Гречишкин Сергей Сергеевич


ГРЕЧИ́ШКИН Сергей Сергеевич (осн. псевд. Василий Пригодич) [24.3.1948, г. Берлин, Германия ― 3.12 2009, СПб.] - историк русской лит-ры, поэт, лит. кри­тик, эссеист.

Родился в семье воен. врача, полковника (рентгенолога-ра­диолога) и преподавательницы немецкого яз. В 1971 окончил отд. рус­ского яз. и лит-ры филологич. фак-та ЛГУ. Занимал­ся в «брюсовском» и «блоковском» семина­рах П. Беркова и Д. Максимова. В 1971–73 работал гл. ред. ж. «Правоведение». В 1973–85 служил в ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР (РО, Блоковская группа сектора Новой рус­ской лит-ры). С 1985 - литератор на «воль­ных хлебах».

Как историку лит-ры Г. принадлежит свы­ше 70 публ. (исслед. ста­тьи, публикации док-тов, подготовка тек­стов, комм.), посвящ. тв-ву А. Бе­лого, А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина, А. Ремизова, Ф. Сологуба, В. Зоргенфрея, Ю. Балтрушайтиса, Б. Пастернака и др. Мн. из них созданы в соавт. с членом-корр. РАН А. Лавровым. Лучшие совмест. работы вошли в кн. «Симво­листы вблизи. Статьи и публикации». Г. ввел в науч. и читательский оборот сот­ни писем, ряд прозаич. и мемуарных произведений выдающихся представителей русского Серебряного века. Уже ранние ист.-лит. «штудии» Г. привлекли к себе вни­мание таких ученых, как В. Жирмунский, М. Алексеев, Д. Лихачев, Ю. Лотман, И. Зильберштейн и др., кот. высо­ко оценили источниковедч. ценность и высокое кач-во исследований молодого ученого.

Статьи и публикации Г. по Серебряному веку (1970–80-х) отличаются строгим акаде­мизмом, содержательностью, беспристраст­ностью, архивной выверенностью, изящест­вом стиля и специфич. филологич. «выдел­кой», свойственной ученым петерб. филологич. школы. Работы Г. опубл. в изд-вах «Наука» («ЛН», «Лит. памятники», «Ежегодники РО Пушкинского Дома»), «Худож. лит-ра», «Сов. писатель», «Сов. Россия», «Правда» и др.

Стихи Г. начал писать еще в школьные го­ды, и уже с университетских лет поэзия Г., от­личающаяся специфич. накалом чувств и своеобразием слога, стала достоянием уз­кого, но компетентного круга российских и зарубежных почитателей. Тогда же поэт взял лит. псевд. «Василий Пригодич», со­ставленный из родового имени и девичьей фамилии матери. В 1970–80-х чужеродность поэзии Г. канонам сов. лит-ры была столь очевидной, что об издании его стихов не могло быть и речи. Впервые 9 стих. Г. были опубл. в Германии (Приго­дич В. Из книги «Картонные личины» // Грани. Изд-во «Посев». 1982. № 126). В мае 1989, в период «перестрой­ки», состоялось перв. публичное чтение стихов Г. в лен. ДК ра­ботников пищевой промышленности. Г. труд­но отнести к кругу питерского лит. «андегра­унда» или вообще причислить к какой-либо лит. группе. «Самость» поэзии Г. заключается прежде всего в основательных общегумани­тарных познаниях автора, в его особом ду­ховном опыте.

