Горчев Дмитрий Анатольевич


ГО́РЧЕВ Дмитрий Анатольевич [27.9.1963, Целиноград (Астана) - 25.3.2010, д. Гостилово Невельского р-на Псковской обл.] - прозаик, переводчик, художник.

Родился в семье «целинников», приехавших в Казахстан на освоение новых земель. Отец - преподаватель английского яз., мать - учитель русского яз. и лит-ры в средней школе. С раннего возраста воспитывался одной матерью. Закончил 10-й класс в Целинограде, учился в Омском Политехническом ин-те, закончил Алма-Атинский пед. ин-т (1988). Работал токарем, проводником, учителем в школе, технич. переводчиком в Астане, затем иллюстратором и гл. художником изд-ва в СПб. с 1999.

Перв. тексты Г. появились в Интернете примерно в 1996–97. Это были короткие рассказы и сказки - жанры, кот. Г. не изменил до конца своих дней. Эти тексты обратили на себя внимание участников виртуального лит. объединения «ЛИТО им. Лоренса Стерна», куда Г. был принят в 1998. Поначалу выполнял обязанности секретаря ЛИТО, проживая в Астане и модерируя сайт лит. объединения, в авг. 1999 получил приглашение от рук. ЛИТО А. Житинского переехать в СПб. и начать работать в изд-ве «Геликон Плюс» в качестве гл. художника и иллюстратора. В 2002 одновременно становится и худож. редактором альм. Б. Стругацкого «Полдень XXI век», где печ. его иллюстрации.

Перв. книжка Г. « Рассказы » вышла в изд-ве «Геликон Плюс» в 1999 мизерным тиражом 100 экз. и разошлась среди немногочисленных тогда почитателей его таланта. Впоследствии в этом же изд-ве вышли небольшими тиражами ещё 5 книг Г. - « Красота/Мерзость », « Сволочи », « Осенняя жаба », « Жизнь в кастрюле » и « 13 рублей ». В дальнейшем при жизни Г. были выпущены кн. «Сволочи» (2-е изд.), « План спасения » и « Милицейское танго » (изд. «Амфора»). Также вышла кн. « Дикая жизнь Гондваны » (изд. CheBuk), представляющая собою почти полное собр. рассказов Г. Отдельно следует упомянуть худож. альбом « Картины идеального мироустройства » с рисунками и живописью Г., изданный совм. изд-вом «Геликон Плюс» и кафе-клубом «Свой круг» (М.) в 2006.

Уже с перв. публикаций - сначала в Интернете, а затем и на бумаге - тексты Г. привлекли к себе общее внимание и завоевали как восторженных поклонников, так и непримиримых критиков. Обращало на себя внимание, прежде всего, свободное употребление обсценной лексики и декларируемая лирич. героем рассказов Г. позиция мизантропа. Однако проницательные читатели прекрасно понимали, что всё обстоит много сложнее и перед ними блистательная лит. игра, опирающаяся на превосходное понимание человека и удивительные возможности русского яз.

«…К нему перешел этот, не побоюсь произнести, божественный дар, - писал критик С. Гедройц (Звезда. 2003. № 12) - сталкивать самые заурядные слова так внезапно, что скорость ума доставляет наслаждение почти физическое». В лит. «отцы» Г. прочили и Хармса, и Зощенко, и Гоголя - т.е. писателей, близких и к сатире, и к фантастич. абсурду, обладавших каждый неповторимым юмором. «Казалось бы - автор от нечего делать несёт неприличный вздор, - а получается чистейший, девяностоградусный смех сквозь что-то такое невидимое - не сквозь слезы, конечно, а так, немного больно…» (С. Гедройц). И сам герой Г., и окружающие его персонажи выглядели не очень симпатично, но было в них что-то глубоко национальное, созвучное почти каждому, поэтому рассказы Г. доходили и до бездомных бродяг, и до академиков.

«Кто читает Г. - освобождается. Плачет и смеется. Умиляется. Весь набор реакций, кот. современному человеку уже не даст никакая традиционная литература, - а вот такая еще прошибает», - писал Дм. Быков (Новый мир. 2003. № 5) задолго до широкой популярности Г.

