Гущин Александр Геннадьевич


ГУ́ЩИН Александр Геннадьевич [9.1.1963, Л-д] ― литературовед, поэт.

Родился в семье военнослужащего и учительницы немецкого яз. По отцу ― из уральских казаков. В раннем детстве из-за слабого здоровья был вывезен из Л-да под Оренбург, где и сформировались первые жизненные впечатления. До семи лет рос бабушкой, рано погрузился в мир народной поэзии, сказок, преданий, ставших основой лит. мировидения будущего поэта.

В нач. 1970-х семья переехала в Сев. Казахстан. Там, в возрасте 12 лет, Г. начинает пис. стихи. Вернувшись с родителями в Л-д, после окончания ср. школы поступает на филол. фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена. По окончании (1984) направлен на работу учителем русского яз. и лит-ры в школу № 127 Красногвардейского р-на Л-да. В 1986–87 продолжает пед. деятельность на каф. педагогики и нач. обучения (асс.) ЛГПИ, в 1987 поступает в аспирантуру ин-та на каф. русской лит-ры ХХ в. Под рук. проф. А. И. Хватова работает над дис. по тв-ву А. Платонова. В 1997 опубл. монографию (в соавт. с А. Булыгиным) «Плач об умершем Боге: Повесть-притча Андрея Платонова “Котлован”» (СПб., 1997). С 1991 по 2006 преподавал лит-ру во Всероссийском об-ве слепых. С 2005 по 2009 читал курс теории и истории лит-ры на кафедре журналистики СПбГУСЭ.

Перв. публ. Г. состоялась в 1982 в газ. «Смена» ― рассказ « Счастье ». Поэтич. книги (« Облако без штанов ». 1982, « Моноголосие ». 1984, « Песни ветра и огня ». 1986, « Неоконченная поэма ». 1986, « Объятия земли ». 1989, « Песни травы ». 1991, « Стая товарищей ». 2000, « В казино ». 2001, и др.) выходили и распространялись в самиздате.

Поэтич. мироощущением Г. обязан прежде всего степным просторам, где прошло его детство. Восточные мотивы по-разному проявляются в поэтич. ткани его стихов: то сюжетной находкой («Песню пел акын, оглашая степь»), то образами, рождающими почти зримую картину («Белёсые кудлатые кочевья») или отчётливо слышимую («в хрустких дебрях жжёных нив» (стих. « Кузнечик »). Самым ярким восточным мотивом Г. стал образ-мотив ветра. «Я ветром запомнил земное мгновенье», ― признавался Г. в раннем стих. « Молчание ». Ветром Г. не просто любуется, дышит, поёт. «Мы с ветром породнились бы огнём, / Водой, землёй – и то, что зрело в нём, / Незримым гулом в грудь мою вошло, / Меня бы разорвало, проросло, / И я бы рос, и с ветром песни пел… / Но я стою, а ветер улетел» (« Мне прошептал сегодня ветер ледяной »). Эти по-своему программные строчки Г. обозначают начало другого (противоположного ветру как стихии) вектора его поэзии: классич. традиции (в большей степени – символистской). «Хороводы миров», голоса «великих космических струн», «планеслит шепоравья начивы»; здесь «сердце мира», «пламя пепла» и «призраки беззвучья» зовут в «невыразимое без цели», где «звонко поёт золотая труба» и «звенят кармические струны». Предметно-тематич. и интонац. наследие Серебряного века звучит в поэзии Г.: автор не скрывает, а во многих стихах демонстрирует это родство: «Где-то там, за чертой, до начала пути / Навсегда запечатана мглой в зеркала, / Где-то та потерялась, что может спасти, / Где-то та, моя милая, светлая, та…» (« Где-то там, за чертой »). Поэт и литературовед, Г. уверен, что Серебряный век не был завершён, его отголоски продолжают звучать у поэтов ХХ в. (М. Петровых, Арс. Тарковский и др.). Своё назначение поэта Г. видит не столько в продолжении, сколько в завершении этой традиции.