Это свойство стих. Г. было подмечено кри­тикой после выхода в свет первого его сб. «Картонные личины», изд. в 1990 ЛО изд-ва «Худож. лит-ра». По мнению выдающегося петерб. поэта и критика В. Кривулина, «Кар­тонные личины» - «книга замечательная прежде всего подкупающим сочетанием вы­сочайшей поэтической культуры, мощного филологического багажа и поразительной наивности, почти инфантильности видения». Стих. Пригодича «построены на по­стоянном внутреннем диалоге автора с клас­сическими текстами... читаются как дослов­ная черновая запись горячечного спора все о том же - о судьбе России, „о приключень­ях индивида на этой маленькой планетке”,- сколько об этом было говорено в 70-е годы во время бесконечных кухонных застолий, ставших в те годы единственной формой сво­бодного выражения общественного мнения! Но то, что активными и непосредственными оппонентами, собеседниками (едва ли не со­бутыльниками) Пригодича оказываются Г. Державин, А. Пушкин, Ф. Тютчев, К. Случевский, А. Блок, Андрей Белый, В. Ходасе­вич, Н. Клюев, Б. Пастернак, А. Солженицын, придает речевой атмосфере сборника высо­ту, недосягаемую для большинства современ­ных русских поэтов» (В. Кривулин. Маска и лицо...).

В 1995 Г . выпускает втор. сб. стихов - «Пришелец земли», пронизанный испове­дально-покаянными мотивами. Автор послеслов. к кн. пишет: «Воспринимать такие стихи трудно и страшно. Для этого необходи­мо мужество... Для этого необходима „взрос­лость” - взрослость современника, который хочет, способен, имеет мужество осознавать себя в мире, не оправдавшем оптимистичес­кие посулы европейского гуманизма. Приго­товьтесь к восприятию отражения в поэзии мук и конвульсий сегодняшней цивилизации, катаклизмов и неврозов современного обще­ства. Сквозная и ведущая тема поэтического творчества Василия Пригодича - тема Смер­ти и Воскрешения... Поэт не щадит гуманис­тические идеалы прошлого именно потому, что они обнаружили в XX веке свой утопичес­ки агрессивный и тоталитарный дух, оберну­лись против Человека, почти неузнаваемо обезобразили его божественный лик... Но не угасает надежда на возвращение Бога, на воскрешение Человека. Поэт ждет возвра­щения Бога после почти целого столетия заб­вения его Человеком».

В третью кн. Г. «Ветер в ничто» (СПб., 2001) вошли стих. разных лет, а также лирич. посвящения поэтам Серебряного ве­ка, друзьям и единомышленникам. Эти лирич. посвящения являются, по мнению В. Кривулина, «актуальным продолжением горячечного спора, затеянного еще Вл. Соло­вьевым и подхваченного лагерными дискус­сиями на Соловках и Колыме, в русском Бер­лине, Праге...». Отд. «посвящения» критик воспринял как «новейшую версию по­этического осмысления мистико-большевистской утопии», как «полемику, выдержанную в стилистике русского символизма, но взрыва­ющую ее изнутри» (В. Кривулин. Келья, книга и вселенная). Г. публикует стихи в ж. и альм.: «Новый ж.» (СПб.), «Арион» (М.), «Византийский ангел» (Киев), «Kreschatik» (Германия) и др.

Поэтич. сб. Г. «Начальник тишины» (СПб., 2006) предварен искренними, восторженными и благодарными откликами Ю. Нагибина (1991) и М. Гаспарова (2002) о стихах автора. В сб. вошли как публиковавшиеся ранее, так и не опубл. произведения Г., а также журн. отзывы о поэте В. Кривулина, О. Малышкиной, М. Кузьмина и др. лит. критиков. Данное издание содержит наиболее полную подборку стихов, выполненную самим автором. Посл. прижизненный сб. Г. «Дольмен из снега», наполненный строками особо тонкой поэтич. грусти, был издан моск. почитателями поэта (изд-во «Арфа») в 2008.

В 2000-е Г. под псевд. Ва­силий Пригодич актив. выступал как лит. критик, эссеист. Свыше 130 ст. о книжных новинках размещено на страницах рунета. Иногда Г. выступал на страницах периодики и как полит. пуб­лицист. Ст. и пространные эссе Г. зачастую вызывали яростную и нелицеприят­ную полемику как в «бумажных», так и в се­тевых изд. 25 своих ст. и заметок, написанных для газ. «London Courier», лит. интернет-ж. «Русский переплет» и сетевого альм. «Лебедь», Г. собрал в кн. «Собачий ящик» (СПб., 2004), наполненной изысканными и тонкими наблюдениями над совр. прозой. Острый взгляд профессионала позволил Г. создать неск. впечатляющих страниц истории лит-ры на рубеже двух тысячелетий. В пространном инт. (2003) для сетевого альм. «Невская ассамблея», в кот. Г. выразил свое ключевое творч. кредо и привел биографич. подробности, иронически заявлял: «О плохих книгах я никогда не пишу, посему мои рецензии весьма комплиментарны. Книги, о кот. пописываю, всегда читаю от корки до корки, что нынче у критиков большая редкость. Все мои заметки представляют собой мое частное мнение по частным проблемам».

