Гончаров Иван Федорович


ГОНЧАРО́В Иван Федорович [10.9.1930, с. Евстратовка Россошанского р-на Воронежской обл.] ― педагог, просветитель.

Родился в рабочей семье. В годы войны отец служил на фронте в разведке, мать с детьми семь месяцев провели в оккупации, из-за чего Г. не приняли в ун-т. Окончил школу в г. Россошь. Поступил в Воронежский пед. ин-т, закончил по специальности «Русский язык и лит-ра» через два года, сдавая экзамены экстерном (1949–51). Преподавал словесность в школах г. Ртищево и Россошь. В 1954–57 обучался в аспирантуре на кафедре педагогики при философском фак-те ЛГУ. В 1958 защитил канд. дис. « Педагогические основы сельскохозяйственного труда городских школьников в комсомольско-молодежном лагере ». Работал в школе-интернате Л-да до 1960, затем в Карельском пед. ин-те (Петрозаводск), был зав. кафедрой педагогики, проректором по учебной работе - до 1964. Вернувшись в Л-д, работал в ЛГИК им. Н. К. Крупской, доц. и зав. каф. психологии и педагогики до 1979.

По рекомендации А. И. Хватова приглашен в ЛГПИ им. А. И. Герцена, где в теч. десяти лет (1979–89) заведовал каф. методики преподавания лит-ры. В 1983 защитил докт. дис. « Взаимодействие искусства и действительности в эстетическом воспитании школьников на уроках лит-ры и во внеклассной работе », в 1985 получил звание проф.

До 2002 работал на разных кафедрах ЛГПИ (РГПУ). В 2002 создал при РГПУ Центр этнонационалного образования и стал его директором. После закрытия центра в 2009 Г. создал научно-образовательный центр «Народная русская новая школа России». Одновременно был проф. кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном об-ве» в РГПУ (открыта в 1993).

Г. ― последователь К. Д. Ушинского и его теории нац. воспитания. Он полагает, что основанием, объединяющим разносторонние характеристики совр. школы, должны служить «великий русский язык, русская культура, история России, ее православно-нравственные традиции». Опирается на работы православных мыслителей С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина и др.

Под рук. Г. разработана « Рабочая программа по лит-ре для средней общеобразовательной школы » (Л., 1986; опубл. также в ж. «Лит-ра в школе». 1987. № 6; 1988. № 1). Г. исходил из того, что ведущее место в воспитании нац. самосознания детей принадлежит учителю-словеснику. Он впервые предложил концентрический принцип изучения лит-ры: в каждом классе представлена лит-ра всех эпох, в выпускном - обзор историко-лит. курса. Вокруг принятия программы развернулась острая борьба - альтернативные проекты были подготовлены Г. Беленьким и Т. Курдюмовой. Эти споры отразились в многочисленных статьях Г. в газ. «Сов. учитель»: « ...Минус Блок и Достоевский? » (1986. 7 апр.), « Школа чувств, мыслей, поведения » (1986. 4 нояб.), « Какой же быть новой программе?» (1987. 16 апр.), в «ЛГ» ― « Витки единой спирали » (1988. 13 янв.) и др. В обсуждениях на расширенном заседании Ученого метод. совета в ИМЛИ (см.: Резонанс. «За счёт литературы?..» // ЛГ. 1987. 4 март.) и на секретариате СП СССР был отмечен новаторский характер предложений Г., однако в конечном итоге Мин-во образования утвердило моск. программу. Программа Г. нашла сочувственный отклик в ряде школ, по ней начали работать мн. учителя. Она была высоко оценена сотрудниками ИРЛИ В. А. Тунимановым, С. А. Фомичевым, А. М. Панченко, а также акад. Д. С. Лихачёвым, нашла поддержку НИИ худож. воспитания АПН СССР, НИИ детской и педагогической психологии, кафедры сов. лит-ры ЛГУ и методистами около 40 пед. ин-тов.

Подвижническая деятельность Г. получила в печ. высокую оценку А. Солженицына, Г. Свиридова, В. Гаврилина, И. Глазунова, А. Мыльникова. В. Распутин так отзывался о Г.: «Самоотверженный последователь и развиватель наследия К. Д. Ушинского, десятилетия погруженный в глубины русской культуры, оратор, педагог милостью Божией. Он разработал свежую систему нашего национального воспитания и образования, уже успешно воплощаемую во множестве школ» («Сияние России»: Диалоги с В. Распутиным // Огни Кузбасса. 2007. № 3). Д. С. Лихачев в письме ректору РГПУ от 29 сент. 1997 писал: «Нам действительно остро необходима национальная русская школа… И. Ф. Гончаров надежен… У него правильные национальные ориентиры: сыновняя преданность русскому народу и глубокое уважение ко всем народам планеты. Основательные знания в области культурологи, общая эрудиция, не говоря уже об истории педагогической мысли и педагогике, - залог того, что И. Ф. Гончаров успешно справится с целью своей жизни, целью, так высокозначимой для России».

