Горнон Александр


ГО́РНОН Александр (наст. Соколов Александр Георгиевич) [23.2.1946, Л-д] - поэт.

Г. - представитель экспериментального направления в совр. петерб. поэзии, один из ведущих практиков и теоретиков визуальной и сонорной поэзии. В 1991–93 - гл. редактор лит.-худож. ж. «Лабиринт-Эксцентр» (СПб.–Екатеринбург). В 1993–98 - лит. ред. в изд-ве «Глаголъ». Издатель и ред. книг о русском историч. авангарде.

Родился в семье Георгия Федоровича и Елизаветы Сергеевны Соколовых. «Отец был главный механик на военном заводе, отвечал за исправность станков огромного производственного цеха, мать работала в общепите», - пишет Г. в « Автобиографии ». Среди ярких детских впечатлений - семейные новогодние театрализованные представления («Отец, пока не случился несчастный случай на охоте, неплохо играл на гитаре и пел, мать также обладала артистическими способностями. А гвоздем программы была сестра... Именно благодаря ей я навсегда полюбил русские романсы. Ее голосом, с ее непередаваемыми интонациями во мне до сих пор звучат строки Лермонтова, Пушкина, Тютчева, Маяковского…»).

Еще в школе проявилась склонность Г. к лит-ре. Поэзия «полностью захватила» его в 1964–65. Однако выбрал специальность геофизика и поступил в Лен. горный ин-т (1965–69). Работал техником-геофизиком в Северо-Западном геофизическом тресте (1969–71).

В становлении поэта важную роль сыграла Н. Грудинина, с кот. он познакомился в 1967. По её совету, стал посещать ЛИТО Гл. Семенова, а с 1969 ЛИТО «Нарвская застава» (рук. Н. Королёва). В 1969 Г . участник конференции молодых писателей Севера и Северо-Запада (семинар А. Кушнера, В. Соловьёва и Т. Гнедич). В 1971 А. Соколов впервые подписывается псевд. Александр Горнон, подавая стихи для участия в следующей конференции молодых писателей. Молодого поэта замечает зав. отделом поэзии ж. «Аврора» Л. Гладкая. Осенью 1971 по заданию ж-ла Г. отправился в Узбекистан, написанные там очерки опубл. в местной прессе. По возвращении в Л-д. устраивается корр. в многотиражную газ. ЛОМО «Знамя прогресса» (на место уволенного С. Довлатова), в 1973–75 ведет еженедельную рубрику «Право и мораль». В 1975–78 работает корр. в редакциях др. предприятий Л-да.

Перв. публикация стихов Г. (хотя и с большими купюрами) состоялась в 1973 в лен. альм. «Молодые голоса» (стих. « Был день как день. Тепло, светло… » и « Марсово поле» ). Стихи вышли под наст. фамилией, не под псевд.

В произв. 1970-х ¾ стих. «Ничто не ждёт законного конца…» (1969), «Телефон» (1972), «Краб» (1975); поэмах «Лесная сказка» (1973–75), «Сержант и ворон» (1976–78) ¾ различим его интерес к звуковой стороне поэтич. речи: «Абракадабра, абракадабра / Правды когда бы / Кабы добра / Облако-дарствовал города / Дождь акро-стих-ший на крыльях и кара / Брызнувший солнцем из-под ребра» («Сержант и ворон»). Обращение к звуковому потенциалу слова является для Г. способом придать стиху большую выразительность. Отметим сопряжение публицистичности и языкового эксперимента, близость творч. поисков Г. этих лет поэзии Маяковского и раннего Багрицкого: «но рад я, краб, / карабкаясь, подлезть / под свод любой, / призёр по мертвой хватке, / я принимаю мир, какой он есть, / в свои неодолимые рогатки» («Краб»).

В 1970-е Г. активный участник лит. жизни Л-да. Выступает с чтением стихов в общежитиях, клубах, ДК, принимает участие в вечерах «Поэзии и музыки» в Доме писателей. В стихах звучит отклик на события соц. и политич. жизни СССР. Так, поводом к написанию стих. «Телефон» , по свидетельству поэта, послужила «демонстрация “патриотически“ настроенных людей в Рязани, кот. били стекла в окнах квартиры Солженицына»: « Хоть выноси из дому вон… / Хоть на пол сбросить… / Молчит упрямый телефон, / как на допросе. / Молчит Саратов и Казань, / Рязань и Таллинн. / И остров дружбы, так сказать, / необитаем». Соц. заостренность стихов Г. становится препятствием для их публикации в офиц. печати. От предложений зарубежных изд. Г. отказывается, опасаясь, что его стихи могут быть «преподнесены в качестве политической клубнички».