За свою лит. карьеру Г. публиковался в ж., альм. и газ. «Новый мир», «Звезда», «Русская лит-ра», «Труды по знаковым системам» (Тарту), «НЛО», «Wiener slawistischer Almanach», «Смена» (СПб.), «Вести» (Тал­линн) и др.

Г. много работал как «сетевой» литера­тор, пост. публикуясь в интернет-изд-ях «Лебедь» (Бостон), «Невская ассамб­лея» (СПб.), «Верлибр» (СПб.) и др., являлся членом ред. коллегии интернет-ж. «Русский переплет» и «Поэзия.ру». Сетевой словесности, полагал Г., с ее мгно­венностью, спонтанностью, «цветущей слож­ностью, раскованностью и мыслительной сво­бодой принадлежит будущее. Г.- был одним из са­мых изв. персонажей в совр. русской сетевой критике.

Г. ― член СП СПб., член Междунар. ПЕН-клуба, СПб. русского ПЕН-центра.

Соч.: Архив А. М. Ремизова // Ежегодник РО ПД на 1975 г. Л., 1977; Ранняя проза Брюсова // Русская лит-ра. 1980. № 2; Новеллистика Брюсова 1900-х гг. (сб. рассказов и драматич. сцен «Земная ось») // Русская лит-ра. 1981. № 4; О стиховедч. наследии Андрея Белого // Структура и семиотика худож. текста. Труды по знаковым системам. Вып. 12. Тарту, 1981 (в соавт. с А. Лавровым); Комментарии // Пастернак Б. Воздушные пути. Проза разных лет. М., 1982 (в соавт. с А. Лавровым); Брюсов В. Повести и рассказы / Сост., вст. ст. и прим. С. Гречишкина и А. Лаврова. М., 1982; Иннокентий Анненский. Юргис Балтрушайтис. Максимилиан Волошин // История русской лит-ры. Т. 4. Лит. конца XIX - нач. XX в. (1881–1917). Л., 1983; Символисты вблизи: Статьи и публикации. СПб., 2003 (в соавт. с А. Лавровым); Усладительное ретро. Лондон, 2011.

Соч. под псевд. В. Пригодич: Картонные личины. Л., 1990; Пришелец земли. СПб., 1995; Ветер в ничто. СПб., 2001; Кошачий ящик: Ст. СПб., 2003; Собачий ящик. СПб., 2004; Начальник тишины. М., 2006; Дольмен из снега. М., 2008.

Лит.: Кривулин В. Маска и лицо. Классич. на­следие в совр. артикуляции // НГ. 1993. № 21. 4 февр.; Кривулин В. Келья, книга и вселенная // Арион: Ж. поэзии. 1994. № 3; Малышкина О. «Я вырываюсь из плененья...» // Новый ж. 1994. № 1; Голь Н., Григорьев Г. Поэтерий. Гамбургский счет // Смена. 1994. № 219–220. 8 окт.; М. Л. Иначе ― ничто [Послесл.] // Пригодич В. Пришелец земли. СПб., 1995; Кузьмин М. Поверх барьеров стран и вкусов // Смена. 1995. № 265.1б нояб.; Худож. лит-ра и критика: третий квартал 2002 г . / Подгот. И. Дугина, Е. Ермолин, М. Ремизова, Е. Щеглова // Континент. 2002. № 114; Ермолин Е. Критик в Сети // Знамя. 2003. № 3; Богомолов Н. Символисты вблизи // НЛО. 2006. № 81.

Г. Маркелов

  • Гречишкин Сергей Сергеевич