Голубев Валентин Павлович


ГО́ЛУБЕВ Валентин Павлович [25.11.1948, пос. Сосновая Поляна Лен. обл.] - поэт, переводчик.

Родился в семье плотника; родители - выходцы из крестьян Костромской губ. «Неизгладимые впечатления на всю жизнь оставило детство: материнские песни и сказки, сельские праздники, здоровый уклад жизни», - вспоминает Г. Стихи начал писать в школьные годы, перв. публикация - в 1964 в газ. «Ленинские искры». После окончания школы учился в техникуме, позднее в ЛГУ.

В сер. 1960-х Г. знакомится с поэтом И. Григорьевым и входит в круг его общения (А. Прокофьев, И. Глазунов, Ф. Абрамов, П. Выходцев, А. Горелов), где формируются эстетич. и худож. взгляды поэта. В нач. 1970-х Г. - член лит. мастерской СП при ж. «Аврора», рук. которой А. Шевелев. Г. публикует стихи в периодике Л-да и М. (ж. «Аврора», «Молодая гвардия», «Студенческий меридиан», альм. «Истоки», «Молодой Л-д», «День поэзии»). Участник VI Всесоюзного совещания молодых литераторов в М. (1975).

В 1976 выходит перв. кн. стихов «Праздник». Г. совмещает лит. труд с работой на производстве, пройдя путь от слесаря, автомеханика до начальника крупного заводского цеха.

В 1980-е близко сходится с Н. Тряпкиным, Ст. Куняевым. В кон. 1980-х активно участвует в создании Лен. обл. писательской организации, объединившей патриотически настроенных литераторов города; создает и возглавляет поэтич. мастерскую «Содружество».

Уже в перв. кн. «Праздник» (1976) заметны стремление Г. к философскому осмыслению действительности и цельность поэтич. характера. «Прошлое Родины для Г. - не просто опоэтизированная история, а нерушимая основа, живительный источник творчества. Его стихи уходят корнями в русскую былину, сказку, песню»,- писал в предисл. к сб. А. Шевелев. Критика отмечала, что «поэт декларирует великую, дерзновенную веру несгибаемых, сильных духом людей... при этом добивается сплава интимного, личного начала с пафосом подлинной гражданственности» (Ростовцев Ю. Так начинают жить стихом // Молодой Л-д. Л., 1976). Лирический герой ощущает кровное родство с павшими на войне: «Мне выпал жребий, жизни дар: / Когда для гроз настанут сроки, / Чтоб на себя принять удар, / Быть самым деревом высоким!». Зарисовки деревенского быта и пейзажи Г. отличает живописная пестрота, «размашистость, цветистость образа, любование сказочными персонажами» (Н. Сотников). Некот. образы весьма трогательны: «На привязи дороги, как телёнок, / Посёлок посреди полей пасётся». Г. насыщает язык разговорными интонациями и словами, заимствованными из живой народной речи, его стихи лежат в русле песенно-фольклорной традиции, идущей в русской поэзии от А. Кольцова. Вместе с тем критика указала и на недостатки перв. кн. поэта: излишнюю громогласность, нарочитую красивость.

Сб. «От весны до весны» (1985) и «На черный день» (1990) - о сложности и богатстве человеч. души, о стремлении к счастью. Творч. манере автора свойственны экспрессия, высокий накал чувств. В этих кн. Г. выступает как зрелый поэт, тонко чувствующий красоту и разносторонность слова, вдумчиво работающий над ним. Выверенность строк, самоограничение и строгий отбор выразительных средств - принцип поэзии Г., исповедуемый им в признании: «Написать стихотворение - / Это поставить рядом хотя бы два слова / Так, / Как стоят под венцом жених и невеста, / Так, / Как стоят рядом отец и сын / На краю вырытой ими ямы / Перед расстрелом» («На черный день»). «Основные поэтические открытия Г. <...> находятся в области выявления в простых бытовых деталях глубокого, неочевидного смысла» (А. Ахматов). Традиции русской поэзии (прежде всего образы и мотивы С. Есенина и Н. Клюева), русской жизни, опыт собств. души - сплавлены в его стихах, кот. присущи совр. техника стихосложения, свободная строфика, ритмическое разнообразие.

