ГОРЯ́НСКИЙ Валентин (по отцу - Сулима-Грудзинский, носил имя - Иванов Валентин Иванович) [24.3(5.4).1888 (по др. сведениям ― 26.7.1887 или 1886), Луга - 4.6.1949, Париж] - поэт, прозаик, драматург.
Незаконнорожденный. Мать - вологодская мещанка А. Александрова. Восприемником был дальний родственник матери беллетрист И. Леонтьев-Щеглов (вероятно, отчество и фамилия Г. происходят от его имени). До поступления во 2-ю петерб. гимназию (авг. 1901) обучался дома; выбыл из гимназии (дек. 1902) за «неуспешность занятий» по причине «слабых способностей и лени» (РГИА. Ф. 174; гимназическое свидетельство). После долгих ходатайств матери поступил в петерб. учительскую школу (1906), намереваясь сдать экзамен на сельского учителя; школу не закончил. Жил случайными заработками, давал частные уроки в Луге. По совету Щеглова начал пис. стихи.
Перв. публикация - в «Русском паломнике» (1903. № 19; см. также: № 24, 27, 47; 1904. № 2, 41; подпись ― Вал. Александров). Некот. время сотрудничал в газ. «Слово» (орган октябристов) (1906), поместив здесь ряд юношеских стих. на рев.-народническую тематику («Я о солнце пою, я о правде пою», «Памяти Некрасова», «Оглянитесь, ночь на исходе, друзья» и др.). На мировоззрение Г. этих лет повлияли новонароднические идеи его лит. наставника Щеглова. Публ. в ж. «Всемирная панорама» (1910), «Пробуждение» (1909). В лирич. цикле стих., созданных в период реакции («Злоба Солнца»), поэт повествует о тщетности рев. порывов, о смирении и кротости как высших добродетелях («Подвиг жизни»). Несоответствие чистого, справедливого и обывательского, убогого приводит Г. к мысли об обреченности поэта, вынужденного жить «сладким обманом», сказкой. В 1913 Г . был приглашен сотрудничать в «Сатириконе» (с № 18), где наряду с Сашей Черным и П. Потемкиным становится одним из поэтич. лидеров ж.; здесь, помимо лирических стих. пробует себя в жанре «лиро-сатир», высмеивающих под маской незатейливого простака-провинциала пошлость примитивной обывательской философии. Лирич. произведения были собраны Г. в его первом сб. «Крылом по земле» (1915), осн. тема которого - несовместимость поэтич. мечты героя-идеалиста и жестокой урбанистической действительности. «Певцом каменного плена» назвал поэта в своей благожелательной рецензии И. Ясинский (Ж. журналов. 1915. № 31; см. др. рец.: Летопись. 1915. № 2). В его же выступлении, посвящ. тв-ву Г. (дек. 1915), высказывается мысль, что «любовь и сострадание» к «маленьким людям» играют гл. роль в «поэтическом театре» поэта (ИРЛИ. Ф. 352). Город в символике сб.- это «каменный плен», убогая, нищая реальность; деревня, природа - прекрасная мечта, поэтич. сон («Цветы на камне», «Дом печали»); в стилистике широко использованы фольклорные мотивы, диалектизмы («Девичья», «Клевер»), Сатирич. стих. сб., по мнению рецензента, «к поэзии мало относятся». В «Сатириконе» и затем в «Новом Сатириконе» (1913–18) Г. широко использует прием, когда «идиллия» провинциального обывательского существования, рисуемая поэтом от лица претенциозного, напыщенного, «культурного» героя, в сущности беспомощного и невежественного (вариация маски Козьмы Пруткова), звучит иронически, что и создавало комический эффект («В глуши», «Симметрия», «Тоня-изменница»).
