Горышин Глеб Александрович


ГОРЫ́ШИН Глеб Александрович [15.3.1931, Л-д - 10.4.1998; СПб., похоронен на Комаровском кладб.] - журналист, прозаик, публицист.

Детство Г. прошло «в лесах». Его отец Александр Иванович Г. (1907–70) - работник лесозаготовительной промышленности, в предвоен. годы директор леспромхоза, в 1941–51 управляющий трестом «Ленлес», поставлявшим лес для города и области; награжден (1942) орденом Ленина, медалями «За оборону Л-да», «За доблестный труд в период Отеч. войны 1941–45 гг.», исключен из партии и отстранен от работы по «ленинградскому делу», позднее реабилитирован; мать Анна Титовна Г. (рожд. Дементьева; 1904–79) - детский врач; оба - из крестьянских семей Новгородчины. Основы миросозерцания Г. были заложены, по его признанию, в войну, когда семья эвакуировалась в Пестово на Мологе, затем в Мантурово на Унже, в 1943 переселилась в Тихвин, в прифронтовую зону, где служит отец, после прорыва блокады вернулась в Л-д. В семье Г. прошел школу «исконно народного, с богатством присловий, новгородского языка», кот. в совершенстве владели его бабушка, мать и тетушка, преподаватель рус. яз. и лит-ры, жившая в семье сестры после расстрела мужа в 1937. По окончании 182-й лен. школы (здесь лит-ру преподавал Б. Лейн, о нем Г. позднее вспомнит в рассказе «Любовь к литературе» ), в 1949 Г . поступает на отд. журналистики ЛГУ. Окончив его в 1954, уезжает по распределению на Алтай, на целину. Работая в Барнауле корреспондентом газ. «Сталинская смена» (позднее: «Молодежь Алтая») по Бийской группе районов и Горному Алтаю, регулярно публ. в ней очерки и репортажи. Ряд текстов, отразивших, по словам Г., «слишком остро, буквально, с опережением событий» воспринятые «оттепельные» настроения, стали поводом для его отстранения от должности в мае 1957.

Из написанного на Алтае опубл. рассказ «Лучший лоцман» (Нева. 1957. № 3). Много позднее напечатал и самый ранний алтайский рассказ « Семерочка » (альм. «Алтай». 1990. № 4) как свидетельство общей для молодой лит-ры кон. 1950-х «решимости впервые раскрепоститься», «вылущиться из насаждаемого десятилетиями идеологического норматива». «Помню, - признавался Г., - меня тогда поразили первые рассказы Юрия Казакова (чуть позже - рассказы Василия Шукшина) - именно свободой самоизъявления, какой-то неуемностью личностного начала, игрою словом, никем до этого не тронутой правдой жизни... Значит, можно и так?» (Там же).

Вернувшись с Алтая, печатается в лен. периодике («Нева», «Звезда», альм. «Молодой Л-д» и др.). Вместе с А. Битовым, В. Курочкиным, С. Тхоржевским, В. Конецким, В. Голявкиным, Б. Сергуненковым, В. Ляленковым входит в молодежное ЛИТО при изд-ве «Сов. писатель» (рук. Л. Рахманов, позднее М. Слонимский). Перв. сб. «целинных» рассказов Г. «Хлеб и соль» (Л., 1958) был встречен критикой одобрительно, отмечалась свежесть его прозы. Ю. Казаков увидел в авторе человека, «щедрого на красоту и добро»; внешне обыденные, рассказы Г. «обогащены внутренней поэзией, пульсирующим подтекстом», «туги и наполнены ощущениями мощными»; «прочитав их, хочется самому сделать что-нибудь настоящее» (Щедрость души // ЛГ. 1959. 14 июл.). В 1960 принят в СП СССР (позже член СП России).

В 1958–62 работает в геологич. и изыскательских партиях в Вост. Саянах, в зоне затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, вновь на Алтае; в 1962 - корр. «Правды» на Сахалине. Написанные в эти годы произведения составили кн. «В тридцатьлет» (1961), «Фиорд Одьба» (1961), «Земля сбольшой буквы» (1963), «Синее око» (1963). «Моим пером, - вспоминал Г., - водило чувство свободы и счастья жить в мире, исполненном красоты и силы жизнетворчества» (Сюжет на тропе // Лит. Россия. 1976. 23 апр.). Писатель осознает себя последователем «странствующей музы» Паустовского и Пришвина, на стилистику и «естественную» философию его ранних вещей заметно влияет и проза А. Платонова. Г. обращается к первоосновам жизни, утверждает ценность простых, не осложненных рефлексией потребностей человека в труде, любви, близости природе. Критика отмечает свойственный Г. лиризм, открытость авторского «я», способность передать «волнующее дыхание современности», но наряду с этим и декларативность, описательность, склонность к «утешительным» или, напротив, мелодраматическим сюжетам (Трефилова Г. Азбука этики // Новый мир. 1964. № 12). После неоправданно резкой критики в ст. Л. Антопольского «Радуга в один цвет» (Комсомольская правда. 1964. 30 июл.) в защиту индивидуальной манеры Г. в том же году выступили В. Аксенов (Семицветная радуга // ЛГ. 1964. 21 нояб.) и С. Воронин (Об одной «жестокости» // Лит. Россия. 1964. 11 дек.). Рассматривая прозу Г. в русле общих для «молодой» лит-ры нач. 1960-х поисков «сильной и цельной» личности, видя в авторе писателя «чуткого, тонкого, <...> стилистически нежного» и «насквозь наивно честного», Л. Аннинский отметил и преувеличенность его представлений о «настоящих мужчинах» (Аннинский Л. Ядро ореха: Критич. очерки. М., 1965).