В кн. «Русская рулетка» (1998) и «Жизнь коротка» (2002) Г. предстает как поэт глубоко драматический, его поэзия насыщается напряженным лирико-философским размышлением. В зрелом тв-ве Г. открываются абсолютные ценности, приходят размышления о Промысле («Все, что окажется миру ненужным / Бог приберет») и о гл. делании человека: «Только бы в этой земной круговерти / Душу спасти» («Жизнь коротка»). Входят религиозные мотивы - греха и покаяния, прощания с жизнью и неизбежного предстояния перед Богом («Ода палачеству», «В церквушке на Охтинском кладбище...»). При этом в стихах Г. нет следов «декоративного православия», христианство предстает как собственная, внутренне принятая вера. На фоне подступающей смерти, звучащих реквиемов живет зернышко любви, и, говоря о неизбежности земного конца, поэт исполнен надежды на встречу с близкими: «Здравствуй, последний мой милый приют, / Путник веселый к вам в двери стучится. / Здесь меня любят и здесь меня ждут...» («Жизнь коротка»).

Сб. «Жизнь коротка» венчает стих. «Русская душа». Поэт размышляет о месте России в мире и своеобразном ее характере: «Немец капнет, где русский плеснет, / Чтобы душу живьем вынимало. / Здесь на праздник Чернобыль рванет, / Так, что всем не покажется мало». Таинственная судьба России - «жутко-прекрасная», с крайностями гордыни и нищеты, крови и смирения, ее «нельзя объяснить», остается лишь признать, что она «Богом дана».

Религиозно-поэтич. тема Г. - мученичество родины и мученичество Сына Божия в России (тютчевский мотив страдающего и благословляющего Царя Небесного, исходившего Русь). От стих. к стих. она звучит все горше («На досках русский Бог распят...», «Нас, как распяли, облукавили...», «Благодать»). Стихи кн. «Русская рулетка» - о русской ист. стуже, о лихом и страшном времени 1990-х. Автор ищет свое место в горькой историч. перспективе «Мы как в „яблочко” попали / В век, где бед, как звезд и чисел, / Самый светлый здесь в опале, / Самый честный - беззащитен» («Рождество»). Финал кн. - три плача по митрополиту С.-Петербургскому Иоанну, объединенные в цикл «Тризна», где поэт выражает самосознание воина, готового к жертвенному подвигу: «Мы стоим последнею заставой / Смертные, готовые на смерть».

В кн. избр. лирики Г. «Памятка» (2004) вошла одноименная поэма, посвящ. памяти протоиерея Николая Гурьянова, в кот. светлый образ праведного старца побуждает поэта к новым раздумьям о судьбах родины. В «Памятке» поэтич. язык Г., кот. сочетает синтез фольклорного истока и совр. звучания, основывается «на корневой основе родной речи, будь то оригинальные звуковые ряды с переливчатыми аллитерациями или такие авторские неологизмы, как “залихватчик”, “отмета”, “сова-усыпиха”, “времячко-гулёно”. В русло русской речи естественно вливаются и принимаемые от Г. свежие словосочетания: “вертухай виртуального мира”, “даже в безвыходстве выход есть”» (А. Белов).

