Горянский Валентин


ГОРЯ́НСКИЙ Валентин (по отцу - Сулима-Грудзинский, носил имя - Иванов Ва­лентин Иванович) [24.3(5.4).1888 (по др. сведениям ― 26.7.1887 или 1886), Луга - 4.6.1949, Париж] - поэт, прозаик, дра­матург.

Незаконнорожденный. Мать - вологод­ская мещанка А. Александрова. Воспри­емником был дальний родственник матери беллетрист И. Леонтьев-Щеглов (вероят­но, отчество и фамилия Г. происходят от его имени). До поступления во 2-ю петерб. гимназию (авг. 1901) обучался дома; выбыл из гимназии (дек. 1902) за «неуспешность занятий» по причине «слабых способ­ностей и лени» (РГИА. Ф. 174; гимназичес­кое свидетельство). После долгих ходатайств матери поступил в петерб. учитель­скую школу (1906), намереваясь сдать экза­мен на сельского учителя; школу не закончил. Жил случайными заработками, давал част­ные уроки в Луге. По совету Щеглова начал пис. стихи.

Перв. публикация - в «Рус­ском паломнике» (1903. № 19; см. также: № 24, 27, 47; 1904. № 2, 41; подпись ― Вал. Александров). Некот. время сотруд­ничал в газ. «Слово» (орган октябристов) (1906), поместив здесь ряд юношеских стих. на рев.-народническую тематику («Я о солнце пою, я о правде пою», «Памяти Некрасова», «Оглянитесь, ночь на исходе, друзья» и др.). На миро­воззрение Г. этих лет повлияли новонародни­ческие идеи его лит. наставника Щеглова. Публ. в ж. «Всемирная панорама» (1910), «Пробуждение» (1909). В лирич. цикле стих., созданных в период реакции («Злоба Солнца»), поэт повествует о тщет­ности рев. порывов, о смирении и кротости как высших добродетелях («По­двиг жизни»). Несоответствие чистого, справедливого и обывательского, убогого приводит Г. к мысли об обреченности поэта, вынужденного жить «сладким обманом», сказкой. В 1913 Г . был приглашен сотруд­ничать в «Сатириконе» (с № 18), где наряду с Сашей Черным и П. Потемкиным стано­вится одним из поэтич. лидеров ж.; здесь, помимо лирических стих. пробует себя в жанре «лиро-сатир», высмеивающих под маской незатейливого простака-провин­циала пошлость примитивной обывательской философии. Лирич. произведения были собраны Г. в его первом сб. «Крылом по земле» (1915), осн. тема которого - несовместимость поэтич. мечты героя-идеалиста и жестокой урбанистической дей­ствительности. «Певцом каменного плена» назвал поэта в своей благожелательной ре­цензии И. Ясинский (Ж. журналов. 1915. № 31; см. др. рец.: Летопись. 1915. № 2). В его же выступлении, посвящ. тв-ву Г. (дек. 1915), высказыва­ется мысль, что «любовь и сострадание» к «маленьким людям» играют гл. роль в «поэтическом театре» поэта (ИРЛИ. Ф. 352). Город в символике сб.- это «каменный плен», убогая, нищая реальность; деревня, природа - прекрасная мечта, поэтич. сон («Цветы на камне», «Дом печали»); в стилистике широко использованы фольк­лорные мотивы, диалектизмы («Девичья», «Клевер»), Сатирич. стих. сб., по мне­нию рецензента, «к поэзии мало относятся». В «Сатириконе» и затем в «Новом Сатирико­не» (1913–18) Г. широко использует прием, когда «идиллия» провинциального обыва­тельского существования, рисуемая поэтом от лица претенциозного, напыщенного, «куль­турного» героя, в сущности беспомощного и невежественного (вариация маски Козьмы Пруткова), звучит иронически, что и создава­ло комический эффект («В глуши», «Сим­метрия», «Тоня-изменница»).

