Голявкин Виктор Владимирович
ГОЛЯ́ВКИН Виктор Владимирович [31.8.1929, Баку - 27.7.2002, СПб., похоронен на Комаровском кладб.] - прозаик.
Родился в семье преподавателей музыки; детство и отрочество провел в Баку; в юности серьезно увлекался боксом; рано проявил способности к рисованию. О его фамильной родословной и семейном быте обстоятельно рассказано в докум. романах жены писателя Л. Бубновой «Стрела Голявкина» (Нева. 2001. № 11), «Голявкин, гениально, старик!» (Звезда. 2004. № 8), «В чувствительном женском кругу» (2008). В 1953 окончил худож. училище в Душанбе, высшее образование получил в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) в Л-де (1960), с кот. связана вся его дальнейшая жизнь. Проф. живописец, член Союза художников и СП, Г. неоднократно участвовал в выставках (его работы приобрел Русский музей), иллюстрировал собств. кн. для детей.
Еще в ин-те, когда, по признанию Г., внутреннее несогласие с обществ. Нормой в молодых художниках «прямо-таки клокотало», примером «полного самовыражения» стал для него Ван Гог, помогавший освободиться «от закоснелости конкретно-фигуративного изображения». Стремление к новизне сказалось на самовыражении и в красках, и в слове: дерзкий талант Г. был удивительно цельным.
В сер. 1950-х, будучи студентом (вместе с А. Володиным, В. Курочкиным, В. Пикулем, В. Конецким, Г. Горышиным, Б. Сергуненковым) занимался в ЛИТО при ЛО изд-ва «Сов. писатель» под рук. Л. Рахманова. С 1958 печ. в периодике. В 1959 в Л-де увидела свет перв. кн. его детских рассказов «Тетрадки под дождем» .
Г. пришел в лит-ру горячим приверженцем короткого рассказа. Его лаконичные миниатюры - в неск. строк, менее машинописной страницы - отличались худож. глубиной, отточенной фразой и щедрым юмором: от добродушного подтрунивания над детьми до саркастического разоблачения мещанского идиотизма «взрослых». Г. претили инфантильность, сентиментальное безволие, его рассказы излучали здоровье, упрямство и молодую силу. Увлеченность жизнью, искусством граничила у Г. с одержимостью, а скука и пошлость быта вызывали яростное негодование. Истоки поэтической энергии и стилистики кроются в традициях М. Зощенко и Ю. Олеши, которых он знал и бесконечно уважал. Охотно воспринимал молодой писатель и опыт американских мастеров - У. Сарояна, Э. Колдуэлла, Э. Хемингуэя, хотя в рассказах его нет следов прямого ученичества. Герои коротких рассказов Г. разнолики, как разнолика и пестра городская улица. Угрюмые прохожие с «каменными лицами» и бескорыстные простаки, ликующие глупцы и мудрые выпивохи, философствующие бездельники и злые фурии одинаково попадают в поле зрения писателя. Два антипода особенно показательны для голявкинских рассказов: Я и Он, в их столкновении и соперничестве высекается искра слепящей авторской иронии. Форма бытового диалога-диспута между этими типами-персонажами позволила Г., по его словам, «ближе подойти к человеку, самому “маленькому” или самому “большому”, исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей». Рассказы Г. подвластны неуловимой стихийной силе, и назидательность в них не умозрительная и натужная, а естественная, экзистенциональная. Писатель всегда был духовно свободен, раскрепощен, он никого намеренно не поучал, никуда не призывал, и, может быть, поэтому нашел общий язык с детьми - минуя педагогические ухищрения. Дети и взрослые в рассказах Г. зачастую конфликтуют. Детскость как нравственная категория чрезвычайно ему дорога. Всем предоставляет он право на исповедь, но далеко не все готовы к душевному общению: то, что привычно детям, в обыденной сфере взрослых подчас нелепо и лживо. Взрослые, не преодолевшие в себе детских иллюзий, выглядят под пером Г. либо чудаками, либо нарочито пародируют детскую психологию, и тогда обаяние наивного примитива сменяется зловещим абсурдом.
Динамизм стилистич. манеры Г. изначально противостоял дряблому обывательскому описательству. Броские и едкие рассказы Г., с их трагич. подтекстом, не находили официального понимания и поддержки и публиковались с трудом. Однако в детской лит-ре Г. был признан сразу и безоговорочно. Его игровые по своей сути детские кн. стали издаваться регулярно («Наши с Вовкой разговоры» , 1960; «Мы играем в Антарктиду» , 1961; «Паровозик в небе» , 1962; «Город и море» , 1962 и др.). Их героями были озорные и умные мальчишки и девчонки 1960–70-х.