После «Памятки» ― своеобразного водораздела в тв-ве Г. ― поэт ищет новые пути: «Двигаться по инерции нельзя. Мир меняется не только вокруг нас, но в первую очередь в нас самих. Всё больше привлекает поэтика русских обрядовых песнопений, старинных сказаний… На мой взгляд, «возвращение домой» – это единственно верный путь» (ЛГ. 2005. № 26). В поэме «Возвращение домой: Лирический дневник» (2008) появляются новые строфика и ритм, неожиданный синтаксис. Обновляется образная система: «Заряжаю от молний мобильник», «Утрачен / Код небесного главного доступа». Г. по-прежнему пытается философски осмыслить мир, но стройная система христианских представлений его уже не удовлетворяет: «Стёрлась на моём колечке надпись: / “Господи, спаси и сохрани”». Вторгается языческая стихия, православные категории смешиваются с языческими верованиями; к поэту являются и ведут беседу Мара и Морок, духи темного мира у древних славян. Сквозные образы поэмы олицетворяют различные начала: светлая девочка, кошка, птицы, волки.

В стихах Г. рубежа 2010-х ― размышления о прошедшей жизни («Свет просеян сквозь стекла цветные / Вечереющей жизни…»), мотивы одиночества («Ближе к небу - острей одиночество…»), образы своих душевных состояний («Душа совсем от рук отбилась / Крылышками, / улетев в скворечник»).

В 2013 вышел сб. « Возвращение домой », кн. своеобразного подведения жизненных итогов, когда возникает потребность «возвращения домой», к своим корням, к памяти предков. Критики отмечают простоту, ясность, предельную емкость поэтич. формул, «раскрывающих мистическое мировидение через тонкое, неочевидное ощущение» (Р. Круглов).

Новая книга Г. «Сильных не жалко. Избранные стихи» выходит в 2018.

Член СП СССР (позже СП России) с 1990.

Лауреат лит. премий им. А. А. Прокофьева «Ладога» (2001; за кн. стихов «Русская рулетка»), лит. премии им. св. кн. Александра Невского (2004; сб. «Памятка»), премии А. К. Толстого (2013, за поэтич. сб. «Возвращение домой»), Серебряная медаль «За заслуги перед отеч. культурой» (2013).

Соч.: Праздник. Л., 1976; От весны до весны. Л., 1985; На черный день. Л., 1990; Русская рулетка. СПб., 1998; Жизнь коротка. СПб., 2002; Цветы скучают без хозяев // Наш современник. 2002. № 6; Памятка: Избр. СПб., 2004; По ту сторону фьорда (Переводы с норвеж.). СПб., 2005; Избр. лирика: Антология лауреатов премии «Ладога» им. А. А. Прокофьева «Россию сердцем обнимая…» СПб., 2008; Возвращение домой: Лирич. дневник // Наш современник. 2008. № 7; Встреча // Сев. Аврора. 2008. № 7; Просветлеет вода сентября // Москва. 2010. № 9; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Возвращение домой. СПб., 2013; Как мёд густеют сентябри // Русское эхо (Самара). 2015. № 1; Мы живы словом // Родная Ладога. 2015. № 3; Часы // Аврора. 2015. № 6; Сильных не жалко. Избр. стихи. СПб., 2018.

Лит.: Сотников Н. Пять поэтич. премьер // Молодой Л-д. Л., 1978; Пикач А. Открой поэта... // Молодые о молодых. М., 1979; Рыбакова В., Романов А. Шаги над пропастью. Челябинск, 1999; Ахматов А. Черный хлеб поэзии Валентина Голубева: О книге «Русская рулетка» // Ахматов А. Срез. СПб., 2001; Яркова М. О, слово русское, родное. СПб., 2002. Вып. 2; Белов А. В русле русской речи. О кн. В. Голубева «Памятка: Избранное» // Всерусский собор. 2005. № 1; Рыбакова В., Романов А. На красный свет: Критика, публицистика, литературоведение. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Бобкова З. Поэт о поэте //Петерб. строфы. СПб., 2014; Медведев А. «В заботах грешных…» // ЛГ. 2014. 6–12 авг.; Круглов Р. Между мирами сквозит… О книге Валентина Голубева «Возвращение домой» // Молодой СПб. СПб., 2015.

А. Любомудров

  • Голубев Валентин Павлович