В 1978 вступает в Клуб молодого литератора при Доме писателя, творч. командировка от Клуба позволила ему посетить Дальний Восток.

В 1981 становится членом «Клуба–81». В сб. Клуба «Круг» (Л., 1985) опубл. два стих. Г. - «Краб» и « Здесь ладожский лёд… ». Принимает участие в работе Творч. лаборатории «Поэтическая функция» (образованной в 1986 А. Драгомощенко, В. Вальраном и Б. Останиным. См.: Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003).

В нач. 1980-х начинает разрабатывать авторский принцип полифоносемантики, кот. состоит в применении разных видов акцентировки для создания эффекта множественности прочтений текста. «В основе полифоносемантики, - по замыслу поэта, - лежат перетекание и метаморфозы смысла от слова к слову. Более того, за единицу измерения может быть принято не само слово, а его семантическая часть или даже семантический вектор. За счет этого возникают новые степени свободы, время сжимается, пространство становится нелинейным. Контекст строится не на логическом изменении повествования, а на постоянном развертывании возможных смысловых картин» (Автобиография). Г. использует приемы как визуальной, так и сонорной поэзии. В полифоносемантических произведениях «Ах поле поле-гло-ты…», «С-мы-сла-на-чаты с-мы-чком…», «Наш-ляп-на высылка пле-в-ков…», «Не-ве-при-Мой-ки-шкой-царя…», «Быть-ё-моё вет-шало-пшу…», «В зеркалах орального текста» смыслопорождающую роль играет принцип тесноты словесного ряда. На месте стыка слов, в конце строк за счет выдвижения звукового состава, происходит пересегментация значимых частей слова, образуется вторая смысловая линия текста, нередко имеющая у Г. каламбурный характер. Семантический сдвиг графически передается с помощью цветового и шрифтового выделения отд. частей слова, нелинейного письма (слова изгибаются, заворачиваются петлей, части слов надписываются друг под другом в виде дроби и т.д.), фигуративного письма, создающего эффект «кривого зеркала», и в целом следует футуристической традиции. В авторском чтении фонетическая пересегментация слова подчеркивается интонационно. Наиболее представительные публикации полифоносем. произведений Г. - в сб. мат-лов II межд. конференции об-ва «Аполлон» «Русский авангард. Пути развития. Из истории русского авангарда ХХ в.» (СПб., 1999), сб. «Пять поэтов “Черновика”» (СПб., 1993), ж. «НЛО» (1995. № 14).

Переходным этапом к полифоносемантике Г. называет стих. « На поклонной горе…» (1984). Комментируя историю его создания, Г. описывает процесс рождение нового метода как «переход на новый уровень повествования, когда напряжение в строке достигло своего предела и продолжение писания в обычном режиме не представлялось возможным». В 1998–2000 для исполнения полифоносем. произведений Г. начинает использовать приемы технической обработки звука, характерные для экспериментальной музыки - наложение неск. голосовых линий с помощью многоканальной записи. Техника многократного наложения голоса, произносящего с разной модуляцией фрагменты слов, слоги, отд. звуки, позволяет добиться эффекта симультанности звучания неск. семантических рядов. Как полагает И. Лощилов, «фоносемантические стихи Александра Горнона надо видеть и слышать в живом авторском исполнении: лишь реальное присутствие - самый “эффект присутствия” - позволяет воссоздать “незафиксированный в стихах параметр физического, телесного проявления поэзии”» (Лощилов И. «Нежданное стечение» техник // Черновик. 2008. № 23). Произв. Г. «Не-ве-при…» с подзаголовком «Голосовая музыка» вошло в «Международную антология саунд-поэзии» (Калининград, 2001. CD 2-й. Т. III. № 11).

