Григорьев Дмитрий Анатольевич


ГРИГО́РЬЕВ Дмитрий Анатольевич [5.9.1960, Л-д] - поэт, прозаик.

Родился в семье инженеров. Закончил химический фак-т ЛГУ им. Жданова (1977–82). Работал во ВНИИСК им. Лебедева (1982–84), на различных стройках СССР. С 1986 - оператор газовой котельной. В 1987 участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, за что был награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» 2 степ.

Начиная с 1990-х занимается журналистикой и лит. обработкой. Был лит. ред. ж. «Стильный» (2004–05), некот. время представлял петерб. писателей в газ. «Аргументы и факты» (2007), сотрудничал с рядом др. изд. («Деловой Петербург», ежемесячник «Бизнес-Информ»). В 2006-07 был ведущим лит. клуба «Дебют СПб», организованного комитетом молодежной лит. премии «Дебют».

Член СП СПб. и Союза российских писателей.

Писать начал в школьные годы, но осознал себя как поэт лишь к кон. обучения в ун-те. В перв. пол. 1980-х, входил в лит. группу «Депрессионисты», участниками кот. были М. Кондратьев (Транк МК), Б. Пузыно, Вяч. Филиппов (В. Ртомкер). Осн. лейтмотивы, объединяющие группу - игнорирование сов. системы и философско-иронич. отношение к миру. В 1984 группой изд. машинописные сб. «Модитен-депо» и «Правда о Кровавой Ейке».

В сер. 1980-х начинает активно публ. в самиздате (ж. «Часы», «Обводный канал», «Митин ж.») и др., знакомится с В. Кривулиным, входит в круг «Клуба-81», сближается с моск. поэтами «Эпсилон-салона» Н. Байтовым и А. Барашем, кот. помогают устраивать его вечера в М. и размещают в своем ж. прозу Г., намного больше тяготеющую к иронии и абсурду, чем его стихи.

Перв. офиц. публикация стих. - в ж. «Курский Соловей» (1990. № 2), прозы в газ. «Собеседник» (М., 1990. № 3, янв.). В нач. 1990-х становится одним из пост. авторов ж. «Сумерки» (СПб.) и «Черновик» (Нью-Йорк, США). С сер. 1990-х произведения Г. публ. в ж. «Арион», «Нева», «Дружба народов», «Звезда» и др.

В 1992 выходит перв. кн. «Стихи разных лет» , включающая в себя неск. поэтич. книг 1989–91. Б. Григорин в ст., посвящ. сб. Г., отмечал: «Поэтическая рефлексия в его стихах выходит на высокий уровень обобщении не метафизически, как у Г. Айги, не силлогизмом, как у Г. Алексеева, не многозначительной хаотичностью А. Драгомощенко, не фразовым минимализмом Вс. Некрасова и сжатой дискретностью В. Земских, но каким-то другим, простым человеческим образом, условием любви (название раннего сборника). Простота этого условия в том, чтобы создать, увидеть мир, в котором сможешь устойчиво существовать, приспособить себя к нему стихами, найти новый контакт с вещами этого мира, притом на чувственном, а не только на метафизическом уровне… Это… магия, когда маленькое событие вырастает до картины мира, которую автор застает в данный момент… Эффект неизбежного (для маргиналий) присутствия белового текста и сообщает стихам Григорьева ту парадоксальную простоту, которая требует сопряжения различных систем восприятия, в конечном счете освобождает от обладания вещью, как от насилия над ней: “Над головой грохочет поезд, / он мог меня сегодня увезти, / но мне важнее переход / через пути”. И представляется, что петербургская поэзия может пойти не только правильно кушнеровским, завораживающе соснорвским или притягательно бродским путем, а - через…».

Г. продолжает свою собств. линию «через пути» отчасти в фантастич. повести « Черный поезд » (1993), но главное - в последующих кн. «Перекрестки» (1995); «Записки на обочине» (2000); «Огненный дворник» (2005), « Другой фотограф» (2009).

Стихи Г. искренни, человечны, но их некот. парадоксальность и импровизационная раскованность формы непривычны для читателей, приверженных строгим канонам «ленинградской школы». В кн. Г. присутствует и рифмованный стих, преимущественно в миниатюрах, но похож он скорее не на классические ямбы и хореи, а на раешник: «У поэта возраста не бывает / - он просто живет и умирает /, а также наоборот: / умрет - и живет». Или - « Городская география », где неожиданно и по-своему обыгрывается петерб. топонимика: «Я хочу / на Канареечной улице поселиться, / чтобы щебетать и веселиться, / или на бульваре Серебристом, / чтобы быть сверкающим и чистым /. Но я живу на пересечении / проспектов Культуры и Просвещения». У Г. встречается и ритмизованный белый стих: «А меня заговорили / от железа и от камня, / от огня и от воды… / Мне теперь огонь не страшен, / и железо - как солома, / камни я легко кидаю / и бежит меня вода…/ Только грустно почему-то… / очень грустно». Чаще - чистый верлибр: «Разные вещи / производят на нашей фабрике: / они движутся по конвейеру / и не кричат при рождении: / вещи сразу рождаются взрослыми. / Но, говорят, после / реконструкции фабрики-матери / станем мы воспитателями / в детском саду вещей». Чаще всего имеет место совмещение просодий; рифма и канонический размер то возникают, то исчезают, и вновь возникают по мере надобности: «Мы поставили время словно кинопленку / на обратную перемотку, / вернулись те, кто уехал, / умершие сели за наш стол, / срубленные деревья зашелестели листьями… / Вот они, все, кто был с нами, / но где же теперь мы сами?» По мере надобности могут пропадать и возвращаться знаки препинания. Выясняя поэтическую родословную Г., можно вспомнить Хлебникова (ему посвящено одно из стих. Г.), обэриутов. Из более близких по времени имен - И. Холин, Г. Сапгир. Но в сравнении с последними стихи у Г. мягче, добрее. Им свойственна скорее детская улыбка, чем жесткий сарказм. Недаром и среди прозаич. соч. Г. есть трогательные рассказы, посвящ. детям.

