Горошевский Эрик Генрихович


ГОРОШЕ́ВСКИЙ Эрик Генрихович [17.10.1944, пос. Рыбачье близ о. Иссык-Куль, Киргизия - сент., 2006, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] - актер, режиссер.

Мать - врач, отец - воевал в составе польской Армии Людовой в чине хорунжего, погиб в 1944.

Г. родился в эвакуации. В Л-де - с 1945.

В 1975 оконч. фак-т драм. искусства ЛГИТМиКа (отд. режиссуры, мастерская Г. А. Товстоногова). По оконч. работал в Пермском и Кировском драм. театрах.

В 1978 вернулся в Л-д. В том же году основал студию-театр «Радуга», разрабатывал направление «искреннего искусства» («сенси-арт»). Репетировал в ДК, в подвалах, на чердаках. Студия состояла из любителей, в основном из студенческой молодежи. Познакомился с молодым Джорджем Гуницким, кот. предложил в его любительский театр-студию свою пьесу «Метаморфозы положительного героя», для постановки кот. в труппу студии влился весь коллектив тогдашней рок-группы «Аквариум». Борис Гребенщиков, Андрей Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Анатолий (Джорж) Гуницкий и др., в основном играли в оркестре театра. Среди других участников коллектива театра - Владимир Болучевский, композиторы Владимир Диканский, Андрей Тихомиров и др. Через студию прошло много талантливой независимой молодежи. Одно время студия располагалась в Доме Архитектора, где дала нашумевшие спектакли «Невский проспект» и пьесу Джорджа (Гуницкого) «Метаморфозы положительного героя».

В 1979 Г. организовал театр «Глобус». В 1981 стал членом Клуба-81, творч. объединения литераторов. Печ. в ж. «Часы» под псевд. А. Булатов.

В помещении клуба на пр. Чернышевского, д. 3 создал театр. «5-ю студию», где в т.ч. велась работа над постановками «730 шагов» В. Кушева и «Пагубная страсть к театру» А. Драгомощенко. Репетировали Цветаеву. Позже вышли спектакли по Лорке и Лермонтову («Маскарад»). Среди актеров были А. Романцов, В. Бочков, М. Лубенская, А. Цуканов, позже Н. Иштаев, Г. Гонобоблева и др. Едва ли не каждый третий актер в СПб. в 1980-е прошел хотя бы через читку или через репетицию с Г. После репетиций в студии по вечерам играл на фортепиано Сергей Курехин. Здесь же проходили посиделки поэтов… Идеи, замыслы, репетиции… Однако репетиции не всегда заканчивались выпуском спектакля, а если спектакль и случался, то имел недолгую жизнь - не было финансовой поддержки.

Позже на основе этой студии по инициативе Г. возник Театр реального искусства. Среди первых постановок театра - «Три фотографии из жизни Монахова» А. Битова, «Подруга скорбящих» по повести Н. Уэста, «Придверие» по пьесе А. Попова.

В 2003 совм. с Е. В. Ноевой стал учредителем СПб. камерного театра, зарегистрированного по адресу: ул. Белинского, д. 11 (ген. дир. Е. В. Ноева). Осн. видом деятельности некоммерч. компании была и остается работа по организации и постановке театр. и оперных представлений, концертов и проч. сценич. выступлений.

Постановки Г. пользовались в городе успехом, однако театру на рубеже веков было трудно существовать. Но вопреки всему Г. каждый день начинал творить как сначала. Потеряв, начинал все снова. В конце пути он прекратил свои режиссерские скитания, став режиссером в гос. учреждении - в Детской Филармонии. Это была его последняя пристань.

«Об Эрике нужно сказать особо. Каким-то непонятным образом этот человек создавал вокруг себя атмосферу постоянного праздника. Говорил ли он с вами о театре или об оперном искусстве, в котором был сведущ не меньше, чем в драматическом, или о традиции чайной церемонии в средневековом Китае, речь его всегда была чарующей и изобиловала самыми неожиданными деталями и подробностями. Меня всегда удивляло, откуда он может знать, как накрывали стол во Флоренции ХV века, или какие сосуды были у тибетских монахов и т.д. Общение с ним всегда было праздником - ярким, радостным, веселым. Было в этих праздниках что-то итальянское, резко выделяющее их из окружавших нашу жизнь тогда серых будней. Эрика, конечно, в жизни всегда сопровождали люди. Знаменитые, хорошо оплачиваемые актеры охотно соглашались работать с Эриком бесплатно, лишь бы общаться с ним как с режиссером и как с человеком. Среди выходцев из его студии были, например, известный музыкант Сергей Курехин, музыкант и рок-поэт Борис Гребенщиков и др., тоже, кстати сказать, бывавшие в “Сайгоне” вместе со своими друзьями из рок-клуба. Эрик, на мой взгляд, был одним из тех, немногих людей, которые создавали и хранили саму атмосферу “свободной культуры”, атмосферу, в которой жили все остальные, атмосферу, которая влекла к себе всех, кто мог ее ощущать. Вклад таких людей в культуру не измеряется только конкретными произведениями, но вклад этот, возможно, более значителен, чем все остальное» (П. Брандт. «Джентльмены из Подмосковья»).

Г. - «темпераментный брюнет, похожий на корсара» - умер от инфаркта.

В 1980-х был женат на актрисе Маргарите Владимировне Сергеечевой (р. 1963).

Проживал по адресу: Новочеркасский пр., д. 58, кв. 18.

Соч. : [Булатов А.] Кто будет играть на сцене в 1999 году? // Часы. 1983. № 43; Точка входа в ист. драму. Нарисуйте «Сайгон»... // Сумерки «Сайгона»: сб. / Сост., общ. ред. и предисл. Ю. М. Валиевой. СПб.: Zamizdat, 2009.

Лит .: Гушанская Е. «Подруга скорбящих» // Искусство Л-да. 1990. № 7; Брандт П. Некоторые размышления по поводу спектакля «Придверие» Театра реального искусства // Брандт П. Люди Пустыни. СПб.: Изд-во ж-ла «Нева», 2000; Самиздат Л-да: 1950-е - 1980-е: Лит. энц. / Под ред. Д. Я. Северюхина. М.: НЛО, 2003; «Искушение» // Зрительный ряд СПб.: анонсы лучших спектаклей и концертов. 2006. № 17 (1–15 нояб.); Брандт П. Джентльмены из Подмосковья // Сумерки Сайгона. СПб., 2009; Волчек Д. Б. Там, где шуршат платья // Театр: Лит.-худож. ж-л. 2011. № 3 (4), июль; Дмитревская М. Ю. Что делать, Владимир? - Не знаю, Константин... // Дмитревская М. Ю. Охотничьи книги. Театр 1980-х: сб. ст. СПб.: Петербургский театр. ж-л, 2012.

П. Брандт

  • Горошевский Эрик Генрихович