Горбенко Аркадий Николаевич
ГОРБЕ́НКО Аркадий Николаевич [1906, СПб. - янв. 1944, под Л-дом] - драматург.
Родился в семье рабочего. Служил в Семеновском гвардейском полку. После Октябрьской рев. вышел из полка и, проучившись неск. лет в нач. школе, поступил рабочим в линотипную мастерскую.
В 1924 заинтересовался самодеятельностью, стал участвовать в работе театр. кружка Дома коммунистич. воспитания им. Глерона (Звенигородская, д. 10).
После организации при Доме Глерона театра рабочей молодежи - ТРАМ - занимался в студии, учился актерскому мастерству. «Простенький пиджачок поверх сатиновой косоворотки, перехваченной шелковым шнуром, остро вычерченное сухощавое лицо с двумя глубокими морщинами к уголкам рта, и русской прядью, падающей на чистый высокий лоб, - все это мало выделяло Аркадия Горбенко из публики, заполнявшей театр» (Г. Кубанский).
Тогда же начал писать драм. произв., в основном комедии. Его комсомольская комедия « Сашка Чумовой » (реж. М. В. Соколовский) первой открывала 21 нояб. 1925 лен. театр ТРАМ и впоследствии долго была в его пост. репертуаре. В. Миронова: «”Сашка Чумовой” был встречен критикой доброжелательно, хотя ему прочили весьма скромный успех, да и то лишь в рабочих клубах. А молодежь штурмовала Трам заявками на этот спектакль, и в первый сезон, когда театр выступал только восемь раз в месяц, “Сашка Чумовой” прошел более пятидесяти раз».
В комедии «Сашка Чумовой» легко угадывалось ее «живгазетное» происхождение. Центр. герой Сашка был «живгазетной маской» комсомольца - разгильдяя и хвастуна, Саша Деловой и Нюра - «масками» серьезных комсомольцев. Буффонный прием изображения отрицательных персонажей - контрабандистов, шпаны, растратчика Жохова был традиц. приемом клубного театра 1920-х. Г. и трамовских исполнителей не смущало, что сюжетные перипетии комедии о похождениях непутевого Сашки Чумового, призванного на службу во флот, но опоздавшего к месту сбора, были утрированы и неправдоподобны. Для драматурга и режиссера все эти события были только поводом к веселой комсомольской игре и озорным шуткам. «Авантюрные похождения “бузилы” Сашки, - писал рецензент “Лен. правды”, - переплелись с комсомольской игрой, песней и частушкой. Внесенные режиссером приемы профессионального театра только упорядочили, организовали эту игру, не тронув и не засушив ее самобытного юмора и веселья».
Спектакль Г. рождал дискуссии по своей новой форме. О перспективах развития театра в ж. «Рабочий и театр», посвящ. «Сашке Чумовому», говорилось: «При его оценке должны быть оставлены всякие привычные профессиональные мерки. Нельзя и нелепо требовать от веселящихся, играющих комсомольцев актерской техники или от руководителя игры - сложной режиссерской композиции. Не хочется даже говорить о способностях, “данных” и т.п. … Слабые места игры именно в том, что не изжито еще окончательно влияние профтеатра».
5 февр. 1927 состоялась премьера комедии Г. « Шеф » - о похождениях в деревне Сашки Чумового, непутевого героя первого трамовского спектакля. 9 мая 1930 - « Целина », пьеса Г. в соавт. с Н. Ф. Львовым. 20 янв. 1931 - « Крыша », 1 сент. 1932 - « Боевым курсом » (Г. совм. с Н. Ф. Львовым).
Среди др. пьес Г. - «Сад зеленый », « Молодой человек » и др.: одни из них пользовались успехом, другие нет, но имя Г. не сходило с афиш театра рабочей молодежи в теч. всего времени его существования. Пьесы Г. разрабатывали вопросы быта и производственной жизни молодежи, утверждая новые жизненные принципы. Его гл. героями были молодые рабочие, воинствующие строители новой жизни, утверждающие в быту и на производстве новое отношение к труду и новую мораль. Пьесы Г. ставились и на сцене ТРАМядра з-да «Электросила», в молодежных театрах др. городов.
Одновременно писал рассказы, фельетоны, миниатюры (« Юбилей», «Блат», «Человек проспал пятилетку » и др.), пользовавшиеся не меньшей популярностью.
После реорганизации ЛенТРАМа Г. стал работать исключительно в жанре малых форм, писал для эстрады. «Аркадий принес на эстраду то, чего не хватало ей <…> острый народный юмор, свежие темы, характеры, знакомые зрителю <…> публика весело принимала шутки Горбенко, разносила их по городу <…> Особенно удавались Аркадию короткие юмористически сценки: умел он двумя-тремя точными репликами создать образ, характер…» (Г. Кубанский).
Успешно выступал в Лен. радиокомитете как один из авторов популярнейших в то вр. обозрений под общ. назв. « Давайте не будем!».
В 1939–40 собирался снова вернуться к написанию пьес. Работал над комедией.
В нач. войны вступил добровольцем в ряды сов. армии. Некот. время работал в агитбригаде Лен. дома Красной Армии. Позже был командирован на курсы комсостава и по их окончании получил направление на Волховский фронт командиром стрелкового взвода.
Г. Кубанский, встречавшийся с Г. в сент. 1941, воспроизводит его слова о пьесе и будущемсов. театра: «Знаешь, Георгий, после вчерашнего разговора долго не мог уснуть <…> Достал из ящика свою комедию. И вдруг чувствую - не волнует. Другие мысли пошли, другие люди волнуют, характеры, слова. <…> Хочется писать о солдате, не теряющем присутствия духа и смекалки в самых сложных переплетах, писать, как побегут фрицы с нашей земли и какими тогда будут люди, которых я вижу сейчас на улицах. А еще больше тянет меня создать какой-то такой образ лукавого и удачливого солдата… Ну, знаешь, Васю Теркина. Только еще хитрее, умнее. И обязательно увидеть его на сцене. Только для сцены. Таким он должен родиться…»
В 1944 сражался в р-не пос. Синявино, был смертельно ранен, скончался от ран в воен. госпитале.
Соч.: Целина: Пьеса в 3 кругах. М.-Л., 1930; Крыша: Комедия в 5 актах. Л., 1931.
Лит.: Кубанский Г. Аркадий Горбенко // За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Миронова В. М. Трам: Агитационный молодежный театр 1920–30-х гг. Л.: Искусство, 1977; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; До последней минуты...: лен. писателям, павшим на фронтах Великой Отеч. войны 1941–45 гг. и во время блокады / Сост. З. Дичаров. Л.: Лениздат, 1983.