Григорьев Геннадий Анатольевич


ГРИГО́РЬЕВ Геннадий Анатольевич [ 14.12 . 1950 , Л-д - 13.3. 2007 , СПб .] - поэт , драматург , анаграммист .

Отец - крупный строительный начальник. Родители поддерживали Г. в его поэтич. начинаниях. Г. начал говорить и писать стихи почти одновременно. Одно из его ранних стих.: «Как у дедушки Ивана / и корова и сметана, / а теперь коровы нет, / на то хрущёвский декрет».

В качестве поэта Г. сформировался в лен. Дворце пионеров, в лит. кружке «Дерзание» (рук. Н. Князева). Печататься начал рано. Его стихи о полетах сов. космонавтов публиковали «Искорка», «Костер», «Пионерская правда», «Пионер». В кон. 1960-х Г. поступил на филологич. фак-т ЛГУ , откуда отчислен после первой сессии. Тогда же становится завсегдатаем кафетерия «Сайгон», где находит слушателей, почитателей, друзей.

С. Носов, в соавт. с кот. написаны мн. произведения, и в т.ч. пьеса « Сказка о крепком орешке » и цикл из десяти одноактовок « Однажды в библиотеке », говорил о Г.: «Более радостных людей я вообще не встречал. Его радовало абсолютно все. Все могло быть источником для вдохновения. Он из ничего мог сделать что-то изящное».

В нач. 1970-х поступил на заочное отд. Лит. ин-та им. М. Горького в М., но и здесь проучился недолго. В дальнейшем вел безбытное существование, работал в «Метрострое», на « Радио России », писал для самых разных изд. (напр., для газ. « Спорт-Экспресс »). Предпринял пять неудачных попыток суицида, кот. заканчивались курьёзно: во время попытки повеситься оборвалась люстра и Г. сломал себе копчик, а когда попытался броситься под поезд - серьезно повредил ногу.

Н. Голь вспоминал: «Он гением был всегда, а в тот момент Гена достиг славы и признания. Его стихотворение “ Сарай ” незнакомые люди пели под гитары, не имея ни малейшего представления, кто автор этого текста. На рубеже бурных восьмидесятых и девяностых писатели сбивались в стайки. Кто-то становился прорабом перестройки, кто-то, наоборот, обличал Горбачева и Ельцина как агентов международной закулисы. Поэзия Геннадия Григорьева - это поэзия стороннего наблюдателя, который с иронией и некоторым пессимизмом смотрит на окружающую суету. Для него не авторитет даже безумно популярный в те годы Нобелевский лауреат Иосиф Бродский».

Г. - герой анекдотов и легенд СПб. кон. XX в., неотделимая часть совр. фольклора. По поводу кончины однофамильца, поэта О. Григорьева, Г. написал стих.: «Вновь поэт не допив, не доспорив, / Взял и смылся за грань бытия. / Это ж плохо, что умер Григорьев… / Хорошо, что Олег, а не я!». Вот одно из его стих. 1980: «Бога нет... / Ну что ж, и слава Богу... / Без Него достаточно хлопот. / Сея в сердце смутную тревогу, / над землей пасхальный звон плывет. <…> Все сильней, все праведней, все выше / золотой звучащею стеной / движутся колокола, колыша / черный воздух над моей страной. / Бога нет... Ну что ж, я понимаю... / И, влюбленный в белый, бедный свет, / я глаза спокойно поднимаю / к небесам, которых тоже нет».