В сатириконский период Г. порывает с традиционной метрикой, пытается обновить свою поэтич. технику особыми интона­ционными эффектами, вводя элементы быто­вой речи. «Наиболее богата в ритмическом отношении,- писал он,- обыкновенная раз­говорная речь <...>. Прочь - „слезы и ро­зы”!» (Запись в альбоме А. С. Балагина // ЦГАЛИ. Ф. 341). Опыты Г. в обл. ритмики и синтаксиса «стихо-прозы», «лиро-сатир» отчасти, вероятно, предопределили пути раз­вития «свободного» стиха Маяковского и как бы подготовили его появление в «Новом Сати­риконе». В свою очередь Маяковский оказал воздействие на поэтич. технику самого Г. Маяковский, вспоминал В. Князев, «в ко­роткое время поставил на голову весь „Сати­рикон”, офутурив Горянского» и др. (ЦГАЛИ. Ф. 2041). Начиная с 1915 мн. сатирич. стихи Г. по своей фактуре чрезвычайно близ­ки поэзии Маяковского («Призыв», «На улице»). Сатириконские сатиры, объеди­ненные автором в цикл «Мещанские скор­би», вошли в следующую кн. поэта - «Мои дураки. Лиро-сатиры» (1916), встреченную критикой весьма сурово. «Стыд­но г. В. Горянскому так не уважать данного ему Богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку» (Ж. жур­налов. 1916. № 6). Откровенная и скрытая сатира на мещанство в стихах сб. зачастую перерастает из иронич. насмешки над «мещанскими скорбями» в воспевание ме­щанской идиллии - дистанция между авто­ром и его дураками почти исчезает; процесс этот в новосатириконских стихах (1917) при­вел к преобладанию лирич. тональности над сатирической («Хулиган Василий и я», «Единственный выход»). В эти годы Г. эпизодически сотрудничает в различных изд.: лит.-сатирич. еженедельнике «Златоцвет» (1914), «Красном смехе» (1915), либерально-демократическом ж. «Бич» (1916–18), горьковской «Летописи» (1917), «Трепаче» (1917), газ. «Петроград­ское эхо» (1917), «Красной газ.» (1918) и др. В 1914 Г . занял активную антивоен. позицию - в качестве воен. корр. ездил на фронт. Резкое осуждение вой­ны наиболее отчетливо прозвучало в стих. «Извещение о том, что было» (Летопись. 1917. № 5–6), которое во многом перекли­калось с опубликованной здесь же поэмой Маяковского «Война и мир». Февральскую революцию поэт встретил восторженно, по­святив этому событию оду «26 февраля» (альм. «Революция в Петрограде». Пг., 1917); Октябрьская революция вызвала враждебное неприятие. Так, в пьесе Г. «Поэт и пролетарий» (в сент. 1917 шла в петро­градском Троицком театре) глав. роль бы­ла отведена картонной фигуре «„пролета­рия”, грозящего раздавить поэзию» (см.: Те­атр и искусство. 1917. № 41). 15 сент. 1917 Г . вступил в Общество драм. и муз. писателей (см.: Четвертое до­полнение к осн. каталогу произведе­ний членов Союза драм. и муз. писателей. Пг., 1918; здесь он указан как автор купле­тов и шансонеток). В нач. 1918 открыл лит. буфет на Невском пр., пытаясь восстановить традиции «Бродячей собаки» (см.: Красная колокольня. 1918. 4 авг.). В ию­ле 1918 уехал в Одессу, затем в Константи­нополь (1920), здесь была опубл. по­эма Г. «Вехи огненные» (Зарницы. 1921. № 17). В 1922–26 жил в Хорватии, где вы­шли (на сербохорватском яз.) юмористич. роман «Необычайные приключения Боба» (1923) и кн. сказок «Приключе­ния под абрикосом» (1926). В 1926 пере­селился в Париж. Публиковался в рижском ж. «Юный читатель» (1926), «Иллюстр. Россия» (1926–28), «Мир и искусство» (1930–31), «Сатирикон» (1931); сотрудничал в париж­ских эмигрантских газ.