Город муз» в жизни Голлербаха // Анцифер. чтения. Л., 1989; Голлербах Е. Кузмин в дневниках Голлербаха // Кузмин и рус. культура XX в. Л., 1990; Ильюнина Л. «Пишите, пишите, но без “похвал. слова”...» // Наше наследие: 1989. М., 1990; Острой О., Юниверг Л. Голлербах. Город муз. М., 1990; Купченко В. «А всё-таки - север роднее» // Нева. 1991. № 3; Мандельштам в арх. Голлербаха // Слово и судьба. М., 1991; Голлербах Е. Латынь советская // Звезда. 1992. № 2; Лоуренс Д. «Уединенное» Розанова // Начала. 1992. № 3; Ласунский О. Посланцы библиофил. России // Кн. обозр. 1992. 28 авг.; Письма Розанова к Голлербаху // Звезда. 1993. № 8; Острой О. Голлербах - зачинатель сов. лит. иконографии // Ист.-библиогр. иссл. Вып. 3. СПб., 1993; Письма Бердяева к Голлербаху // Минувшее. Вып. 14. СПб., 1993; Сажин В. Об истории изд. библиогр. Царск. Села // Ист.-библиогр. иссл. Вып. 3. СПб., 1993; Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994; Голлербах и Лазаревский // Минувшее. Вып. 16. СПб., 1994; Юниверг Л. Голлербах как издатель и библиофил // Новый ж. 1995. Кн. 198–199; Острой О. Голлербах - библиограф // Библиогр. 1995. № 5; В. В. Розанов: Pro et contra. Кн. 1–2. СПб., 1995; Юниверг Л. Анненский глазами Голлербаха // Лит. обозр. 1996. № 4; Вернер В. Переписка Голлербаха и Масютина // Памятники культуры: 1996. М., 1998; Кириллов П. Книга рождения жанра // Октябрь. 1998. № 3; Мирошкин А. Эстет из города муз // Книжное обозр. 1998. 15 дек.; Часов Н. Голлербах (1895–1942): Библиогр. СПб., 1998; Малинин Н. Жизнь как эссе // НГ. 1999. 14 янв.; Трофимова Н. Воспоминания // Царскосел. газ. 2001. 5 апр.; Острой О. Голлербах // Библиотеч. энц. М., 2007; Джимбинов С. Голлербах // Розанов: Энц. М., 2008; Наследие Розанова и современность. М., 2009; Голлербах С. Город-мусс // Русский мир. Вып. 5. СПб., 2011; Горный С. Царское Село. СПб., 2011; и мн. др.

Е. Голлербах

  • Голлербах Эрих Конрад