Грин Эльмар
ГРИН Эльмар (наст. имя Александр Васильевич) [2(15).6.1909, с. Кивеннапа Выборской губ. (ныне пос. Первомайский Лен. обл.) - 10.7.1999, СПб.] - прозаик.
Родился в крестьянской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в детском приюте при Свято-Троицком Линтульском женском монастыре. Там же обучался русской грамоте, арифметике, географии, истории. Годы, проведенные в приюте, Г. с благодарностью описал в автобиографич. повести «Жил-был Матти» (1981). Выйдя из монастыря, в 1922–29 странствовал по России, нанимаясь батраком на сельскохозяйственные работы, затем 5 лет (1929–34) провел на Балтийском флоте. В 1935–39 работал радистом в Л-де и его окрестностях. В 1941, когда началась война, стал командиром взвода связи, затем работником фронтовой печ. В 1943 вступил в КПСС. С 1958 по 1965 состоял членом правления СП РСФСР, а в 1959–81 входил в Ревизионную комиссию СП СССР. Жил в Л-де.
В литературоведческих работах фамилия Г. часто рассматривается как псевд. писателя, истинной фамилией Г. считается фамилия Якимов. В статье «Эльмар - вот это псевдоним» сын писателя А. Грин отмечает, что псевд. является только имя Эльмар, фамилия же досталась писателю при рождении: «Был конец 1939 года. Привлечение его к ответственности военным трибуналом грозило наказанием. Беда пришла через прослушивание передач финской радиостанции. К этому можно присовокупить, что родился он на территории государства, отделившегося от России, понимает и знает язык народа той страны, носит фамилию, которую нельзя назвать русской. Все же наказание было отменено. Возможно, его выручила вспомнившаяся фамилия своего отца - Якимов, представленного в жизнеописании пролетарием. Это произошло во время прохождения Грином воинской службы матросом. Но вот минул десяток с небольшим лет, и пойманная на слух, нигде не документированная русская фамилия прижизненными биографами Александра Васильевича была обыграна по-своему. Мол, сначала подрастал Саша Якимов. В итоге седьмой том Большой советской энциклопедии в 1972 году <...> объединяет фамилию, имя и отчество. Таким образом, фамилию Грин оттесняет псевдоним писателя. На деле по имеющейся выписке из метрической книги Александр со дня своего рождения носил фамилию Грин...» (Нева. 2004. № 2).
Впервые выступил в печ. в 1926 со стихами. С 1937 пишет рассказы («Пиетри», «Эйно», «Возвращенная семья», «Друзья», «Темные ели», «Пройденные болота» и др.). В произведениях Г. речь идет о местах, где прошло его детство: Эстонии, Карелии, Финляндии - и их присоединении к СССР. Финской деревне посвящ. повести «Ветер с юга» (1946; Сталинская премия 1 ст. за 1946, Гос. премия СССР, 1947; инсценирована в 1948 и совм. с Б. Филипповым в 1951), романы «Другой путь» (кн. 1: 1956; кн. 2: В стране Ивана. Ч. 1–2. 1962–67), рассказ «Мать» (1957) и др.
Осн. темой первых рассказов становится тема классовой борьбы в эстонских хуторах, где Г. провел неск. лет. Г. показывает, как происходил перелом в сознании людей, какого ожесточения достигла схватка с кулачеством, при этом Г. интересует сам процесс духовного перерождения человека, а не конечный результат.
Постепенно тема войны и мира стала для Г. столь же постоянной, как и тема раскрепощения человека. В рассказе-воспоминании «Жил-был Матти» Г. написал о том, как и когда возник замысел его перв. повести. Это случилось в июне 1944. Он шел вместе с войсками через Карельский перешеек, с боями по земле своего детства, видел место, где стоял раньше родительский дом. Рядом с его отцом-сапожником жил Матти, кот. «работал где-то в нижних лесах, осушал там кому-то болота, за что ему было обещано два гектара с выплатой в рассрочку». Матти безземельный. Но Г. не просто вспомнил детство, угрюмого, вечно усталого соседа, он представил себе, как может измениться судьба таких, как Матти, после войны с Россией.
