Григорьева Елена Николаевна
ГРИГÓРЬЕВА Елена Николаевна [2.7.1958, Л-д] - литературовед, историк русской лит-ры.
Отец ― Николай Иосифович Макаренко, морской офицер, мать ― Майя Борисовна Макаренко, врач-педиатр.
В 1975 Г. закончила ср. школу № 422 Кронштадта, где в то вр. служил отец, и вместе с семьей переехала в Л-д. В том же году поступила в Лен. политехнич. ин-т, откуда ушла спустя год. В 1976 поступила на отд. русского яз. и лит-ры филологич. фак-т ЛГУ, закончила его в 1982, в 1984 была принята на каф. истории русской лит-ры в кач-ве ст. лаборанта и преподавателя-почасовика. Работает на кафедре по наст. вр., с 1999 ― в должности доц.
Науч. интересы Г. определились в семинаре В. М. Марковича, под руководством кот. она защитила канд. дис. « Тема судьбы в русской лирике перв. трети ХIХ в.» (1990). От исследования лирич. темы (« Тема судьбы в русской лирике перв. десятилетий ХIХ в. », 1992) Г. перешла к анализу временных категорий лирич. системы (« К проблеме временной организации текста в лирике А. С. Пушкина », 2000), затем – к мотивному анализу. Объектом ее интереса теперь стали и прозаич. тексты (« Мотив сна и его роль в завершении русского периода тв-ва Набокова (“Посещение музея” )», 2004; « Как рассказана повесть “Невский проспект” », 2011 ) .
Г. читает осн. курсы на русском отд. филологич. фак-та: «История русской лит-ры первой пол. ХIХ в.», «Теория лит-ры. Композиция», ведет спец. семинар «Русская лит-ра перв. трети ХIХ в. Проблемы поэтики». Является создателем нового курса для выпускников бакалавриата «Анализ худож. произведения» и электронного ресурса «Анализ худож. произведения: Практикум по теории лит-ры. Композиция» (совм. с И. Васильевой и Н. Мовниной), рук. дипломными и магистерскими работами.
Г. включена в работу над проектами кафедры, получившими поддержку в рамках федеральной целевой программы Мин-ва образования и науки РФ «Научные и научно-пед. кадры инновационной России» («Исследование актуал. проблем теории и истории лит-ры в контексте совр. гуманитарного знания» ― АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», 2009–10; «Разработка теории повествовательных моделей и нарративных структур: фундаментальные проблемы совр. нарратологии» ― Тематич. план НИР СПбГУ, 2009–13; «Исследование спорных вопросов совр. герменевтики: теория и практика» ― НИР из средств СПбГУ, 2011–13). Явл. руководителем проекта «Научно-методич. разработка обеспечения образовательных программ по теории лит-ры (композиция и герменевтика)» ― НИР из средств СПбГУ, 2010–13.
Соч. : Тема судьбы в русской лирике перв. десятилетий ХIХ в. // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма ХIХ – нач. ХХ в.: Межвуз. сб. СПб., 1992; Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» (К проблеме завершенности текста) // Концепция и смысл: Сб. в честь 60-летия проф. В. М. Марковича. СПб., 1996; К проблеме временной организации текста в лирике А. С. Пушкина // Онтология стиха: Сб. памяти В. Е. Холшевникова. СПб., 2000; Мотив сна и его роль в завершении русского периода тв-ва Набокова («Посещение музея») // Пушкин и сны. Сны в фольклоре, искусстве и жизни человека. СПб., 2004; К истории одной зависти: Пушкин и Баратынский // Зависть. Формы ее оправдания и разоблачения в культуре. СПб., 2007; К проблеме лирич. события // Событие и событийность: Сб. ст. / Под ред. В. Марковича и В. Шмида. М., 2010; Как рассказана повесть «Невский проспект» // Проза Н. В. Гоголя: Поэтика нарратива. СПб., 2011.
Лит.: Филологический фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та. СПб., 2008.
Е. Ляпушкина