Грунтовский Андрей Вадимович


ГРУНТО́ВСКИЙ Андрей Вадимович [26.1.1962, Л-д,] - поэт, прозаик.

Отец - из обрусевших поляков (петербуржец в четвертом поколении), преподаватель; мать - русская, служащая. Закончил конструкторский фак-т ЛИСИ (1984). Работал на строительстве оборонных объектов по специальности (1983–90). Работа руководителем стройки (на самых разных широтах, вплоть до крайнего Севера) дала широкое знание жизни и опыт, пригодившийся позже в работе драматурга и режиссера. Член СП России, Об-ва православных писателей, Собора православной интеллигенции, Российского фольклорного союза, ПАНИ и др. обществ. организаций. Худ. рук. православного культурного центра «Святодуховский», Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (с 2002), рук. Театра Народной драмы (с 1994).

Стихи начал соч. в дошкольном возрасте. Большое влияние на Г. оказал отец, много путешествовавший с ним по городам СССР, а также - родной город, исхоженный с детства. В семь лет знал наизусть мн. произведения Пушкина. Не меньшее влияние оказали на будущего поэта бабушка и дедушка по материнской линии - выходцы из крестьян Ярославской обл., от них Г. унаследовал любовь к глубинной России, народной песне, что воплотилось позже в занятиях фольклористикой и этнографией. В школьные годы Г. сочинял страшилки, анекдоты, сатирические стишки (см. об этом в его кн. « Детство в стране советов »). В ин-те Г. занимался организацией концертов и поэтич. вечеров (1979–83), пробовал создать свой театр. В это же время протекала его работа на сцене в театре у Л. Шварца (до 1985), где Г. сыграл с десяток ролей, а также писал стихи для спектаклей и актёрских капустников.

В кон. 1970-х выпускает самиздатовские стихотв. сб. для своих друзей. Влияние на поэтич. тв-во, помимо классики, оказали В. Высоцкий, позже - Н. Рубцов. Авторитеты среди прозаиков - А. Платонов, В. Шукшин, Б. Шергин. В 1980-е происходит осознанный поворот к православию. Перв. значительное произведение - стихотв. переложение «Слова о полку Игореве», опубл. в изд. «Русский стиль» в 1991. Параллельно с поэзией появляются перв. литературоведческие работы Г. - как попытка православного осмысления лит-ры и жизни. Наиболее заметная работа в этом ряду - « Адамова тайна » (1996). В 1986 появляется в «самиздате» « Русский кулачный бой » ― кн., посвящ. традиции русских боевых искусств (Г. преподает их с 1983), нашедшая широкий читательский отклик. В кон. 1980-х Г. занимается активной работой в фольклорном движении, организует фольклорный клуб, студию, проводит фольклорные фестивали, выезжает с учениками на фольклорные фестивали и форумы в иные города.

В тв-ве Г.-поэта соединяются лирич. и драматич. мотивы, присутствует традиционная лен. школа. Таков его перв. сб. « Стихотворения » (1994). И, вместе с тем, в его тв-ве присутствует тема деревенская, даже элегическая. Образ России и образ судьбы - Суда Божьего - занимают центр. место в поэзии Г. В сб. « Лирика. Драма » помимо лирич. стихов вошли драматич. произведения, в т.ч. свободный перевод пьесы Шекспира «Король Ричард III» (1991), кот. Г. поставил как моноспектакль. В 1994 создает сначала любительский, а затем и проф. коллектив - «Театр народной драмы», для кот. пишет пьесы, инсценировки, делает еще один перевод шекспировской драмы «Король Лир» (перевод и премьера - 1995), ставит есенинского «Пугачева» (1996), пушкинского «Бориса Годунова» (1997), спектакли для детей. В 1997 театр закрыли, однако идея русского православного театра находит место в стенах Александро-Невской лавры, куда Г. приглашает наместник лавры архимандрит Назарий. Г. разрабатывает особый для совр. сцены жанр: пьеса-житие, пьеса-притча, основ. на принципах архаичного фольклорного театра, но посвящ. современникам. В 2000–10-х пишет и ставит пьесы о Пушкине, Шергине, Рубцове, Высоцком, Шукшине, Абрамове, Достоевском. В ряде спектаклей Г. работает и в кач-ве актёра. К этому времени напис. ряд статей о фольклорном театре, книга-исслед. « Потехи страшные и смешные » (2002). В том же году выходит кн. о русской лит-ре « Материк Россия » ― «попытка православного литературоведения». В кн. разрабатываются принципиально новые, основанные на православном богословии подходы к изучению лит-ры. Г. выступает и как художник-самоучка, участвует в выставках, иллюстрирует свои книги и книги друзей-писателей.