- вначале в «Послед­них новостях» (1937–39), затем, после ссо­ры с ее издателем П. Милюковым, перешел в «Возрождение». В этот период, по воспоми­наниям очевидца, был «полуслепым», «вечно голодным, вечно оборванным» (Л. Люби­мов). По неопубликованным воспоминаниям писателя и журналиста Е. Зозули (окт. 1939; РГАЛИ. Ф. 216. Оп. 1. Ед. хр. 141), работавшего в 1915–17 секретарем ред. «Нового Сатирикона», в Г. было «что-то хорошее и наряду с этим что-то странное. Безвольный, поддававшийся любым влияниям, он иногда, вдруг, ни с того, ни с сего, со свирепым упрямством защищал какое-нибудь свое мнение или решение. Так, напр., он в 1918 году возненавидел “Двенадцать” Блока. Какую хулу он изрыгал против этого шедевра!»; после революции «он уехал на юг, а затем ― за границу. Каким образом, ему, нищему, удалось пробраться в Турцию, а оттуда в Париж - трудно понять»; в Париже он «если жив, влачит жалкое существование». В нач. 1930-х в «Известиях» появилась «корреспонденция, в которой говорилось о том, что в Париже белогвардейский поэт Валентин Горянский отказался подать руку своему старому знакомому ― московскому, советскому писателю. “Я чекистам руки не подаю!”». В корреспонденции сообщалось, что за это «доблестное» поведение «Иван Бунин устроил в честь Горянского обед» (Цит. по: Д. Неустроев). В эмиграции Г. чувствовал себя чужим, бедствовал, 8 лет был слеп (зре­ние восстановилось после операции в 1944). Дон-Аминадо (А. Шполянский) в своих воспоминаниях оставил свидетельство о со­трудничестве «слепого, голодного» Г. в изве­стном своей антисоветской пропагандой «Парижском вестнике» Ю. Жеребкова, изда­вавшемся в годы оккупации на немецкие деньги. На основании этого свидетельства в лит-ре возникла ложная версия о сотрудни­честве Г. с фашистами; Е. Хохлов, знавший поэта, отрицает это: был он «почти слеп и пе­редвигался по городу с помощью поводыря» (Русские новости. 1966. № 1116. 4 нояб.). Значительное место в тв-ве Г. в годы эмиграции начинает занимать жанр сказки («Волшебные башмачки», «Таинст­венная потеря падишаха»); в подража­ние Гофману им написан ряд фантастич. рассказов («Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка», «Цыплята мадам Лили», «Искусственная лошадь»), В цикле «Рас­сеянные прогулки» (1930) Г. собрал лирич. миниатюры о Париже - наброски городских типов. В 1930-х написаны «Рассказы господина Тощенки» - жи­тейские байки в манере Зощенко (неопубл.). В 1940-х выпустил сб. стихов «Неопали­мая купина», в кот. продолжил тему идиллии мещанского счастья, тоски по ро­мантич. сказке. По мотивам гоголевско­го «Ревизора» им написана пародий­ная, гротескная комедия «Лабардан» (опубл. после смерти; Возрождение. 1959. Окт.-нояб.), в кот., по признанию Г., бы­ла «взята эмиграция, т.е. общее ее лицо». Итоговое произведение Г.- роман в стихах «Парфандр и Глафира» (1949, опубл.: Париж, 1956) - история любви с тра­гическим исходом «девственного мужа» Парфандра (читай: «либеральная интеллиген­ция») к прекрасной Глафире (Россия) и его попытка спасти ее от пожара (революции). Большая часть творч. наследия Г. не опубл. (ИРЛИ, ГПБ, частный архив).

Соч.: [Стихи] // Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966.

Лит.: Гусман Б. 100 поэтов: Лит. портреты. Тверь, 1923; Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 1; Дон-Аминадо. По­езд на третьем пути // Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. Стих. Политич. памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994; Любимов Л. На чужбине. Таш­кент, 1965; Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968; Спиридонова (Евстигнеева] Л. Русская сатирич. лит-ра нач. XX в. М., 1977; Спиридонова Л. Горянский (1887–1949) // Лит-ра русского зарубежья. 1920–40. Вып. 2. М ., 1999; Спиридонова Л. «В той стране, которой нет». В. Горянский // Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в лит-ре русского зарубежья. М., 1999; Неустроев Д. Е. Д. Зозуля в кругу сотрудников журнала «Новый Сатирикон» // Лит-ра русского зарубежья. 1917–39. Новые мат-лы. Т. 1. Тв-во И. Ф. Каллиникова в мировом лит. процессе. Орел, 2004.

С. Ипатова

  • Горянский Валентин