Гржебин Зиновий Исаевич


ГРЖЕБИН Зиновий Исаевич (наст. Зейлик Шиевиx ) [июль 1877, г. Чугуев Харьковской губ. - 4.2.1929, Ванв, близ Парижа] - художник-карикатурист, график, издатель.

В 1899 окончил Харьковское худож. училище (частная худож. школа А. Ашбе), получив образование художника-графика. Затем учился в Мюнхене (в школе Ш. Холлоши) и в Париже.

В марте 1905 Г. вернулся в Россию с намерением издавать сатирический ж-л. Тогда произошла его первая, деловая, встреча с М. Горьким, с которой ведет начало их сотрудничество. В дек. 1905 - янв. 1906 при участии Г. как редактора были изданы три номера сатирич. ж-ла «Жупел», направленного против самодержавия. Как редактор был арестован и приговорен к году тюрьмы. В это время Г. стал широко известен как автор острых карикатур на высших чиновников. Издавал сатирич. ж-л «Адская почта».

С 1906 целиком посвятил себя издат. деятельности. Вместе с С. Ю. Копельманом в 1906 основал частное изд-во «Шиповник» (1906–18) и был его совладельцем. Изд-во выпускало одноимённые альманахи (1907–16). В 1908 выпустило «Лирические драмы» А. Блока. Издавал «Сборники литературы и искусства», «Историко-революционный альманах» (1908). Возглавлял изд-во «Пантеон» (1907–10), с 1907 по 1916 издавал «Северный сборник», в 1916 участвовал вместе с Горьким в создании изд-ва «Парус» и газ. «Новая жизнь». В 1915 принадлежавшее Г. изд-во при ж-ле «Отечество. Иллюстрированная летопись» выпустило «Стихи о России» Блока. Был редактором-издателем ж-ла «Отечество» (Пг, 1918–19).

После Февральской революции А. Бенуа включил Г. в список деятелей культуры, участие которых было, по его мнению, желательно в проектировавшемся в тот период министерстве изящных искусств.

В авг. 1918 был заключен договор между М. Горьким, А. Тихоновым, И. Ладыжниковым и Г. об организации изд-ва «Всемирная литература». В соответствии с этим док-том, создаваемое изд-во ставило перед собой задачу отбора, перевода с иностранных языков, сопровождения справочным аппаратом, примечаниями и рисунками, и издания произведений иностранной художественной лит-ры второй пол. XVII - нач. ХХ вв., а также избр. произведений русских писателей того же периода. Участники договора уполномочивали Горького заключать договоры с Комиссариатом народного просвещения на издание книг «Всемирной литературы» на средства комиссариата. Особый пункт оговаривал, что «все права, обязательства и ответственность за выполнение договоров и обязательств, заключенных А. М. Пешковым, нижеподписавшиеся берут на себя в целом и безраздельно». Сам Г. возглавил производственно-издательский отдел «Всемирной литературы», а в 1919 организовал собственное изд-во, «Издательство З. И. Гржебина», председателем ред. совета которого был М. Горький (в отечественном литературоведении изд-ва «Всемирная литература» и «Издательство З. И. Гржебина» фигурировали под обобщающим определением «горьковские издательства»). Именно так, как созданные и руководимые М. Горьким, воспринимались они и большевистским руководством. Подобная точка зрения нашла свое отражение и в совр. историографической лит-ре. Однако права собственности в нем были распределены иначе. Договоры, которые изд-во Г. заключало с советскими организациями, содержали стандартную формулировку, гласившую: «Государственное издательство в лице его Заведующего В. В. Воровского, с одной стороны, и Книгоиздательство З. И. Гржебина в лице владельца З. И. Гржебина и редактора книгоиздательства А. М. Пешкова (Горького), с другой стороны, заключили между собой договор в нижеследующем…». И хотя именно Горький на протяжении всей истории существования и деятельности названных изд-в воспринимался в сов. России в кач-ве их владельца и руководителя, реальным собственником оставался Г., долгое время использовавший имя писателя для достижения собств. целей.