В повести «Ветер с юга» Г. выводит героя Эйнари, очень похожего на Матти, у кот. земля «въелась в поры кожи, прочно осела в морщинах лба...». Однако в отличие от Матти Эйнари способен на протест: «Мы... взорвем эту скалу, чтобы она не мешала нам больше видеть солнце». За 7 лет (1939–45) внешне ничего не меняется в жизни безземельного крестьянина Эйнари: он все еще живет в своем домике под скалой, у него все те же четыре грядки, но сам он уже другой. Он понял, что война с Россией была не нужна Финляндии. И если раньше его жизнь всецело зависела от хозяина и герой воспринимал это как должное, то в конце повести, вспоминая, сколько унижений ему пришлось пережить, Эйнари отказывается от купчей, принесенной кулаком Куркимяки.
Одной из центр. тем послевоен. произведений Г. становится тема интернационального братства. Так, Эйнари, раньше ненавидевший русских, встречает русского пленного и удивляется: «Странное дело! Даже нос его был похож на мой, слегка приподнятый кверху, только немного короче». А в «маленькой повести» «Мать» рассказывается о том, как финская женщина Вилма Туоминен, потерявшая на войне сначала мужа, а потом сына, спасает раненого русского юношу.
В романе «Другой путь» (1956) Г. прослеживает судьбу бедного финского крестьянина Акселя Турханена, кот. проходит через всю Финляндию, наблюдая ее природу и народ. Г. показывает, как постепенно отсталый и забитый крестьянин освобождается от длительной замкнутости, преодолевает свою инертность и в конце концов обретает «другой путь». Почти год герой «Другого пути», финский батрак, потерявший родину, провел в «стране Ивана», как он называет сов. Россию. Рассказ об этой жизни Акселя составил содержание кн. «В стране Ивана».
Тв-во Г. отличает нарочито неторопливая манера повествования. Для Г. важнее внутренний мир героев, чем внешние события, поэтому он не торопится с развитием сюжета, как бы «топчется» на одном месте. Но такая медлительность отражает финский менталитет. Так, в повести «Ветер с юга» приводится несколько анекдотов о медлительности финнов, да и сам герой, когда жена говорит, что скопила восемь тысяч на корову, сначала только удивляется: «А сколько ей пришлось перенести лишений для того, чтобы не трогать моих денег! Я только на следующий день это как следует понял, когда крутил ручку молотилки». И таких эпизодов в произведениях Г. множество.
Повествование в произведениях Г. почти всегда ведется от первого лица и представляет собой монологи героев, рассказывающих о своей судьбе.
Произведения Г. переведены на европейские яз.
Соч .: Другой путь: Роман. Кн. 1–2. М., 1963; Пройденные болота: Рассказы и повесть. М; Л., 1966; Ветер с юга. Мать. Л., 1978; В стране Ивана: Роман. Л., 1981; Жил-был Матти. М., 1981.
Лит .: Левин Л. Первые восемь рассказов Эльмара Грина // Лит. современник. 1940. № 2; Варки А. Роман Э. Грина «Ветер с юга» // Ученые записки ЛГУ. Серия филол. наук. 1959. Вып. 53; Павловский А. Эльмар Грин: Критико-биогр. очерк. Л., 1960; Варки А. О творч. индивидуальности Эльмара Грина. Таллинн, 1961; Рубашкин А. Четверть века // Звезда. 1962. № 4; Мессер Р. Земля родная и земля соседа // Нева. 1968. № 4; Стрелков И. На родине Эльмара Грина // Лен. здравница. 1975. 23 авг.; Петровский Ю. Самобытность (К 70-летию со дня рождения Э. Грина) // Звезда. 1979. № 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Молчанов А. Монастырь // Зеленогорский вестник. 1991. № 2 (4), янв.; Молчанов А. Эльмар Грин - писатель с Перешейка // Зеленогорский вестник. 1992, апр.; Грин А. Эльмар - вот это псевдоним // Нева. 2004. № 2.
М. Смирнова