Грин Александр Степанович


ГРИН Александр Степанович (наст. Гриневский) [11(23).8.1880, г. Слободской Вятской губ. - 8.7.1932, Старый Крым, похоронен на местном кладб.] - прозаик, поэт.

Отец - поляк, потомственный дворянин (имение Якубенки Виленской губ.), мать - русская, дочь коллежского секретаря. В 1863 отец был сослан в Томскую губ., в 1868 переведен на жительство в Вятскую губ., все последующие годы работал в земской больнице письмоводителем, затем делопроизводителем (бухгалтером). Причина ссылки - участие вместе с отцом, дедом Г., в Польском мятеже. «Семейный ген» бунтарства, непокорности проявил себя уже с началом «социализации» Г., школьные годы кот. были постоянно омрачены разного рода наказаниями «за плохое поведение». В подготовительном классе реального училища «родители были уведомлены о плохом поведении сына» (1889), из 1 класса того же училища «выбывает на год из-за плохого поведения» (1890), исключается из 2 класса за «неприличные стихи» на инспектора и преподавателей (1892). Поступает в городское 4-х классное училище, из 3 класса кот. увольняется на две недели «за плохое поведение» (1894), в том же году ему снижается оценка по поведению за критику учителя-священника.

В 1896 Г . все же заканчивает Вятское городское 4-х классное училище и покидает родительский дом. Логика характера, да и ранний детский опыт (перв. кн., прочитанная в 6 лет - «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта) определяют направление его пути - Одесса, мореходные классы. Но на пути к цели обнаруживается целый ряд формальных препятствий, преодоление кот. дает бесценный мат-л для писательской биографии. В 1896, узнав, что для поступления в мореходное училище нужно иметь опыт плаваний, Г. устраивается матросом на пароход, совершающий рейс по Крымско-кавказской линии. Через месяц списан на берег за неуплату за продовольствие, работает сторожем на складе, заболевает, попадает в больницу, выйдя оттуда, живет в ночлежках, голодает. В 1897 поступает матросом на пароход, совершающий рейс в Александрию, но по прибытии в Одессу уволен капитаном «за неподчинение», работает грузчиком в порту, ночует там же. Возвращается в Вятку, работает писцом. В 1898 едет в Баку, работает там опять грузчиком в порту, ночует «где-нибудь под забором» (СС. Т. 6). В 1899 - раздувальщик мехов, рабочий на рыбных промыслах, подсобник в пекарне, землекоп, матрос, по возвращении в Вятку - переписчик ролей в театре, рабочий в железнодорожных мастерских, строгальщик деревьев. В 1900 - банщик, матрос, рабочий кондитерской фабрики. В 1901 - чернорабочий на Урале, шахтер на золотых приисках, чернорабочий на з-де по переработке руды в Свердловской обл., дровосек, сплавщик дров, переписчик ролей в Вятке. В 1902 - призван в армию, там вступает в партию эсеров, совершает побег, пойман, предан суду, опять убегает. В 1903 - занимается рев. пропагандой, выполняет поручения эсеров, попадает в тюрьму, пытается бежать, опять задержан. В 1904–05 - суды, разные тюрьмы, в кон. 1905 освобожден по амнистии, приезжает в СПб., где живет под чужим именем на нелегальном положении.

В 1906 в СПб. арестован, отправлен в одиночную камеру «Крестов» (здесь знакомится с Верой Абрамовой, тогда представительницей «Красного Креста», позже женится на ней; В. Абрамова-Калицкая оставила воспоминания о Г. - «Из воспоминаний», «Моя жизнь с Александром Грином»). После «Крестов» отправлен в ссылку, совершает побег из ссылки, возвращается в СПб., пишет по заданию эсеров агитационный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (1906), весь тираж кот. конфискуется за «обличение армии». Партийное задание дает повод освобождению от гнета жизненных впечатлений, положив начало творч. индукции, тем более что Г. всегда тяготел к сочинительству, начав писать стихи и рассказы в 9 лет. Незамедлительно публикуется следующий рассказ - «В Италию» (1906), а через три месяца - рассказ «Случай» (1907), где впервые используется псевд. А. Грин.