В первоначальные планы изд-ва, согласно представленной 16 июня 1919 в Народный комиссариат просвещения записке, входил выпуск двух серий книг, названных авторами проекта «основной» и «народной». В основной серии предполагалось выпустить в свет произведения Лили Браун, Вольтера, Диккенса, Лесажа, Лассаля, Флобера, Франса, Бальзака, Стендаля, Вальтера Скотта и др. Под редакцией и со вступительными статьями Ф. Д. Батюшкова, Ф. К. Сологуба, Р. Григорьева, М. А. Кузьмина и др. Параллельно, под непосредственным руководством Горького, готовились к изданию книги народной серии, включавшей в себя произведения Г. Уэллса, М. Твена, О. Уайльда, А. Франса и др. Разница между основной и народной сериями заключалась в большей адаптированности последней для малообразованного читателя. Всего в течение трех лет предполагалось издать около 2 000 брошюр и 800 томов худож. лит-ры (для осуществления этих планов Горькому было выделено 6 млн. 657 тыс. руб.).

Однако положение печатной техники в разоренной стране было крайне неудовлетворительным. И по инициативе Горького в апр. 1920 состоялось заседание Совета труда и обороны, проходившее под председательством В. И. Ленина, на котором были обсуждены предложения Горького о переносе книгопечатания за границу. В апр. Того же года было принято постановление: «Впредь до восстановления полиграфической промышленности и достаточного снабжения ее бумагой признать необходимым печатание за границей наиболее важных для страны изданий…»

Между тем скептицизм по поводу деятельности Г. копился, в правительственных верхах продолжалось ее обсуждение и критика. Так, 10 сент. 1920 в Госиздат из Пг. пришло письмо заведующего Севцентропечатью А. М. Гертика, в котором тот подробно писал об истории изд-ва Гржебина с весны 1919 г. и заключал: «Гора родила мышь. Из сотен книг, намеченных в программе, и десятков книг, на которые приняты заказы и получены задатки, выпущено в свет свыше чем за полтора года 5, или, в лучшем случае, 9 названий, из них новых только 4, а остальное - перепечатки. Вся издательская деятельность Гржебина характеризуется следующим: скупка почти всех русских писателей, в том числе кое-кого из коммунистических, и, по слухам, за бесценок; разработал большую программу и разрекламировал свою деятельность, получил громадные заказы и громадные авансы и выжидал благоприятного времени, когда он сможет появиться на книжном рынке полным монополистом, а пока, чтобы была видимость деятельности, выпускает время от времени никому не нужные брошюрки».

Об этом З. Гиппиус писала в «Черных тетрадях».: «Гржебин даже любопытный индивидуум. Прирожденный паразит и мародер интеллигентской среды. Вечно он околачивался около всяких литературных предприятий, издательств, - к некоторым даже присасывался, - но в общем удачи не имел. Иногда промахивался: в книгоиздательстве “Шиповник” раз получил гонорар за художника Сомова, и когда это открылось - слезно умолял не предавать дело огласке. До войны бедствовал, случалось - занимал по 5 рублей; во время войны уже несколько окрылился, завел свой журналишко, самый патриотический и военный, - “Отечество”».

Имя Г. часто встречается в дневниках К. Чуковского. 17 марта 1919: «…У Гржебина (на Потемкинской, 7) поразительное великолепие. Вазы, зеркала, Левитан, Репин, старинные мастера, диваны, которым нет цены, и т.д. Откуда все это у того самого Гржебина, коего я помню сионистом без гроша за душою, а потом художничком, попавшим в тюрьму за рисунок в “Жупеле” (рисунок изображал Николая II с оголенной ягодицей). Толкуют о его внезапном богатстве разное, но во всяком случае он умеет по-настоящему пользоваться этим богатством. Вокруг него кормится целая куча народа…»

Из дневника К. Чуковского. «…Вообще вкус у этого толстяка - тонкий, нюх - безошибочный, а энергия - как у маньяка. Это его великая сила. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нибудь одну идею - и отдавал ей всего себя, только о ней и говорил, видел во сне. Теперь он охвачен планами издательскими. Он купил сочинения Мережковского, Розанова, Гиппиус, Ремизова, Гумилева, Кузмина и т.д. - и ни минуты не говорил со мной ни о чем ином, а только о них. Как вы думаете: купить Иннокентия Анненского? Как назвать издательство и т.д.».

30 марта 1920: «На днях Гржебин звонил Блоку: “Я купил Ахматову”. Это значит: приобрел ее стихи. Дело в том, что к Ахматовой принесли платье, которое ей внезапно понравилось, о котором она давно мечтала. Она тотчас же - к Гржебину и продала Гржебину свои книги за 75 000 рублей».

