Горюнков Сергей Викторович
ГОРЮНКОВ Сергей Викторович [11.3.1945, Л-д] ― прозаик, публицист, историк, художник-график.
Отец ― инженер-конструктор; мать ― учитель русского языка и лит-ры. С детства Г. проявлял интерес к изобразительному искусству, лит-ре и истории, посещал кружок рисования во Дворце пионеров. В 1960 поступил в худож. школу № 190 при ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (ныне академия им А. Л. Штиглица). Проучился один год, но по ряду обстоятельств был вынужден завершить среднее образование в школе рабочей молодёжи, одновременно работая фрезеровщиком на з-де. В 1964 поступил на веч. отд. училища им. В. И. Мухиной. Оттуда был призван в армию (1964–67). После службы в армии закончил учёбу в училище (1967–73) и получил диплом художника-конструктора (дизайнера).
Одновременно с учебой и после нее Г. работал по специальности в различных лен. учреждениях, предприятиях и организациях. Некоторые из разработанных им в то время сувениров тиражировались в промышленном масштабе (особой популярностью пользовался сувенир «Царевна-лягушка» на присоске).
В 1977 интерес к истории заставил Г. уйти в археологию, где по 1982 включительно он исполнял обязанности гл. художника Сибирской археологической экспедиции при Ин-те истории материальной культуры АН СССР (Л-д). Зарисовал около полусотни погребальных масок таштыкской археологич. культуры из музеев Абакана, Минусинска, Красноярска и Эрмитажа (рисунки хранятся в архивах Ин-та истории материальной культуры; часть опубл. в монографии Э. Б. Вадецкой «Древние маски Енисея», 2009).
После 1982 работал в организациях разного профиля. Занимался исследованиями в теоретических и прикладных областях истории культуры, принимал участие в региональных, союзных и международных науч. конференциях, публиковался в науч. сб-ках. В частности, в изд. ПД РАН опубл. его статьи: « О герменевтике былин » (Русская лит-ра. 2002. № 1); « О сюжете “Илья Муромец и Соловей Разбойник” » («Русский фольклор». 2004. Т. XXII); « О языке и содержании былин: вопросы теории и практики » («Русский фольклор». 2011. Т. XXXIV). Издавал собств. книги, иллюстрировал чужие изд. (Идрис Шах. Сказки дервишей. М., 1996; Смирнова И. Магия как она есть. М., 1997; Тибетская книга мёртвых. М., 1998). В 2000 принят в члены Союза художников России. В сент. 2007 стал членом СП России. С окт. 2009 - член-корр. ПАНИ.
Пробовать силы в лит-ре начал поздно - в 1990-х. Тогда же обозначился устойчивый круг интересов Г.: русская история и худож. мир русского фольклора. Первая оригинальная работа, « Незнакомая древняя Русь », увидела свет в 1996, вторая - « Гвидонерия » - в 2000, « Мёртвая царевна и спящий народ » - в 2006. В дальнейшем темы этих работ были развиты в кн. « Герменевтика пушкинских сказок » (2009) и « Незнакомая древняя Русь, или Как изучать язык былин » (2010).
Книги Г. сочетают научность с занимательностью сюжета, авантюрностью интриги и поэтичностью изложения. В частности, в основу метода книги Г. о былинах положена идея символизма былинных текстов, кот. характеризуется наложением следов реал. событий на основу более древних, мифологических по своему происхождению смысловых структур. Автор осуществляет своеобразный перевод языка былинной символики на язык историч. реальности. Расчищая реальное былое от наслоений разновременных языковых значений, выявляя истовое слово, дошедшее из глубин древности, Г. опровергает упрощенные стереотипы восприятия Др. Руси, ее культуры, ментальной специфики. Автором убедительно опровергается устоявшийся науч. тезис о том, что никого из т.н. варяжских князей - ни Игоря, ни Ольги, ни Святослава - былины не запомнили. Реконструируется ключевая фигура древнерусской истории X в., послужившая ист. прототипом эпических образов - Ильи Муромца в русских былинах и Ильи Русского в германских сагах.
Другая главная тема книг Г. связана с изучением иносказаний в пушкинских сказках: «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказке о царе Салтане». Г. исходит из того, что «атмосфера литературной жизни в России конца XIX - начала XIX веков вполне располагала к “игре со скрытыми смыслами”. А мода на такую игру, столь характерная для “аллегорической” литературы предпушкинской поры, сохранялась по инерции и во времена Пушкина. В частности, она проявляла себя и в “эзоповом” языке крыловских басен, и в самих пушкинских стихах (“Арион” и др.)».
