Гор Геннадий Самойлович
ГОР Геннадий (наст. Гдалий) Самойлович [15(28).1.1907, г. Верхнеудинск Иркутской обл.- 6.1.1981, Л-д, похоронен на Комаровском кладб.] - прозаик.
Родился в семье ссыльного. Воспитывался в основном у родственников. В 1923 приехал в Пг. Окончил историко-лингвистический фак-т ЛГУ (1930).
В
В 1931 вышел в свет напис. совм. с Л. Рахмановым сб. « Студенческие повести ». Озорной и веселый тон этих повестей не помешал соавторам поднять целый ряд актуальных и острых вопросов студенч. жизни. В
К сер. 1930-х заметно меняются темы и стиль произведений Г. Мат-лом для его новой прозы послужили этнографич. экспедиции в Сибирь, совершенные под влиянием идей Штернберга и Богораза. Повести « Ланжеро », « Неси меня, река », (1938), « Синее озеро » (1939), сб. рассказов « Большие пихтовые леса » (1940) носят черты глубокого изучения фольклора жизни народов Севера. Для этого периода тв-ва характерна попытка синтеза между логикой строгого науч. мышления и логикой искусства. Точность наблюдений сочетается с тонким лиризмом в раскрытии мира природы и духовной жизни личности. Умение смотреть на мир глазами ребенка («Большие пихтовые леса») или первобытного человека («Ланжеро»), передать их мысли и чувства позволяют художнику показать картину бытия с неожиданной стороны. В докум. повести « Панков » (1940) Г. делится своими размышлениями о живописи ненецкого художника Панкова, кот. обладает способностью делать «видимым, почти осязаемым мир незнакомых нам представлений и эмоций» (Звезда. 1966. № 6). Важной вехой в творч. эволюции писателя было знакомство с кн. академика В. Вернадского «Биосфера», укрепившей Г. в убеждении, «что без единства человека с природой невозможна ни настоящая полноценная жизнь, ни настоящее творчество» (« Пять углов »).
Во время Великой Отеч. войны был воен. корр. 3-го стрелкового полка на Лен. фронте.
После повести « Дом на Моховой » (1945), посвящ. событиям Великой Отеч. войны, писатель обращается к изображению жизни науч., университетской среды. Герои его романов и повестей 1940–50-х - ученые, аспиранты, студенты. Г. вводит читателя в атмосферу острых дискуссий, науч. поиска, где решаются проблемы возникновения языка, происхождения человека. Их волнуют тайны мироздания. Г. входит во все тонкости научной деятельности своих персонажей, раскрывает их образы не только на фоне проф. деятельности, но и в дружеских, обществ. связях. Нравственный кодекс ученого, нормы обществ. поведения важны для Г. не менее, чем проблемы собственно науки. Писатель обличает карьеризм, цинизм, приспособленчество. Ради карьеры порывает с настоящей наукой талантливый ученый Модестов (« Однофамилец », 1956). Присваивает труд своего учителя и по существу предает его бездарный аспирант Степанов (« Ошибка профессора Орочева », 1955). Сложно и драматично складываются судьбы ученых в романе « Университетская набережная » (1959).
В 1960-е плодотворно работает в жанре науч. фантастики. В это время одна за другой появляются повести « Докучливый собеседник » (1961), « Странник и время », « Кумби », (1963), « Гости с Уазы » (1963), « Мальчик » (1964), « Синее окно Феокрита » (1967) и др. Несмотря на присутствие в этих произведениях привычного для науч. фантастики антуража (путешествия во времени и пространстве, думающие роботы, космические путешествия, достижение бессмертия), в критике не раз подчеркивалась принципиальная неизменяемость его творчества, вариативность сквозных тем. Постепенно Г. отказывается от мотивировок, связанных с той или иной науч. гипотезой. Чудесное, фантастическое становится осн. сюжетообразующим принципом в его творчестве. Логика мифа господствует в романе Г. « Изваяние » (1972). Роман построен как путешествие героя во времени, действие переносится из белогвардейской тюрьмы в далекое будущее, затем в Л-д 1930-х. Разрозненные сюжетные линии сводятся в единый центр благодаря фантастическому образу Офелии, способной превращаться в картину, в музу, в изваяние. Офелия - это метафора, соединяющая человека с природой и искусством. В «Изваянии» ярко проявились черты, характерные для философск. фантастики Г.: глобальность проблематики, стремление интегрировать в единой системе совр. научные достижения, философские и худож. представления, постановка острых моральных и соц. проблем. В повести « Геометрический лес » фантастика и реальность взаимопроницаемы, они объединены логикой искусства. Гл. герой - художник - напис. картину «Лес», через кот. он может попадать в иное измерение. По проблематике эта повесть связана с ранним тв-вом писателя (противопоставление поэзии творчества и пошлой бездуховности). Г. ставит под сомнение формы совр. цивилизации, утратившей представление о поэтич. началах жизни. Объединяющим началом служит тема живописи для повестей « Деревянная квитанция », « Картины », « Рисунок Дароткана » (1972), «Пять углов» (1977). Отличительной чертой позднего тв-ва Г. становится автобиографизм.
В 1970-е пишет лит.-критич. эссе о тв-ве М. Зощенко, М. Пришвина, А. Грина, публикует яркие и живые воспоминания о лит. и худож. жизни Л-да 1920-х. С 1967 по 1980 входил в редколл. ж. «Нева», много работал с молодыми писателями.
Награжден орденом «Знак Почета» (9.2.1967).
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 90. 60 ед. хр. 1928–70 гг. - содержит рукописи рассказов, статей; воспоминания о лит. жизни 1920–30-х гг. « Замедление времени » (1928–69); и др.
Соч .: По Горному Алтаю // Звезда. 1951. № 4; Повести. Рассказы / Вст. ст. А. Дымшица. Л., 1958; Повести и рассказы / Вст. ст. Л. Плоткина. Л., 1973; Фантастич. повести и рассказы. Л., 1970; Геометрич. лес: Повести и рассказы. Л., 1975; Волшебная дорога: Роман, повести, рассказы. Л., 1978; Пять углов: Повести, эссе. Л., 1983; Корова. СПб., 2001; Blockade / Блокада / Gedichte / Стихи / Aus dem Russischen übersetzt und herausgegeben von Peter Urban // Edition Korrespondenzen. Wien, 2007; Стихотворения. 1942–44. М.: Гилея, 2012.
Лит .: Эвентов И. Конец «Факультета чудаков» // Резец. 1935. № 24; Гутнер М. В поисках стиля // Лит. современник. 1936. № 11; Дымшиц А. Мысли вслух: Полемич. заметки // Резец. 1939. № 11–12; Хмельницкая Т. Свежесть мира: О тв-ве Гора // Звезда. 1939. № 7–8; Борисов Л. Геннадий Гор. Дом на Моховой // Звезда. 1946. № 2/3; Амстердам А. Об уважении к жизни и о повестях Геннадия Гора // Звезда. 1947. № 7; Вальдман Э. О «кибернетических» повестях Геннадия Гора // Новый мир. 1963. № 7; Урбан А. Писатель и проблемы // Звезда. 1967. № 2; Урбан А. Патетическая фантастика // Аврора. 1974. № 10; Лурье С. Правда вымысла: О прозе Геннадия Гора // Нева. 1980. № 3; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. [пер. с нем.]. М.: РИК «Культура», 1996; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.
А. Петров