В 1995 вышел написанный «на заказ» роман «Сторож ночи», кот. сам автор впоследствии назвал крайне неудачным. Роман « Господин ветер » (1998) вызвал многочисленные критич. отклики, где Г. часто сравнивается с Пирсигом и Керуаком, классиками «дорожного» жанра. Эта необычная кн. представляет собой роман-дорогу: молодой малоизвестный музыкант по прозвищу Кристофер путешествует автостопом с Востока на Запад. Попутчики оказываются людьми совершенно разных профессий и социальных слоев. В сюжет, построенный во многом на автобиографич. материале (больше трети жизни Г. провел в путешествиях по странам Европы и Азии), плотно вплетены истории из совр. фольклора, местные и выдуманные легенды. Осн. тексту сопутствуют комментарии, а в конце помещен «словарик», позволяющий узнать специфич. значение слов «аскать», «герла», «дабл» и даже «растафарианство». По словам В. Владимирского, «сюжет ”Господина ветра” словно извилистая дорога с многочисленными привалами. Временами роман делает крен в сторону приключ. прозы, временами - в сторону “магического реализма” питерского разлива, но трасса закладывает новый поворот, и очередной оазис скрывается за тучей пыли, поднятый случайным “КамАЗом”, подобравшим нашего героя».

Вслед за романами следуют циклы рассказов «Песочница»,«Пять времен года», « Рисунки на стекле », повесть «Черный с белым не бери…» и др. Часть рассказов опубл. в ж., часть вошла в кн. «Огненный дворник». «Не будем по-петербуржски “провинциально” сравнивать, - пишет Григорин в предисл. к кн. «Огненный дворник», - но то, что для Пелевина “проблемы вервольфа в средней полосе”, т.е. предсказуемая тема оборотничества, то для Д. Григорьева (рассказ “ Имена ”) - поэзия чистой воды: встреча с умершими, не перерождение в животных, а новое рождение человека. Итак, мы видим, что перед нами литература не образов и личностей, но сущностей. Литература, умеющая выходить за пределы канонов, “опускать руки в другое”, разрежать плотность времени».

При всей принципиальной «неангажированности» тв-ва, Г. умеет профессионально работать и на заказ, такова его кн. « И снова солнцу удивлюсь… », посвящ. азербайджанскому певцу и композитору Поладу Бюль-Бюль оглы (2006).

Лауреат поэтич. премии им. Н. Заболоцкого. Вошел в short-list премии Андрея Белого (2017). Проза и стихи перев. на итальянский, английский, польский, сербский, чешский, французский и др. яз.

Соч.: Стихи разных лет: Cтих. СПб., 1992; Перекрестки: Cтих. СПб., 1995; Сторож ночи: Роман. СПб., 1995; Записки на обочине: Стих. СПб., 2000; Господин ветер (поэтич. версия романа): Стих. СПб., 1998; Господин ветер: Роман. СПб., 2002; Огненный дворник: Рассказы и стих. СПб., 2005; Другой фотограф: Стих. М., 2009; Между играми: Книга стихов. М., 2010; Новые сказки: Книга стих. Таганрог, 2011; На плечах Великого Хималая: Книга путешествий. СПб., 2012; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Птичья псалтырь. СПб.: Лимбус Пресс, 2016.

Лит.: Мирзаев А. Неторопливый гребец // Сегодня. 1992. 23 дек.; Григорин Б. Немного белил // Топка. СПб., 1997. № 4; Костюков Л. Господин ветер // Еженедельный ж. 2002. № 29. 30 июл.; Уланов А. <Рец.> // НЛО. 2002. № 57; Владимирский В. Вслед за ветром // НГ Exlibris. 2002. № 40 (251). 14 нояб.; Бирюков С. Новый петербургский роман // Русская мысль. 2003. № 18 (4455). 8–14 мая; Костюков Л. Путешествие из Петербурга в «Москву» // Арион. 2004. № 1; Дудина И. Еще не съеденные временем // Петербург на Невском. 2005. № 9 (104); Скворцов М. Чтобы сделать трамваям крылья // Дружба народов. 2007. № 1; Орлицкая А. О сложности простого // Абзац. 2007. № 2; Губайловский В. Книжная полка Владимира Губайловского // Новый мир. 2009. № 7; Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

С. Николаев

  • Григорьев Дмитрий Анатольевич