Критик Е. Зиновьева отмечает: «Автор исследует иносказательные смыслы в сказках Пушкина, истоки образов, загадки сюжета, их символическую функцию в скрытом замысле сказок. Прослеживает, раскрывает рассыпанные поэтом по всему тексту наводящие ориентиры. Все неслучайно: говорящее зеркальце, отравленное яблоко, хрустальный гроб, пустая гора, белка под елкой, Черномор и его команда, Царевна Лебедь… Исторические и географические привязки сюжетов, ролевые функции персонажей сказок, их имена образуют смысловые контуры сказок, проливающие свет на их скрытую многомерность. Глубоким иносказательным смыслом наполнены имена главных “заговорщиков” в “Сказке о царе Салтане”, узнаваемы “визитки” главных европейских держав предпушкинской и пушкинской поры, обоснованы и их действия».
Г. пишет: «В самом деле: Ткачиха - это, вне всякого сомнения, Англия, “ткацкая мастерская всего мира” <…> Повариха - это, опять же вне всякого сомнения, Франция, слывшая в Европе XVII–XIX вв. законодательницей кулинарной моды <…> А сватья баба Бабариха, конечно же, третья главная держава Европы XVII–XIX столетий - Священная Римская империя германской нации… Ядро империи - австрийское владение Габсбургов - соединилось в одно целое посредством наследств и брачных договоров».
В своих штудиях Г. обращается и к памятникам древнерусской лит-ры, воссоздает яркие портреты личностей далеких времен: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек, Григорий Палама; раскрывает смысл их воззрений, столкновений, разногласий, борьбы.
Осмысление насущно жизненных вопросов продолжено Г. на мат-ле современности в кн. « Глобальный кризис как шанс поумнеть » (2009), концепция кот. построена на идее зависимости этики от мировоззрения. Названия глав книги говорят сами за себя: «Каша в мозгах», «Нравственная маниловщина», «Лежачий полицейский», «Глухариное токование», «Вся ли наука научна?», «Расколдование или заколдование?», «Говорящие обезьяны», «Инструкция по технике выживания» и др.
В 2015 Г. предложил свою версию герменевтического анализа «Сказки о золотом петушке» в небольшой работе « О чём кукарекал золотой петушок: к 100-летнему юбилею пушкинской сказки ». В работе показано, что сказка Пушкина является вполне осознанным, пусть и облечённым в иносказательную форму, разглашением компрометирующих масонство тайн.
Науч. интересы Г. связаны с когнитивистикой (наукой о структуре и динамике ментально-языковых процессов), с ист. семантикой, с общенаучной методологией. Эти интересы отражены в ряде публикаций, наиболее значительная из них - монография « Мета-коды культуры » (СПб., 2014). В ней показано, что главная проблема совр. науки - проблема «круга понимания» («круга в доказательстве», «порочного круга» и т.д.), подлинный методологический масштаб которой до сих пор недоосознан.
С 2011 - акад. Междунар. академии социал. технологий. С 2017 - руководитель Научно-исслед. центра «Методологический переформат» на базе Научного консорциума высоких гуманитарных технологий (сетевая структура). Осн. статьи этого периода: « Историзм: кризис понятия и пути его преодоления » (2010); « В рабстве у слов: к проблеме кач-ва гуманитарных экспертиз » (2011); « Фантомы и фикции ист. науки: анализ метод. ситуации » (2015); « К вопросу о переоснащении теоретико-метод. аппарата ист. науки » (2016); « О лженаучности ист. материализма » (2017); серия статей « Введение в мифологическую теорию культурогенеза » (2010–13); серия статей « Зомбирование по-академически (курс метод. лекций) » (2015–16)».
Соч.: Гвидонерия, или Русская история глазами А. С. Пушкина. СПб., 2003; Мертвая царевна и спящий народ. СПб., 2006; Герменевтика пушкинских сказок. СПб., 2009; Незнакомая древняя Русь, или Как изучать язык былин. СПб., 2010; О предпосылочных основаниях культуры // Нева. 2013. № 2; Глобальный кризис как шанс поумнеть. СПб., 2009; Мета-коды культуры. СПб., 2014. Перс. страница в Интернете: http://www.culturalnet.ru/main/person/934
Лит.: Устинов М. Вступительное слово // Горюнков С. В . Незнакомая древняя Русь, или Как изучать язык былин. СПб., 2010; Зиновьева Е. Дом Зингера // Нева. 2010. № 6, 9.
М. Устинов