З. Гиппиус: «К писателям Гржебин теперь относится по-меценатски. То есть держит себя меценатом. У него есть как бы своё (полулегальное, под крылом Горького) издательство. Он скупает всех писателей с именами, - скупает “впрок”, - ведь теперь нельзя издавать. На случай переворота - вся русская литература в его руках, по договорам, на многие лета, - и как выгодно приобретенная! Буквально, буквально за несколько кусков хлеба.

Ни один издатель при мне и со мной так бесстыдно не торговался, как Гржебин. А уж кажется, перевидали мы издателей на своем веку.

Стыдно сказать, за сколько он покупал меня и Мережковского. Стыдно не нам, конечно. Люди с петлей на шее уже таких вещей не стыдятся».

История взаимоотношений Горького и Г., использованных последним в грандиозной попытке монополизировать печатание произведений русских и западноевропейских классиков лит-ры для сов. России, сложна и запутанна. Но имя Горького в теч. длительного времени оберегало изд-во Г.

В 1920 Г. выехал в Берлин в кач-ве зарубежного представителя «Международной книги» для организации книгоиздания за границей. Но обвинения Г. в нечистоплотности ведения дел не угасали, что в конечном итоге привело к тому, что его договор с сов. правительством был расторгнут.

3 окт. 1921 Политбюро разрешило Г. с семьей выехать за границу. Этот отъезд стал для Г. эмиграцией. В Берлине он основал филиал своего изд-ва и выпустил в свет часть рукописей, приобретённых у авторов в 1918–20-х. Изд-во приносило неплохой доход. Однако запрещение ввозить в сов. Россию книги, изданные за границей, и расторжение берлинским торгпредством договора привело к угасанию дела Г. 11 янв. 1922 правление Госиздата приняло постановление, по которому «Всемирная литература» становилась независимым от государства частным изд-вом, «работающим на общегражданских основаниях». В этих условиях дальнейшее сотрудничество с издательством Г. стало для сов. руководства окончательно ненужным и отношения с ним были разорваны. В 1923 «Издательство З. И. Гржебина» прекратило свое существование.

Трудно переоценить то значение, кот. имела деятельность «горьковских» изд-в для развития русского издательского дела в Германии. Значительные средства, под нажимом Горького выделявшиеся сов. правительством для книгопечатания в Германии, и тот ажиотаж, который удалось создать Г. вокруг сов. заказов в Германии, неизбежно влекли за собой как увеличение предложения русских книг, так и рост кол-ва изд-в, ориентированных на книгопечатание для РСФСР. Именно успех изд-ва Г. на сов. книжном рынке заставил многие русские издательские фирмы в Германии искать контакты с представителями Госиздата и др. гос. учреждений в надежде, хотя бы отчасти, этот успех разделить.

В марте 1926 встал вопрос об аресте имущества изд-ва Г. в Берлине и об аукционной распродаже книг, остававшихся на его складах. Для осуществления этой операции кредиторы изд-ва создали общество, всем членам которого причитались паи от реализованного имущества в соответствии с размером претензий каждого из них. На этом история деятельности изд-ва Г. в Германии была закончена.

Г. еще некоторое время пытался организовать печатание книг в Праге совместно с изд-вом Ладыжникова, но замысел успеха не имел.

После переезда в 1924 во Францию Г. сотрудничал с сов. торгпредством.

Скоропостижно скончался от инфаркта («разрыва сердца») в г. Ванве недалеко от Парижа в возрасте 51 года.

Лит.: Хлебникова Л. М . Из истории горьковских издательств «Всемирная литература» и «Издательство З. И. Гржебина» // В. И. Ленин и А. В. Луначарский: переписка, доклады, документы / ИМЛИ РАН. М.: Наука, 1971 (Лит. наследство. Т. 80); Гессен И. В. Годы изгнания: Жизненный отчет. Париж, 1979; Ипполитов С. С., Недбаевский В. М., Руденцова Ю. И. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж. Центры зарубежной России 1920-х - 1930-х гг. М., 1999; Горький М. Неизданная переписка. М., 2000; Ипполитов С. С., Катаева А. Г. «Не могу оторваться от России…»: Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. М., 2000; Dinerstein E. A. Синяя птица Зиновия Гржебина // НЛО. М., 2014.

  • Гржебин Зиновий Исаевич