Проза Г. последующих лет (повести «Снег в октябре» , 1965; «До полудня» , 1966–67; «Водопад» , 1970) остается преимущественно автобиографической, дневниково-исповедальной; в повестях и рассказах усиливается конкретно-докум. начало, сюжет выстраивается по принципу хроники, путешествия во времени и пространстве («Родословная» , 1969; «День-деньской» , 1972; «Тридцать лет спустя» , 1973; и др.).

В самом значительном своем произведении - в повести «Запонь» (1965–70), посвящ. работавшим в 1942 на лесосплаве девушкам-блокадницам, Г. на широком докум. фоне, связанным с деятельностью его отца, ставит вопрос об источниках нравств. стойкости воен. поколения.

Неизменное стремление Г. из города «в леса», лейтмотивная тема труда на земле, проблема природной и национальной основ личности обретают контуры почвенничества: в 1970-е он творчески и дружески сближается с кругом авторов «Нашего современника».

И позднее Г. не изменяет журналистскому принципу поиска мат-ла («Надежда моя - на дорогу или, вернее сказать, на тропу; мой сюжет на тропе, надо вначале его отыскать, промерить сюжет ногами, а потом написать. Это правило я выработал для себя за годы странствий...»), работает в свободной форме, синтезирующей элементы различных жанров худож. документалистики - мемуарного, биографич., технологического, путевого очерка, записок натуралиста и проч. («Этим летом», 1973; «Лавина» , 1976; «По тропинкам поля своего», 1983; «Вид с горы », 1986; и др.). Дорожа живой подлинностью документа, Г. неоднократно публиковал дневники и письма своих «героев». Им изданы многолетние записи наблюдателя поста гидрометслужбы на Телецком озере Н. П. Смирнова (Нева. 1984. № 9), хроника плаваний «величиною в целую жизнь» исследователя Арктики Е. Н. Фрейберга (Звезда. 1984. № 11), «карачаровские записи» И. С. Соколова-Микитова (Новый мир. 1991. № 12), у кот. в Карачарове Г. не раз гостил.

С 1973 - зав. отд. прозы лен. ж-ла «Аврора», в 1977–81 - его гл. ред. Снят с должности по обвинению в «идеологической диверсии» за публикацию в ж-ле «Аврора» за 1981 в № 12 (в декабре отмечался 75-летний юбилей Л. И. Брежнева) юморески В. Голявкина «Юбилейная речь»; эпизод - «второй выстрел Авроры» - приобрел скандальную известность (см. в очерке Г. «На 75-й странице...» // СПб. панорама. 1992. № 7). В 1970–80-е - секретарь правления ЛО СП СССР; регулярно выступает в прессе как публицист и лит. критик, ред. и сост. колл. сборников, автор предисл. к прозе И. Соколова-Микитова, М. Слонимского, А. Ливеровского, В. Голявкина, В. Курочкина и др. Выходят сб. Г.: «Други мои» (1974); «С наилучшими пожеланиями» (1977); «Стар и млад» (1978); «Запонь» (1980); «Чистая вода» (1982); «Уроки доброты» (1986); «Весенняя охотана боровую дичь» (1986) и др.

В сб. «Жребий:Рассказы о писателях» (1987) вошли критико-мемуарные очерки о В. Белове, В. Шукшине, Ф. Абрамове, Б. Бурсове, И. Соколове-Микитове, М. Пришвине, М. Слонимском, Ю. Казакове, А. Ливеровском, В. Курочкине и др. По замечаниям критики, проза писателя зрелых лет сохранила изначально присущую ей конкретность, пластичность в изображении природы, «дневниковую» откровенность (Урбан А. По тропинкам и полям России // Москва. 1985. № 1).