В сатириконский период Г. порывает с традиционной метрикой, пытается обновить свою поэтич. технику особыми интонационными эффектами, вводя элементы бытовой речи. «Наиболее богата в ритмическом отношении,- писал он,- обыкновенная разговорная речь <...>. Прочь - „слезы и розы”!» (Запись в альбоме А. С. Балагина // ЦГАЛИ. Ф. 341). Опыты Г. в обл. ритмики и синтаксиса «стихо-прозы», «лиро-сатир» отчасти, вероятно, предопределили пути развития «свободного» стиха Маяковского и как бы подготовили его появление в «Новом Сатириконе». В свою очередь Маяковский оказал воздействие на поэтич. технику самого Г. Маяковский, вспоминал В. Князев, «в короткое время поставил на голову весь „Сатирикон”, офутурив Горянского» и др. (ЦГАЛИ. Ф. 2041). Начиная с 1915 мн. сатирич. стихи Г. по своей фактуре чрезвычайно близки поэзии Маяковского («Призыв», «На улице»). Сатириконские сатиры, объединенные автором в цикл «Мещанские скорби», вошли в следующую кн. поэта - «Мои дураки. Лиро-сатиры» (1916), встреченную критикой весьма сурово. «Стыдно г. В. Горянскому так не уважать данного ему Богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку» (Ж. журналов. 1916. № 6). Откровенная и скрытая сатира на мещанство в стихах сб. зачастую перерастает из иронич. насмешки над «мещанскими скорбями» в воспевание мещанской идиллии - дистанция между автором и его дураками почти исчезает; процесс этот в новосатириконских стихах (1917) привел к преобладанию лирич. тональности над сатирической («Хулиган Василий и я», «Единственный выход»). В эти годы Г. эпизодически сотрудничает в различных изд.: лит.-сатирич. еженедельнике «Златоцвет» (1914), «Красном смехе» (1915), либерально-демократическом ж. «Бич» (1916–18), горьковской «Летописи» (1917), «Трепаче» (1917), газ. «Петроградское эхо» (1917), «Красной газ.» (1918) и др. В 1914 Г . занял активную антивоен. позицию - в качестве воен. корр. ездил на фронт. Резкое осуждение войны наиболее отчетливо прозвучало в стих. «Извещение о том, что было» (Летопись. 1917. № 5–6), которое во многом перекликалось с опубликованной здесь же поэмой Маяковского «Война и мир». Февральскую революцию поэт встретил восторженно, посвятив этому событию оду «26 февраля» (альм. «Революция в Петрограде». Пг., 1917); Октябрьская революция вызвала враждебное неприятие. Так, в пьесе Г. «Поэт и пролетарий» (в сент. 1917 шла в петроградском Троицком театре) глав. роль была отведена картонной фигуре «„пролетария”, грозящего раздавить поэзию» (см.: Театр и искусство. 1917. № 41). 15 сент. 1917 Г . вступил в Общество драм. и муз. писателей (см.: Четвертое дополнение к осн. каталогу произведений членов Союза драм. и муз. писателей. Пг., 1918; здесь он указан как автор куплетов и шансонеток). В нач. 1918 открыл лит. буфет на Невском пр., пытаясь восстановить традиции «Бродячей собаки» (см.: Красная колокольня. 1918. 4 авг.). В июле 1918 уехал в Одессу, затем в Константинополь (1920), здесь была опубл. поэма Г. «Вехи огненные» (Зарницы. 1921. № 17). В 1922–26 жил в Хорватии, где вышли (на сербохорватском яз.) юмористич. роман «Необычайные приключения Боба» (1923) и кн. сказок «Приключения под абрикосом» (1926). В 1926 переселился в Париж. Публиковался в рижском ж. «Юный читатель» (1926), «Иллюстр. Россия» (1926–28), «Мир и искусство» (1930–31), «Сатирикон» (1931); сотрудничал в парижских эмигрантских газ.