Наиболее значимые поэтич. кн. Г. « Моя родословная » (2004, 2005) и « Вострубили трубушки » (2007). Эсхатологические, историософские темы в поэзии Г. стали центр., а порой и единственной темой. Иногда поэт обращается к народным формам стиха: использует тоническое стихосложение, в частности - раёшный стих.

В 1990-е выступает как ред.-сост., издатель, комм., соавтор, издавая сочинения Н. Колпаковой, Н. Старичковой, Г. Виноградова, Е. Покровского, Д. Балашова и др. Пишет кн. о тв-ве Н. Рубцова - « Слово о Рубцове » (в сокращении опубл. в сб. «Рубцов и православие». М., 2009). С 1998 - ред. Интернет-ж. «Русская земля» (www.rusland.spb.ru).

В культурном центре Александро-Невской лавры Г. проводит вечера поэзии, поэтич. фестивали, ведёт семинар для православных поэтов, издает лит. альманах «Под сенью лавры».

Мн. стихи Г. положены на музыку композ. Т. Чусловой, В. Гриневич, С. Буковским, о. Александром Ведякиным. Г. и сам исполняет свои стихи под гитару.

Наибольшее признание получили кн. для детей: « Донюшкины сказки » (1999) и « Ландышевая страна » (2007). В. Лялин назвал Г. «одним из ведущих детских поэтов». Г. сотрудничает на радио, делая циклы передач о поэзии, принимает участие в создании докум. фильмов, как автор текста и актёр («Леннаучфильм»).

В 2009 выходит кн. прозы « Плотницкое дело », другая кн. ― « Детство в стране советов » ― опубл. в ж. «Аврора». Проза поэта получает самые разные отзывы - от беспредметной критики (Г. Муриков) до самых высоких и добрых оценок (В. Лялин, Н. Коняев). Стихи получают признание Г. Горбовского, В. Голубева, В. Морозова и др. Стихи и проза Г. публ. (с 1991) в ж. «Русская провинция», «Русский стиль», «На боевом посту», «Балтийский курьер», «Роман-ж-л», «Москва», «О, Русская земля», «Молодая гвардия», «Аврора», «Невский альм.», «Новая книга России». «Север», «Сибирь», «Наш современник» и др., а также в сб. стихов «Тебе, Петербург», «Песнь песней», «День поэзии».

«Житийная» пьеса Г. о Ф. Достоевском « Всех вас заключу в моё сердце » (премьера в 2017) отмечена рядом премий как за драматургию, так и за постановку.

Отмечен рядом государственных и церковных наград.

Соч.: Слово о полку Игореве (свободное переложение) // Русский стиль. М., 1991; Русский кулачный бой: иссл. СПб., 1993, 1993, 2002, М ., 2002; Стихотворения. СПб., 1994; Адамова тайна // Русская провинция. Тверь, 1996; Лирика. Драма. СПб., 1997; Донюшкины сказки (стихи для детей). СПб., 1999; Потехи страшные и смешные: иссл. СПб., 2002; Материк Россия: иссл. СПб., 2002 (изд. 2-е, расш. - СПб., 2011); Моя родословная: стих. СПб., 2004, 2005; Ландышевая страна: стих. и проза для детей. СПб., 2007; Книга памяти: стихи, статьи, составление. СПб., 2007; Вострубили трубушки: стихи. СПб., 2009; Плотницкое дело: проза. СПб., 2009 М ., 2011; Детство в стране советов // Аврора. 2009. № 1; «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Пушок (отрывок из повести «Донюшка») // Зубренок: прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2014. № 6; Русский театр: иссл. СПб., 2012; Русский фольклорный театр: ислл. СПб., 2013; Три рассказа про любовь, или Почему Россия не Россия: повесть-притча // Невский альм. 2014. № 6 (79); Кому на Руси жить хорошо… // Невский альм. 2016. № 3 (89); В стране советов: проза. СПб., 2017.

Лит.: Курбатов В. О чем поёт народ России // Русская провинция. 1995. № 1; Коняев Н. Андрей Грунтовский // Аврора. 2009. № 1; Разумовская Л. Духовной жаждою томимы // PROсцениум. 2009. № 12–13; Каширин С. Русские, с кем вы? Раздумья над книгой Андрея Грунтовсского «Плотницкое дело» // Молодая гвардия. 2010. № 11.

М. Плотников

  • Грунтовский Андрей Вадимович