В произведении «Открытка чувств...» связь между вербальным и визуальным компонентами подчинена установке на создание эмблематич. изображения, в кот. текст и рисунок взаимно дополняют друг друга. Композиционно оно состоит из семи «строф-картинок» (Г.), каждая из которых может быть рассмотрена как самостоятельное произведение. Их объединяет игровая установка автора на создание «эмблем» нового времени в стилистике плакатов 1920-х - 50-х. Г. использует приемы «игровой» линии визуальной поэзии: построение текста по принципу анаграммы, ребуса (слитное написание нескольких слов, пересегментация). Перв. публ. «Отрытки чувств» (6 «строф-картинок») состоялась в рижском ж. «Родник» (1990. № 6); полностью - в ж. «Черновик» (2008. № 23).

В 1991 ¾ лауреат премии Андрея Белого. Четыре стих. Г. («Ах поле поле-гло-ты…», «Наш-ляп-на высылка пле-в-ков…», «Не-ве-при-Мой-ки-шкой-царя…», «Быть-ё-моё вет-шало-пшу…» ) вошли в Антологию «Премия Андрея Белого 1978–2004» (М., 2005).

В 1990-e произведения Г. публ. в ж. «Лабиринт / Эксцентр» (1991. № 1, 2), «The Literary Review» (1991. № 3), «Черновик» (1992. № 6), «Кредо» (1995. № 5–6), «Мера» (1994. № 1), «Волга» (1995. № 7). Выступает с чтениями в России и за рубежом (Любек, Гамбург, Берлин, Котка, Хельсинки). Принимал участие в худож. выставках авторской кн.: «Театр Бумаг (экспериментальная книга художника и поэта)» (Музей А. А. Ахматовой в Фонтанном доме. СПб., 1992), «Авангард и традиция: книги русских художников XX в.» (РНБ. М., 1993) и др.

Г. как теоретика экспериментальной поэзии интересует механизм восприятия текста, концепты массового сознания. Образный ряд полифоносем. произведений «25 кадр, или Стихи не о том» (5 отрывков с цветными илл. впервые опубл. в ж. «Черновик». 2007. № 22) строится на визуальных и вербальных концептах, ставших частью сознания неск. поколений. Специфика этой работы заключается в совмещении неск. визуальных компонентов: графич. оформления текста; рисунков, имитирующих кадры популярных теле- и кинофильмов; изображения плакатов сов. времени.

В 2002–04 Г. автор и ведущий телепрограммы «Неприкосновенный запас», посвящ. книжным новинкам изд-ва «НЛО». По признанию поэта, опыт работы на петерб. телевидении придал новое направление его тв-ву. Г. стремится расширить границы визуального элемента в стихе за счет видео-изображения с тем, чтобы достичь синтеза между «голосоведением» и движением видео-ряда. В 2007 на основе одной из частей «25 кадр, или Стихи не о том» им был смонтирован анимационный фильм «По-ка-пле-с-Не-вой …» . Г. продолжает разрабатывать жанр анимационной поэзии (фильмы «Быть-ё-моё...» , 2007; «Неве-при-мой» , 2008; «Пяти-днев-в-ка-дре-наж/ш» , 2009). Его работы представлены на V Международном фестивале короткометражного кино и анимации «OPEN СINEMA» (СПб., 2009), II Международном кинофестивале независимого искусства «Уровень моря» (СПб., 2009), Фестивале медиапоэзии «Вентилятор» (СПб., 2009), XXXII Моск. международном кинофестивале (2010), V Международном поэтич. кинофестивале «ZEBRA» в Берлине (окт. 2010). Два фильма Г. «По-ка-пле-с-Не-вой… », «Быть-ё-моё...» вошли в состав виде-приложеиия к ж. «Записки русской академич. группы в США» (Т. XXXV. Нью-Йорк. 2008–09).

В 2000-е стих. Г. публ. в спец. изданиях по экспериментальной поэзии в России и зарубежом: «Международная антология саунд-поэзии» (Калининград, 2001), «Sonderdruck aus Poetica. Zeitschrift für Sprach- und Literaturwissenschaft» (München. 2002. Bd. 34. Helft 1–2), «Grenzüberschneidungen. Ein Polylog der Visueallen Poesie». (Wien, 2010), в антологиях петербургской поэзии: «Стихи в Петербурге. 21 век», «Из падения в полет», «Петербургская поэтич. формация», в ж. «Черновик», «НЛО».