Последующие этапы жизненного пути Г. связаны с его писательской деятельностью. Обосновавшись в СПб., он знакомится с А. Куприным, быстро входит в лит. среду, тесно общается с ред. В. Миролюбовым, издателем А. Котельниковым, начинает подготовку сб. рассказов « Шапка-невидимка », кот. выходит в свет в 1908. Сб. включает рассказы о революционерах, написанные в реалистич. манере, но уже здесь заметна неконвенциональность как важная составляющая структуры персонажа, определяющая доминантный мотив бегства от «скучной жизни »: «сначала герой пытается убежать от людей, потом бежит от себя» (В. Ковский). Ген бунтарства определяет авторскую интенцию - поиск выхода из «скучной» лит. традиционности как способ избежать писательской «общей упряжки» (в рассказе «Человек с человеком» , написанном в 1913, в качестве альтернативы одиночеству как единственно «доступному счастью» предлагается одиночество вдвоем - базовая экзистенциальная модель Г.).

Выход писатель находит в обращении к новой поэтике, в 1909 пишет перв. романтич. рассказ «ОстровРено» , реализуя интерес к «антицивилизационным» моделям, сохранявшийся на протяжении всего последующего тв-ва. Начало романтич. периода Г. иллюстрирует автограф П. Пильского на кн., подаренной им Г. в 1910: «Александру Грину в благодарность за его рассказы об иной жизни и прекрасных душах и на память о наших проказах, фокусах и всякой чепухе» (Александр Грин: Хроника жизни и тв-ва).

Новеллистика Г. 1910-х условностью пространства и искусственностью топонимики дала повод ряду критиков увидеть в нем лишь эпигона западноевропейской лит-ры, «русского Э. По» (Левидов М. Иностранец русской лит-ры: Рассказы А. С. Грина // Ж. журналов. 1915. № 4). Г. сетует на непонимание критики, в письме В. Миролюбову пишет: «Мне трудно. Нехотя, против воли, признают меня российские журналы и критики; чужд я им, странен и непривычен…» (Воспоминания об Александре Грине), но найдя «свой стиль», работает интенсивно, пишет много, в 1913 выпускает СС в 3 т., создает корпус психологич. и фантастич. новелл, отражающих сожаление писателя о несостоявшейся антропологич. альтернативе научно-технич. прогрессу, выразившееся в его интересе к внутренним резервам человека, к загадочным психич. явлениям. В рассказах «Система мнемоники Атлея» (1911), «Редкий фотографическийаппарат» (1914), «Бой на штыках» (1915), «Убийство в рыбной лавке» (1916) « психологическое, психиатрическое, фантастическое событие выносится в центр повествования, организует сюжет», работает на «выявление в фантастических формах чудесных, безграничных сил и потенций души и тела» (Е. Иваницкая). Нередко последние выявляются и в плане мистическом. Г. пишет ряд новелл, в кот. мистическое становится жанровой доминантой и в кот. заметно следование традициям немецких романтиков в разработке принципов «поэтики настроения». В рассказе «Загадка предвиденной смерти» (1914), «Тайна лунной ночи» (1915), «Ночью и днем» (1915), «Огонь и вода» (1916), «Лабиринт» (1916), «Львиныйудар» (1916), «Ученик Чародея» (1917) гриновская поэтика прикосновения включает в себя контекст мистич. чувства, определяемый особым экзистенциальным состоянием персонажа. Это одиночество, невовлеченность в быт, переживание мистики смерти и мистики случайного. До 1919 Г . публикует 9 сб. рассказов, объединенных созданием оригинального гриновского топоса - т.н. Гринландии. Исследователи отмечают как характерные особенности поэтики Г. склонность его к символике, мифологизму, поэтике случайного и чудесного.

Бытовая жизнь Г. не лишена в этот период типичных для него проблем с социумом: арест за «политическое прошлое», тюрьма, женитьба, ссылка в Архангельскую губ., «тоска по СПб.» (1911), возвращение в СПб. (1912), прошение с просьбой удостоверить возвращение ему прав и преимуществ, присвоенных дворянскому званию, для получения пост. дворянского паспорта; установление за ним пост. слежки как за неблагонадежным, пребывание в клинике для «излечения от пристрастия к спиртному» (1914), высылка из Пг. за «непочтительный отзыв о царе» на 72-й км (1916); возвращение в Пг. в связи с Февральской революцией (1917).

В 1918–19 живет в Пг., покидая город ненадолго, совершая деловые поездки в М., призывается в Красную Армию, увольняется через полгода в связи с ухудшением здоровья, с помощью М. Горького поселяется в Доме искусств рядом с Н. Тихоновым, М. Шагинян, Вс. Рождественским, активно участвует в лит. жизни Пг.