В 1990–2000-х Г. продолжает развитие концепции русской нац. школы (РНШ), его выступления обретают острый, бескомпромиссный характер. Наблюдая дерусификацию, упадок нац. самосознания, деградацию русского характера, Г. видит выход «в национальном воспитании всего народа, осуществляемом национальной школой»; в ней ― «путь спасения и возрождения России». Важнейшее место в этом уделяется словесности («русская литература, начиная с конца XIX в. и до наших дней, была и остаётся тревожным отражением и предостережением происходящего в судьбе Родины») и церкви: РНШ «в творческом союзе с духовной русской культурой и одухотворенной русской православной церковью может возродить нашу родину. …Такая школа - единственное решение для сохранения и творческого движения нации и державы» (« Новая народная русская школа »).

Г. ― создатель и лидер Всероссийского движения «Русская национальная современная школа». Во мн. городах России (Липецк, Вологда, Курган и др.) школы работают по концепции Г. В 2010 в РГПУ прошел Первый междунар. конгресс «Новая народная школа России». Г. ― основатель и гл. редактор Всероссийского научно-методич. ж. «Русская национальная школа» (в 2008–2012 вышло 19 номеров).

Основой просвещения Г. полагает православие: «Духовность должна стать фундаментом русской школы… Школе нужно использовать все формы православного влияния, помимо Церкви и службы; она просто обязана привнести в себя некоторые элементы церковного прихода, строить школьную жизнь по православному образцу», в частности, курс лит-ры необходимо «пронизать православными ценностями» (Без Бога ― и в школе не до порога // Православный Петербург. 2004. № 8).

В выступлениях Г. настойчиво призывает возвести русское просвещение в ранг гос. политики. В период выборной президентской компании 2012 он обратился к В. В. Путину с открытым письмом « Русский государь должен быть русским в своем сердце », где изложил систему идей РНШ. В условиях «подорванности и резкого ослабления энергии народного духа; кризиса этнической идентичности, настроений национального самоуничижения» задачей власти должно стать «сохранение русского народа, его национальное восстановление, возвращение ему статуса опорного, государствообразующего этноса, его духовно-нравственное и интеллектуальное совершенствование, возвышающее преображение человеческих душ». Средство – народное нац. просвещение, воспитание и образование, опорой кот. могут послужить учителя ― творцы НРШ, все, кто «выражает в своем творчестве и являет собой исконную сущность русской души. Это национальные водители нашего народа. Это его просвещенный разум».

Г. ― автор более двухсот науч. публикаций, неск. книг, многочисленных метод. пособий. Особое место среди трудов Г. занимают кн., посвящ. образу материнства в лит-ре ― « Подвигнут я тобою: Слово о матери » и « “…Чистейшей любви божество!”: Великие о матери ».

Заслуж. работник высшей школы РФ. Почётный проф. РГПУ им. А. И. Герцена. Акад.-секретарь отд. «Русская национальная школа» ПАНИ. Акад. Междунар. Славянской АН, образования, искусств и культуры. Удостоен медали К. Д. Ушинского.

Соч.: Действительность и искусство в эстетич. воспитании школьников. Из опыта работы учителя. М., 1978; Эстетич. воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986; Рабочая программа по лит-ре для средней общеобразоват. школы. Л., 1986; Подвигнут я тобою: Слово о матери. Л., 1988 и др. изд; Когда учитель - властитель дум : Кн. для учителя. М., 1991 (в соавт. с Т. И. Гончаровой); Воспитать в школе семьянина. СПб., 2007 (в соавт. с С. В. Берёзкиной); Нац. стандарт образования в русской школе. СПб., 2007; Слово к читателям журнала // Русская национальная школа. 2008. № 1; «...Чистейшей любви божество!»: Великие - о матери. СПб., 2011; Новая народная русская школа // Вестник РГПУ. 2011. № 5; Русский государь должен быть русским в своем сердце // http://ruskline.ru/analitika/2012/03/09/

Лит.: Распутин В., Белов В., Майборода Л. и др. К вопросу о русской нац. школе // Земля Русская. 1998. № 15–18; Акимов В., Бакланова Т., Воронцов А., Киященко Н., Леднев В., Семенов В., Чернушенко В. и др. Русская нац. школа // Земля Русская. 2001. № 3; Селевко Г. Модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров) // Селевко Г. Энц. образовательных технологий: в 2 т. Т. 2. М., 2006; И. Ф. Гончаров в оценках учеников, последователей и сподвижников. СПб., 2007; Кто есть кто в России: Биогр. энц. успешных людей в России / под ред. Р. Хюбнера. 3 изд. Zug, 2009; Посол К. Д. Ушинского И. Ф. Гончаров в оценках учеников, сподвижников, последователей, ревнителей народной русской школы. СПб., 2010; Воронцов А. Событие и Герценовского, и Всероссийского масштаба. Юбилей почетного проф. РГПУ им. А. И. Герцена И. Ф. Гончарова. СПб., 2010; [80 лет И. Ф. Гончарову] // http://www.herzen.spb.ru/news/16-09-2010 ; Липник Вл. Полвека исканий: Спасительная идея России - русская школа // Учительская газ. http://www.ug.ru/old/01.25/ps3.htm ; Созидатель народной русской школы // Русский вестник. 2010. 16 сент.

А. Любомудров

  • Гончаров Иван Федорович