Соч.: [Стихи] // Новые голоса / Сост. В. Бахтин. Л., 1973; Краб [Стихи] // Круг. Л., 1985; Фоносемантические стихи // Родник. 1990. № 6; Phonosemantics // The Literary Review. 1991. № 3; Фоносемантические стихи // Лабиринт/Эксцентр. 1991. № 1; «И пако-сть-ям где тих да-в-лад…» // Лабиринт/Эксцентр. 1991. № 2; [Стихи] // Черновик. 1992. № 6; [Стихи] // Кредо. Тамбов, 1992. № 5–6; [Стихи] // Поэзия. СПб.–Марсель. Марсель, 1993; [Стихи] // Пять поэтов «Черновика». СПб., 1993; Сержант и ворон // Мера. 1994. № 1; [Стихи] // Волга. 1995. № 7; [Стихи] // НЛО. 1995. № 14; [Стихи] // Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы. Калининград, 1998; [Стихи] // Genius Loci. М., 1999; [Стихи] // Русский авангард. Пути развития. Из истории русского авангарда ХХ в. СПб., 1999; [Стихи] // Международная антол. саунд-поэзии. Калининград, 2001; [Стихи] // Sonderdruck aus Poetica. Zeitschrift für Sprach- und Literaturwissenschaft» (München. 2002. Bd. 34. Helft 1–2; ИзМаРусь: [Стихи] // Поэтика исканий или поиск поэтики. М., 2004; [Стихи] // Стихи в Петербурге. 21 век. СПб., 2005; Полифоносемантика: Стих. // Премия Андрея Белого 1978–2004. Антол. М., 2005; [Стихи] // Из падения в полет. СПб., 2006; [Стихи] // Grenzüberschneidungen. Poesie Visuell Interkulturell. Wien, 2006; [Стихи] // Черновик. 2007. № 22; [Стихи] // Петерб. поэтич. формация. Антология. СПб.-М., 2008; [Стихи] // Черновик. 2008. № 23; [Стихи] // Петраэдр. СПб., 2008; [Стихи] // Записки русской академ. группы в США. Т. XXXV. 2008–2009. NY. СD; [Стихи] // ПараллелоШар. СПб., 2008. № 4; [Стихи] // АКТ: Актуальная поэзия на Пушкинской, 10. Киев, 2009; 25-й кадр, или Стихи не о том (отрывок) // НЛО. 2010. № 103; То же // Крещатик. 2010. № 4; 25-й кадр, или Стихи не о том (полифоносемантика). СПб., 2014.

Лит.: Инт. с А. Горноном // Родник. 1990. № 6; Юсфин А. Невидимая часть айсберга // Лабиринт/Эксцентр. 1991. № 1; Шифрин Б. Пришельцы из возможных миров языка // Там же; Мартынова О. В ожившем зеркале Горнона // Грани. 1992. № 163; Шифрин Б. От «сдвига» к «морфемной волне»: де-фикс–а(к)ция Александра Горнона // Поэтика русского авангарда: Спец. вып. ж. Кредо. 1993. № 3–4; Бирюков С. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М., 1994; Шифрин Б. Коллажи и голоса во временном помещении. Экспериментальная поэзия. Избр. ст. Кенигсберг–Мальборк, 1996; Березовчук Л. Суггестия артикулируемого смысла: Заметки о фоносемантической поэтике А. Горнона // НЛО. М., 1995. № 14; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. СПб., 2003; Шифрин Б. К натурфилософским интуициям поэтики // Поэтика исканий или поиск поэтики. М., 2004; Тумольский А. События поэтич. «из-речения», или Размышления очевидца // Russian Literature. LVII. Амстердам, 2005; Glanc T., Kleňhovà J. Lexikon ruskỳch avantgard 20. stoletì. Praha, 2005; Лощилов И. «Неожиданное стечение» техник // Черновик. 2008. № 23; Шифрин Б. О визуальных стилях полифоносемантики // Черновик. 2008. № 23; Березовчук Л. Анимац. технологии как способ репрезентации авангардного поэтич. текста // Записки русской академ. группы в США. NY, 2008–09. Т. XXXV; Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011. Сайт премии А. Белого - <belyprize.ru>

Ю. Валиева

  • Горнон Александр