Вместе со смешными, гротесковыми рассказами Г. писал маленькие лирич. повести, грустные и пронзительные («Мой добрый папа» , 1964; «Рисунки на асфальте» , 1965; «Полоски на окнах» , 1971), отдавая дань «прошедшей войне» и собств. детству. Своей бакинской юности посвятил он роман «Арфа и бокс» (1969), перв. часть неосуществленной трилогии. Утвердившись как детский писатель, Г. изд. со временем и остальные рассказы («Привет вам, птицы!» , 1969; «Я жду вас всегда с интересом» , 1980; «Калейдоскоп» , 1985; «Большие скорости» , 1988). Его вклад в русскую лит-ру втор. пол. ХХ столетия уникален.
Рассказы и повести Г. многократно публ. за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии, Румынии, повесть «Мой добрый папа» только в Японии изд. 9 раз. По сценариям Г. на «Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970, реж. И. Усов) и «Слон и Боба» (1972, реж. А. Балтрушайтис).
В 2015 имя В. В. Голявкина присвоено Центр. детской биб-ке ЦБС Кировского р-на СПб.
Соч.: Тетрадки под дождем. Л., 1959; Мой добрый папа: Повесть. Л.: Детская лит-ра, 1964; Повести и рассказы. Л.: Детская лит-ра, 1964; Города и дети: Повести и рассказы. Л., 1967; Ты приходи к нам, приходи: Повести. Л.: Детская лит-ра, 1968; Привет вам, птицы: Рассказы. Л., 1969; Один, два, три…: Повесть. М., 1969 (Л.: Детская лит-ра, 1983); Надоедливый Миша. Л.: Детская лит-ра, 1969; Арфа и бокс: Роман. Л.: Сов. писатель, 1969 (1979); Короткие повести. Л., 1970; Кто такой Алян: Повесть. Л., 1971; Полосы на окнах. Л.: Детская лит-ра, 1972; Удивительные дети. М.: Детская лит-ра, 1972 (1979); Повести. Л.: Лениздат, 1974; Боба и Бобоша: Киноповесть. М., 1975; Карусель в голове: Рассказы. Л., 1976; Три повести. Л.: Детская лит-ра, 1977 (1984); Этот мальчик: Повесть. Л.: Детская лит-ра, 1980; Я жду вас с интересом: Рассказы. М.: Современник, 1980; Обыкновенные дела: Повесть. Л., 1981; Из опыта прошедших лет // О лит-ре для детей. Вып.
Лит.: Панова В. Под добрым солнцем // ЛГ. 1961. 15 июл.; Калмановский Е. У детей своя мудрость // Детская лит-ра. 1966. № 5; Владимиров С. Неделимый атом прозы // Пути к худож. правде. Л., 1968; Шушковская Ф. Виктор Голявкин: Очерк тв-ва // О лит-ре для детей. Л., 1969. Вып. 14; Трофимкин И. Виктор Голявкин - писатель и человек // О лит-ре для детей. Л., 1969. Вып. 14; Трофимкин И. Виктор Голявкин - писатель и человек // О лит-ре для детей. Л., 1979. Вып. 23; Кузьмичев И. Энергия слова // Звезда. 1981. № 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Кузьмичев И. Преданность поколению / В соавт с Г. Цуриковой // Кузьмичев И., Цурикова Г. Контрасты осязаемого времени: Портреты. Размышления. Л., 1988; Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ // Горышин Г. Жребий: рассказы о писателях. Л., 1987; Климов В. Клоунадная проза: Штрихи к портрету Виктора Голявкина // Детская лит-ра. 1993. № 2; Перемышлев Е. Если следовать моему примеру… // Голявкин В. Знакомое лицо. СПб., 2000; Иванова С. Я думал, я один такой… // Знамя. 2001. № 8; Благодатов Н. Виктор Голявкин - живописец // Нева. 2002. № 9; Поликовская Л. Голявкин В. В. Биографич. очерк // Антология мировой детской лит-ры. М., 2002; Бубнова Л. Листочки: Рассказы про Голявкина // Кукумбер. 2002. № 1, 6; Бубнова Л. Стрела Голявкина: Романы. СПб., 2008; Д. К. Звезда Голявкина // ЛГ. 2009. 28 окт.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Авт.-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013; Бубнова Л. Имени В. В. Голявкина // Невский альм. 2016. № 4 (90).
И. Кузьмичев