В 2002 вышла кн. стихов Г. «Избранное избранного» (СПб., 2002), шестью годами позже - «Избранное избравшего» (СПб., 2008) как части предполагаемой трилогии, где третьей кн. д.б. «Избранное из бранного». Противостояние Музы беспамятству и забвению языка ― «задача для избранника словесности… Г. подчеркивает не только избранность как мотив бытия поэта, но и то избирательное начало, кот. как бы находится в тени. Это Речь, переплавляющая и ведущая “к сердцу земли”» (А. Филимонов). Лирич. герой трилогии – «избранник, избравший и избираемый ― временем и местом ― для таинства воплощения в пророка. Так душа, меняя оболочку, воплощается в многоголосную строку, кот. зрительно – и червь, и лестница восхождения, и обжигающий ток вовлекающей пропасти…» (А. Филимонов).

Контрапункт красоты и истины – эпицентр всех проблем Серебряного века, наследником кот. мыслит себя Г. В сб. стихов «Музыка звёзд» (2010) он словно воспроизвёл поэтич. маршрут, кот. следует. Стихотворения внутри сб. соседствуют друг с другом не по хронологич. или тематич. порядку, а по логике прорастания в сознании автора уверенности в том, что красота-фетиш может закрыть путь к истине Творца-Вседержителя. Только «пульс Бога» делает красоту живой и нужной: «…Моя душа дрожит и жаждет искупленья, / Услышав Бога пульс, что бьёт виски насквозь. / Я призван в этот мир - творение прекрасно. / Пусть смертна моя плоть, зато свободен дух. / Мир истерзал меня, но это не напрасно, / Мы сохраним овец, когда придёт пастух» (« Призванный »).

Г.-поэт и человек уверен, что истину нельзя выдумать, изобрести, сотворить напряжением собств. воли. В «Музыке звёзд» он открывает дверь в совсем иную жизнь: «…Настало время льда / И безнадёжной битвы, / Когда застывший мир / ликует и молчит, / я принимаю мир / в словах моей молитвы, ― / Бог в этом мире жив, / пока она звучит!» (« Мне плачущие тьмой …»). Г. воздвиг свой поэтический «Храм не на пустом месте. Он выстроил его на могучем фундаменте русской культуры <…> на кот. основана наша духовная жизнь, самые сильные мистические переживания Поэзии… Храм, в кот. он приглашает не развлекаться ― молиться. Думать, отдыхать, томиться и плакать - Храм Ветра на Крови…» (А. Булыгин).

В разные годы стих. Г. публ. в ж., альм. и сб. «Невский альм.», «Аврора», «Рог Борея», «Параллели судеб», «Сфинкс», «Дороги», «Время и слово», «Высокая поэзия России», «Русь», «Синий апельсин», «Балтийский парус» и др.

В теч. неск. лет Г. сотрудничал с петерб. Театром поэтов «Послушайте!», писал стихи к спектаклям «Прогулки без Пушкина», «Охота на белочку», «Наваждение». Выступал на СПб. радио (передача «Антология совр. поэзии СПб.»). Был ведущим авторской программы ТК «Ваше Общественное Телевидение (ВОТ!)» «Историограф». Принимает актив. участие в поэтич. фестивалях и деятельности различных ЛИТО СПб. С 2006 рук. работой клуба «Лит. знакомства».

С 2002 член Российского Межрегионального СП (РМСП).

Действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина. По представлению Академии в 2008 награждён орденом «Польза, Честь и Слава». За вклад в русскую поэзию награждён высшей наградой Академии «Петровский крест. Честь и слава России». Лауреат Всерос. конкурса поэзии им. Ин. Анненского в номинации «Поэзия» (2013).

Соч.: Плач об умершем Боге: повесть-притча Андрея Платонова «Котлован». СПб.: Борей-принт, 1997 (в соавт.); Избранное избранного / вст. ст. А. Булыгина. СПб.: Синтез-полиграф, 2002; Избранное избравшего / вст. ст. В. Корецкого. СПб.: Реноме, 2008; Музыка звезд. СПб.: Любавич, 2010; Стихи // Звучащие строфы Петербурга: сб. / ред.-сост. В. Скворцов. СПб.: Родные просторы, 2016; Предчувствие зимы. СПб.: Родные просторы, 2016; Стихи // Невский альм. 2017. № 3 (95).

Лит.: Филимонов А. У судьбы на весу // Аврора. 2010. № 2; Киселева И. Поэзия всегда будет утешением, смыслом, надеждой для живой души // Невский альм. 2008. № 6; Рябова Т. О новом сб. стихов А. Гущина «Музыка звёзд» // Отеч. традиции гуманитарного знания: история и современность. Мат-лы VI научно-практ. конф. СПб., 2010.

Т. Рябова

  • Гущин Александр Геннадьевич