В 1980-е Г. возглавляет экологич. комиссию при ЛО СП, участвует в акциях по защите Ладожского и Онежского озер («Онего: Сегодня и завтра» . 1981; «Глядя в глаза Ладоге» . Л., 1989; текст к фотоальбому «Ладога. Пока не поздно» . М., 1989). Защите природы посвящ. десятки его газ. и журн. выступлений. На основании зарубежных поездок напис. циклы очерков: «Весною в Африке» (1980), «Монголия. Моментальныеснимки» (1984), «Глядя из окна поезда, идущего из Шанхая в Пекин» (1989), «В Англии на посиделках, или Что скажет Джин» (1991). Ряд рассказов и очерков составили сб. для детей (« Кто сидит у костра», 1968; « О чем свистнул скворец», 1975; « На алтайской тропе», 1983; « Любовь к литературе»,1987 ).

В посл. годы (1991–98) Г. работал в жанре «мемуаров о происходящем»: из лета в лето живя в вепсской деревне Нюрговичи, создавал хронику деревенской жизни, с пристальным вниманием фиксируя смену социальных, природных, погодных, собств. душевных состояний (циклы очерков « Записи одного лета »: « Луна запуталась в березе», «Слово Лешему», «Возвращение снега», «По весне, по осени » - опубл. в ж. «Север». 1991. № 12; 1992. № 8; 1993. № 3, 12); также: « Назову собаку Песси», «Меняют нижние венцы», «Время дергача » (Москва. 1994. № 9; 1995. № 6); « И вздох осин при каждом шаге » (Бежин луг. 1996. № 2). Мягкий лиризм, живописность слова, повествовательный ритм, общая интонация умиротворенности, близость жанру стих. в прозе составили естественную основу для перехода писателя к поэтич. тв-ву. В циклы записей Г. свободно включал стихотв. тексты. В 1990 им издан поэтич. сб. «Виденья» ; опубликованы подборки стихов (альм. «Алтай». 1990. № 3; ж. «Аврора». 1990. № 8; 1995. № 2; «День русской поэзии». СПб., 1994; и др.), в 1996 - сб. стихов «Возвращение снега» . Дневниковые записи Г. 1970-х легли в основу мемуарной повести «Мой мальчик, это я: Записки по вечерам» (Наш современник. 1994. № 6, 7). В 1995 Г . присуждена премия им. И. А. Бунина СП России и администрации Орловской обл. «За лучший рассказ года» («И дева плачет на рассвете…» ).

В 1999 посмертно изд. подготовленная к печати самим автором, но при жизни не увидевшая свет кн. очерков «Слово Лешему ». В 2005 вышел сб. прозы разных лет «Звенит озябшая трава» (оба - СПб., изд-во «Дума»).

Книги Г. переведены в Польше, Венгрии, Чехословакии, Японии.

Соч.: Повести и рассказы. Л., 1976; Избр. Л., 1981; Родословная. Водопад. Запонь. Излука. Тридцать лет спустя. Л., 1983; По тропинкам поля своего. Л., 1983; Избр. Л., 1988; Гора и Берег: Повести. М., 1989; Слово Лешему. СПб., 1999; Звенит озябшая трава. СПб., 2005.

Лит.: Мессер Р. Вчера и сегодня. Л., 1961; Кардин В. Верность времени. М., 1962; Воронин С. Время итогов. М., 1978; Мессер Р. Идущие вослед: Лит. портреты. Л., 1979; Петровский Ю. На дорогах жизни (К 50-летию Г. Горышина) // Звезда. 1981. № 3; Иванова Т. Круг чтения. М., 1988; Рощин Б. Встречи. Л., 1985; Кузьмичев И., Цурикова Г. Контрасты осязаемого времени: Портреты, размышления. Л., 1988; Лавров В. Формула тв-ва: Книги о жизни и искусстве в совр. лит-ре. Л., 1989; Кузьмичев И. Мечтатели и странники: Лит. портреты. Л., 1992; Памяти Глеба Горышина // Аврора. 1998. № 3–6; Цветов Г. «Жалко до слез…» // Нева. 2000. № 4; Попов В. Горящий рукав // Звезда. 2006. № 6; Бубнова Л. Стрела Голявкина: Роман. СПб., 2008; Гродецкая А. И. С. Соколов-Микитов в лит. судьбе Глеба Горышина // И. С. Соколов-Микитов в русской культуре XX века. Тверь, 2008; «Бог дал мне встретиться с Вами…»: Письма Г. А. Горышина к И. С. Соколову-Микитову / Публ. А. Гродецкой // Русская лит-ра. 2008. № 3; «Нужно уметь быть одному среди толпы…»: Переписка Г. Горышина и В. Насущенко / публ. А. Гродецкой // Аврора. 2010. № 3–4; Гродецкая А. «Надышаться летучим нектаром…»: о стихах Глеба Горышина // Аврора. 2014. № 4; «Конечно, читая, я плакал…»: Из писем Глеба Горышина Василию Белову / Публ. А. Гродецкой // Русская классика: сб. статей к 85-летию чл.-корр. РАН Н. Н. Скатова. СПб., 2017; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011. Сайт в интернете: www.goryshin.spb.ru.

А. Гродецкая

  • Горышин Глеб Александрович