- вначале в «Последних новостях» (1937–39), затем, после ссоры с ее издателем П. Милюковым, перешел в «Возрождение». В этот период, по воспоминаниям очевидца, был «полуслепым», «вечно голодным, вечно оборванным» (Л. Любимов). По неопубликованным воспоминаниям писателя и журналиста Е. Зозули (окт. 1939; РГАЛИ. Ф. 216. Оп. 1. Ед. хр. 141), работавшего в 1915–17 секретарем ред. «Нового Сатирикона», в Г. было «что-то хорошее и наряду с этим что-то странное. Безвольный, поддававшийся любым влияниям, он иногда, вдруг, ни с того, ни с сего, со свирепым упрямством защищал какое-нибудь свое мнение или решение. Так, напр., он в 1918 году возненавидел “Двенадцать” Блока. Какую хулу он изрыгал против этого шедевра!»; после революции «он уехал на юг, а затем ― за границу. Каким образом, ему, нищему, удалось пробраться в Турцию, а оттуда в Париж - трудно понять»; в Париже он «если жив, влачит жалкое существование». В нач. 1930-х в «Известиях» появилась «корреспонденция, в которой говорилось о том, что в Париже белогвардейский поэт Валентин Горянский отказался подать руку своему старому знакомому ― московскому, советскому писателю. “Я чекистам руки не подаю!”». В корреспонденции сообщалось, что за это «доблестное» поведение «Иван Бунин устроил в честь Горянского обед» (Цит. по: Д. Неустроев). В эмиграции Г. чувствовал себя чужим, бедствовал, 8 лет был слеп (зрение восстановилось после операции в 1944). Дон-Аминадо (А. Шполянский) в своих воспоминаниях оставил свидетельство о сотрудничестве «слепого, голодного» Г. в известном своей антисоветской пропагандой «Парижском вестнике» Ю. Жеребкова, издававшемся в годы оккупации на немецкие деньги. На основании этого свидетельства в лит-ре возникла ложная версия о сотрудничестве Г. с фашистами; Е. Хохлов, знавший поэта, отрицает это: был он «почти слеп и передвигался по городу с помощью поводыря» (Русские новости. 1966. № 1116. 4 нояб.). Значительное место в тв-ве Г. в годы эмиграции начинает занимать жанр сказки («Волшебные башмачки», «Таинственная потеря падишаха»); в подражание Гофману им написан ряд фантастич. рассказов («Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка», «Цыплята мадам Лили», «Искусственная лошадь»), В цикле «Рассеянные прогулки» (1930) Г. собрал лирич. миниатюры о Париже - наброски городских типов. В 1930-х написаны «Рассказы господина Тощенки» - житейские байки в манере Зощенко (неопубл.). В 1940-х выпустил сб. стихов «Неопалимая купина», в кот. продолжил тему идиллии мещанского счастья, тоски по романтич. сказке. По мотивам гоголевского «Ревизора» им написана пародийная, гротескная комедия «Лабардан» (опубл. после смерти; Возрождение. 1959. Окт.-нояб.), в кот., по признанию Г., была «взята эмиграция, т.е. общее ее лицо». Итоговое произведение Г.- роман в стихах «Парфандр и Глафира» (1949, опубл.: Париж, 1956) - история любви с трагическим исходом «девственного мужа» Парфандра (читай: «либеральная интеллигенция») к прекрасной Глафире (Россия) и его попытка спасти ее от пожара (революции). Большая часть творч. наследия Г. не опубл. (ИРЛИ, ГПБ, частный архив).
Соч.: [Стихи] // Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966.
Лит.: Гусман Б. 100 поэтов: Лит. портреты. Тверь, 1923; Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 1; Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути // Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. Стих. Политич. памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994; Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1965; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Спиридонова (Евстигнеева] Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Спиридонова Л. Горянский (1887–1949) // Лит-ра русского зарубежья. 1920–40. Вып. 2. М ., 1999; Спиридонова Л. «В той стране, которой нет». В. Горянский // Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в лит-ре русского зарубежья. М., 1999; Неустроев Д. Е. Д. Зозуля в кругу сотрудников журнала «Новый Сатирикон» // Лит-ра русского зарубежья. 1917–39. Новые мат-лы. Т. 1. Тв-во И. Ф. Каллиникова в мировом лит. процессе. Орел, 2004.
С. Ипатова