Гор Геннадий Самойлович


ГОР Геннадий (наст. Гдалий) Самойлович [15(28).1.1907, г. Верхнеудинск Иркутской обл.- 6.1.1981, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] - прозаик.

Родился в семье ссыльного. Воспитывался в основном у родственников. В 1923 приехал в Пг. Окончил историко-лингвистический фак-т ЛГУ (1930).

В 1925 Г . становится членом входившей в РАПП лит. группы «Смена», ядро кот. составляли В. Друзин, О. Берггольц, Б. Корнилов, Л. Рахманов. К 1925 относятся и перв. публикации Г. С самого начала формировался как писатель интеллектуаль­ного склада, кот. в равной степени инте­ресовали лит-ра, живопись, философия, есте­ственные науки. Г. учился лит. мастерству у классиков и у старших современни­ков: Ю. Тынянова, В. Шкловского, В. Кавери­на. Высоко ценил парадоксальное тв-во обэриутов, входил в немногочисленный круг знакомых Л. Добычина. В живописи Г. привлекают полотна П. Филонова, К. Петрова-Водкина, М. Шагала и др. представите­лей русского авангарда.

В 1931 вышел в свет напис. совм. с Л. Рахмановым сб. « Студенческие повести ». Озорной и веселый тон этих повестей не помешал соавторам поднять целый ряд актуальных и острых вопросов студенч. жизни. В 1933 Г . опубл. сб. уже только собств. рассказов под назв. « Жи­вопись ». Критика в целом положительно встретила новую работу писателя, отметив его склонность к «вычурному» языку и некот. экстравагантность формы рассказов. Осн. тема рассказов Г. - живопись и ее место в жизни человека. Трагедию честного художника в мире буржуазных ценностей по­казывает писатель в рассказе « Слава ». Па­родийно и комично выглядит фигура худож­ника Широкомыслова, кот. смысл живо­писи видит в простом копировании действи­тельности (« Стакан »). Г. убежден, что насто­ящее искусство способно спасти человека, активно вмешаться и изменить его нравств. сущность (« Вмешательство живопи­си »). В рассказах Г. много неожиданных пре­вращений, метаморфоз. Ирония, гротеск, притчеобразность - отличительные черты ранней прозы Г.

К сер. 1930-х заметно меняются темы и стиль произведений Г. Мат-лом для его новой прозы послужили этнографич. экспедиции в Сибирь, совершенные под влия­нием идей Штернберга и Богораза. Повести « Ланжеро », « Неси меня, река », (1938), « Синее озеро » (1939), сб. рассказов « Большие пихтовые леса » (1940) носят черты глубокого изучения фольклора жизни народов Севера. Для этого периода тв-ва характерна попытка синтеза между логикой строгого науч. мышления и логикой искусства. Точность наблюдений сочетается с тонким лиризмом в раскры­тии мира природы и духовной жизни личнос­ти. Умение смотреть на мир глазами ребенка («Большие пихтовые леса») или первобытно­го человека («Ланжеро»), передать их мысли и чувства позволяют художнику показать картину бытия с неожиданной стороны. В докум. повести « Панков » (1940) Г. делится своими размышлениями о живописи ненецкого художника Панкова, кот. обладает способностью делать «видимым, почти осязаемым мир незнакомых нам пред­ставлений и эмоций» (Звезда. 1966. № 6). Важной вехой в творч. эволюции писателя было знакомство с кн. академика В. Вернадского «Био­сфера», укрепившей Г. в убеждении, «что без единства человека с природой невозможна ни настоящая полноценная жизнь, ни настоя­щее творчество» (« Пять углов »).

Во время Великой Отеч. войны был воен. корр. 3-го стрелкового полка на Лен. фронте.

После повести « Дом на Моховой » (1945), посвящ. событиям Великой Отеч. войны, писатель обращается к изображению жизни науч., университет­ской среды. Герои его романов и повестей 1940–50-х - ученые, аспиранты, студенты. Г. вводит читателя в атмосферу острых дис­куссий, науч. поиска, где решаются пробле­мы возникновения языка, происхождения че­ловека. Их волнуют тайны мироздания. Г. входит во все тонкости научной дея­тельности своих персонажей, раскрывает их образы не только на фоне проф. деятельности, но и в дружеских, обществ. связях. Нравственный кодекс ученого, нормы обществ. поведения важны для Г. не менее, чем проблемы собственно науки. Писатель обличает карьеризм, цинизм, при­способленчество. Ради карьеры порывает с настоящей наукой талантливый ученый Мо­дестов (« Однофамилец », 1956). Присваи­вает труд своего учителя и по существу пре­дает его бездарный аспирант Степанов (« Ошибка профессора Орочева », 1955). Сложно и драматично складываются судьбы ученых в романе « Университет­ская набережная » (1959).