Особенно уместным формат коротких рассказов Г. оказался в Интернете в наступившую в нач. нового века эпоху онлайнового общения - блогов, как назвали личные дневники в Интернете, кот. можно было читать каждому. Г. стал «блогером № 1» в т.н. Живом Журнале (livejournal.com), где он писал под псевд. dimkin. Его аудитория быстро достигла неск. тысяч человек. Однако Г. вскоре почувствовал, насколько опасно для писателя такое тесное общение с аудиторией поклонников, кот. быстро становится чудовищем, пожирающим талант автора, даже при том, что эта аудитория его боготворит. Г. ушел из Ж.Ж. и вернулся туда лишь через полтора года, когда вокруг его имени схлынул ажиотаж.

Однако в 2005–06 с выходом кн. «Сволочи» в 2-х изд., к Г. пришла слава во внесетевом лит. пространстве, им заинтересовались большие изд-ва. Но их ждало разочарование. Органически не способный работать по плану, более всего ценящий свою свободу и независимость автор не вписывался в жёсткие коммерческие рамки договорных сроков и сдачи рукописей. Это всё более тяготило Г., результатом чего явилась «внутренняя эмиграция» писателя. Он купил избу в д. Гостилово Невельского р-на Псковской обл., где укрывался и от поклонников, и от издателей, занимаясь свободным писательским тв-вом, а также рисунками и фотографией. Здесь же он скоропостижно скончался в результате внутреннего кровоизлияния, наступившего как следствие запущенной язвы желудка.

Несмотря на относительно небольшой объем творч. наследия Г., его место в русской лит-ре очерчено весьма определенно и отмечено особым качеством отношения к человеку. Не оправдывая его и не обличая, а скорее, горестно удивляясь обилию взаимоисключающих качеств, Г., в сущности, пробует любить человека таким, каков он есть, - а каков он есть, Г. видит с изумительной проницательностью, неверно понимаемой как мизантропия.

Г. ушел из жизни в расцвете творч. сил. Мн. планы остались нереализованными. Посл. кн. Г, в составлении и корректуре кот. он принимал участие - « Жизнь без Карло » - вышла через месяц в изд. «Астрель-СПб». В сент. 2010, ко дню рождения Г., «Геликон Плюс» подготовил уникальное изд. - двухтомник «DIMKIN» - блог Г. в ЖЖ с 2001 по 2010 с илл. Издание вышло на правах рукописи и выпускается под заказ в двух вариантах - черно-белом и цветном исполнении. Кафе-клуб «Свой круг» к той же дате подготовило альбом авторских фотографий Г. Завершает мемориальные издания кн. Г. « Деление на ноль », выпущенная изд. «Астрель-СПб» к годовщине со дня смерти писателя.

Соч : Рассказы. СПб., 1999; Красота: Сб. рассказов. СПб., 2000; Красота/Мерзость: Сб. рассказов. СПб., 2001; Сволочи: Сб. рассказов. СПб., 2002; Осенняя жаба: Рассказы. СПб., 2003; План спасения: Рассказы. СПб., 2005; Жизнь в кастрюле: Рассказы. СПб., 2006; 13 рублей: Рассказы, сказки, пьесы. СПб., 2007; Милицейское танго: Рассказы. СПб., 2007; Картины идеального мироустройства: Худож. изд. М., 2007; Дикая жизнь Гондваны: Рассказы. М., 2008; Жизнь без Карло. Музыка для экзальтированных старцев. СПб., 2010; Dimkin-pics: Дмитрий Горчев: Фотоальбом. М., 2010; Dimkin: Онлайн дневники: в 2 т. СПб., 2010; Деление на ноль: Избр. проза. СПб., 2011.

Лит: Гедройц С. [Рец. На книгу «Сволочи»] // Звезда. 2003. № 12; Быков Д. [Рец.] // Новый мир. 2003. № 5; Видре К. Полная Хурма [Рец.] // Календарь. 2004. № 8 (37); Орехов Б. [Инт. с Дм. Горчевым] // Гипертекст. 2005. № 2; Курчатова Н. Не Митёк [Рец.] // TimeOut Петербург. 2005. № 3 (58); Эдельштейн М. Памяти Горчева // Русский ж. 2010. 26 март.; Житинский А. Димкин. Послесл. издателя к 2-х томному собр. онлайн дневников. СПб., 2010.

А. Житинский

  • Горчев Дмитрий Анатольевич