В. Рекшан характеризовал личность Г.: «Нужно сразу понять, что Геннадий Григорьев никогда не был гонимым диссидентом. Гена с точки зрения литературной формы классический советский поэт, но в нем было такое несоветское хулиганство. Я думаю, что ничего бы ему не помешало печататься в те времена, потому многое из его поэтической лирики вполне укладывается в советские, в хорошем смысле, формы». Учитель Г., В. Топоров оценивал тв-во своего ученика так: «Это была насквозь романтическая поэзия. Романтизм был связан с инфантилизмом, Григорьев не разделял явь и выдумку, ему казалось, что раз мне так хочется, то так оно и есть. Собственно, об этом все его стихи». По мнению Н. Елисеева , «в стихах Геннадия Григорьева как раз и была эта выверенность, то, что Мандельштам называл “не прихоть полубога, но хищный глазомер простого столяра”. Г. выстраивал стихи. Поэтому он обожал сочинять чайнворды и кроссворды. Поэтому он, ненавидевший работу на заказ, однако же, сочинил для детского отдела петербургского “Радио России” более 200 радиопьес. Ведь в литературе для детей куда как важен “хищный глазомер простого столяра”, соединенный со странной свободой настоящего поэта».

В самом нач. поэтич. «карьеры» Г. написал стих. «… Мы построим скоро сказочный дом », кот. будет верен всю жизнь. В 2002 Г . приняли в СП. В эти же годы ближайший друг и поклонник Г. ― О. Козлов ― находит средства на выпуск его перв. стихотворного сб. « Алиби ».

Г. - автор анаграмм. Об этом искусстве он рассказывал так: «Это сложнее палиндромов гораздо. Я составляю анаграммы честно, т.е. со всеми буквами, кот. есть в слове. Вот я беру, например: Виктор Степанович Черномырдин. Перетасовываю буквы, как карты в колоде и получаю анаграммационную позицию: “просмердит ветчина рыночников”. Можете проверить. Все буквы на месте. Вот, например, Александр Глебович Невзоров очень точно укладывается в одну анаграмму: “Человек засран, в говне бродил”. У меня есть около ста анаграмм. Иногда неожиданные. Но это весьма точная характеристика человека. Его скрытое имя, кот. нужно увидеть. Этим я раскрываю его душу, поэтому многие из анаграмм я не раскрываю без согласия того о ком написал. Но не всегда. Вот был у нас такой бывший председатель Союза писателей, драматург, сбежавший за границу, Владимир Константинович Арро, так вот про него у меня получилось так: “Он чиновник или автор драм”. Ведь известно, что имя ведет по жизни, определяет судьбу человека и его характер. Известно, что женщина, выходя замуж и меняя фамилию, меняется иногда кардинально. Так же и вор, получая кличку, и литератор, беря псевдоним. Например, когда я анаграммировал Михаила Давыдовича Гурвича - выходило, что он поэт с блестящим будущим. А он взял псевдоним Миша Яснов - и все! Вся его судьба изменилась».

На самого себя, т.е. на Геннадия Анатольевича Григорьева, он сочинил такую анаграмму: «Трагичен ли гений? Верь в огонь ада!»

В 1999 награждён премией « Золотое перо » (совм. с С. Носовым ) за цикл радиопередач «Лит. фанты» на «Радио России».

В 2010 учреждена Международная поэтич. премия им. Г. Григорьева.

Соч.: Алиби: Стихотворения, поэма. Л., 1990; Футбол - 1985. Свидание со спидом: Поэмы. Л., 1990; Нет бездельников у нас / В соавт. с Н. Голем СПб., 1991; Мы болеем за Спартак: Поэма. СПб., 1997; Венок поздравлений к женскому дню. СПб., 1997; Доска, или Встречи на Сенной: Поэма / Комм. С. Носова. СПб., 2003; Выдержка. СПб., 2008; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010.

Лит.: Топоров В. На Сенной били бабу кнутом // Жесткая ротация: Статьи. СПб., 2007; Елисеев Н. Человек свободный // Эксперт Северо-Запад. 2007. № 12, 26 март.; Ахматов А. Трагичен ли гений // Царское Село. 2007. № 3; Салманова Е. Открытый всем ветрам // Слово. 2009. № 6.

А. Ахматов

  • Григорьев Геннадий Анатольевич