В 1960-е плодотворно работает в жан­ре науч. фантастики. В это время одна за другой появляются повести « До­кучливый собеседник » (1961), « Стран­ник и время », « Кумби », (1963), « Гости с Уазы » (1963), « Мальчик » (1964), « Си­нее окно Феокрита » (1967) и др. Несмот­ря на присутствие в этих произведениях привычного для науч. фантастики антуража (путешествия во времени и пространстве, ду­мающие роботы, космические путешествия, достижение бессмертия), в критике не раз подчеркивалась принципиальная неизменяе­мость его творчества, вариативность сквоз­ных тем. Постепенно Г. отказывается от мотивировок, связанных с той или иной науч. гипотезой. Чудесное, фантастическое ста­новится осн. сюжетообразующим прин­ципом в его творчестве. Логика мифа господст­вует в романе Г. « Изваяние » (1972). Роман построен как путешествие героя во времени, действие переносится из белогвардейской тюрьмы в далекое будущее, затем в Л-д 1930-х. Разрозненные сюжетные линии сводятся в единый центр благодаря фантасти­ческому образу Офелии, способной превра­щаться в картину, в музу, в изваяние. Офе­лия - это метафора, соединяющая человека с природой и искусством. В «Извая­нии» ярко проявились черты, характерные для философск. фантастики Г.: глобаль­ность проблематики, стремление интегриро­вать в единой системе совр. научные дости­жения, философские и худож. представле­ния, постановка острых моральных и соц. проблем. В повести « Геометричес­кий лес » фантастика и реальность взаимопроницаемы, они объединены логикой искус­ства. Гл. герой - художник - напис. картину «Лес», через кот. он может по­падать в иное измерение. По проблематике эта повесть связана с ранним тв-вом пи­сателя (противопоставление поэзии творче­ства и пошлой бездуховности). Г. ставит под сомнение формы совр. цивилизации, утра­тившей представление о поэтич. нача­лах жизни. Объединяющим началом служит тема живописи для повестей « Деревянная квитанция », « Картины », « Рисунок Дароткана » (1972), «Пять углов» (1977). Отличительной чертой позднего тв-ва Г. становится автобиографизм.

В 1970-е пишет лит.-критич. эссе о тв-ве М. Зощенко, М. Пришвина, А. Грина, пуб­ликует яркие и живые воспоминания о лит. и худож. жизни Л-да 1920-х. С 1967 по 1980 входил в редколл. ж. «Нева», много работал с молодыми писателями.

Награжден орденом «Знак Почета» (9.2.1967).

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 90. 60 ед. хр. 1928–70 гг. - содержит рукописи рассказов, статей; воспоминания о лит. жизни 1920–30-х гг. « Замедление времени » (1928–69); и др.

Соч .: По Горному Алтаю // Звезда. 1951. № 4; Повести. Рассказы / Вст. ст. А. Дымшица. Л., 1958; Повести и рассказы / Вст. ст. Л. Плоткина. Л., 1973; Фантастич. повести и рассказы. Л., 1970; Геометрич. лес: Повести и рассказы. Л., 1975; Волшебная дорога: Роман, повести, рассказы. Л., 1978; Пять углов: Повести, эссе. Л., 1983; Корова. СПб., 2001; Blockade / Блокада / Gedichte / Стихи / Aus dem Russischen übersetzt und herausgegeben von Peter Urban // Edition Korrespondenzen. Wien, 2007; Стихотворения. 1942–44. М.: Гилея, 2012.

Лит .: Эвентов И. Конец «Факультета чудаков» // Резец. 1935. № 24; Гутнер М. В поисках стиля // Лит. современник. 1936. № 11; Дымшиц А. Мысли вслух: Полемич. заметки // Резец. 1939. № 11–12; Хмельницкая Т. Свежесть мира: О тв-ве Гора // Звезда. 1939. № 7–8; Борисов Л. Геннадий Гор. Дом на Моховой // Звезда. 1946. № 2/3; Амстердам А. Об уважении к жизни и о повестях Геннадия Гора // Звезда. 1947. № 7; Вальдман Э. О «кибернетических» повестях Ген­надия Гора // Новый мир. 1963. № 7; Урбан А. Писа­тель и проблемы // Звезда. 1967. № 2; Урбан А. Пате­тическая фантастика // Аврора. 1974. № 10; Лурье С. Правда вымысла: О прозе Геннадия Гора // Нева. 1980. № 3; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. [пер. с нем.]. М.: РИК «Культура», 1996; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.

А. Петров

  • Гор Геннадий Самойлович