В 1920-е продолжает интенсивно писать, много публикуется, создает принадлежащие классике «петербургского текста» рассказы «Крысолов» (1924) и «Фанданго» (1927), обращается к романному жанру. Завершает начатую в 1916 феерию «Алые паруса» (опубл. в 1923), пишет «Блистающий мир» (1923) о летающем человеке, романы «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Джесси и Моргиана» (1929) и «Дорога никуда» (1930), обнаруживающие постоянство экзистенциальных мотивов Г. Посл. четыре романа пишет уже в Феодосии, куда он переехал в 1924.

В совр. литературоведении романам Г. придается статус интеллектуального романа (Т. Загвоздкина), философского (Е. Скороспелова). Наибольший резонанс в критике и читательской аудитории получил роман Г. «Алые паруса», инициировавший в 1960-е стремительный процесс мифологизации Г. (рыцарь мечты, добрый сказочник), а в 2000-е - демифологизации (хиппи, неудачник, иждивенец). Остается дискуссионным и вопрос о методе Г., в кот. исследователи не устают обнаруживать наряду с бесспорными романтич. черты реализма, символизма, импрессионизм,. экзистенциализма.

Творч. путь Г. завершился в Старом Крыму, куда он вынужден был переехать в 1930 из Феодосии, поскольку жить там было намного дешевле. После 1929 публикации гриновских текстов резко сократились, изд-ва стали возвращать рукописи рассказов с предложениями прислать тексты, отвечающие потребностям времени. Но Г. продолжает писать, создает « Автобиографическую повесть » (1932), воссоздающую биографич., хотя и достаточно мифологизированную канву собств. жизни. В 1931 у Г. возобновилась старая болезнь легких, семья живет в крайней нужде, Г. хлопочет о пенсии, о деньгах. Несмотря на запрет докторов пытается дописать роман «Недотрога» . Однако болезнь быстро прогрессирует. Г. умирает, похоронен на старокрымском кладб. На могиле установлен памятник «Бегущая по волнам» (скульптор Т. Гагарина).

В 2000 к 120-летию со дня рождения Г. СП России, администрация Кирова и Слободского учредили ежегодную Российскую лит. премию им. А. Грина за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды.

В 2012 по мотивам произв. Г. поставлен фильм «Зеленая лампа». В 2010–12 во мн. театрах страны идет мюзикл «Алые паруса» (муз. М. Дунаевского).

Адреса в Пг.-Л-де: в браке с В. Абрамовой жил на 11 линии Васильевского о-ва; в 1920 - май 1921 - ДИСК (пр. 25-го Октября, 15); май 1921 - февр. 1922 - доходный дом Зарембы (ул. Пантелеймоновская, 11); 1923–24 - доходный дом (ул. Декабристов, 11).

Соч.: СС. Т. 1–3. СПб., 1913; ПСС: В 15 т. Л., 1927–29; СС: В 6 т. М., 1965 (2 изд. М., 1980).

Лит.: Щеглов М. Корабли Грина // Лит.-критич. статьи. М., 1958; Ковский В. Романтич. мир Александра Грина. М., 1969; Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972; Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Л., 1975; Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, тв-во. 2 изд., доп. и дораб. М., 1980; Кобзев Н. Роман Александра Грина. М., 1983; Дунаевская И. Человек и природа в худож. мире А. Грина. М., 1985; Загвоздкина Т. Особенности поэтики романов А. С. Грина: Проблемы жанра. Вологда, 1985; Дунаевская И. Этико-эстетич. концепция человека и природы в тв-ве А. Грина. Рига, 1988; Ковский В. Настоящая, внутренняя жизнь. Психологич. романтизм Александра Грина // Реалисты и романтики. М., 1990; Россельс В. Грин Александр Степанович // Русские писатели. 1900–17. Биогр. словарь. М., 1992; Иваницкая Е. Мир и человек в тв-ве А. С. Грина. Ростов-на-Дону, 1993; Хрулев В. Романтизм Александра Грина (эволюция и сущность). Уфа, 1994; Шевцова Г. Худож. воплощение идеи движения в тв-ве А. Грина (мотивный аспект). Елец, 2003; Яблоков Е. Роман Александра Грина «Блистающий мир». М., 2005; Варламов А. Александр Грин. ЖЗЛ. М., 2005; Александр Грин: Хроника жизни и тв-ва. Коктебель, 2006; Загвоздкина Т., Кобзев Н. Поэтика прозы А. Грина. Симферополь, 2006.

Л. Григорьева

  • Грин Александр Степанович