Гуд Владимир Адамович


ГУД Владимир Адамович [5.5.1956, Белоруссия] - поэт, прозаик, фотохудожник, журналист.

Родился в семье служащих. Отец белорус, окончил школу МВД, работал в органах милиции (сначала в уголовном розыске, позже в ОБХСС). Мать- белоруска, окончила мед. училище, работала медсестрой.

По окончании средней школы (1973) в г. Вороново Гродненской обл. Г. работал разнорабочим в районном строительно-монтажном управлении. В 1974 поступил в Л-де в Военно-мед. академию, по окончании кот. с 1980 служил на Черноморском флоте. Специализировался по инфекционным болезням и эпидемиологии. По долгу службы постоянно откомандировывался в места межрегиональных конфликтов и «горячие точки»: Абхазия, Грузия, Афганистан, Эфиопия, Чечня. В 2001 после увольнения в запас в звании подполковника мед. службы переехал из Севастополя в СПб.

Стихи начал пис. с 17 лет. В 9 классе (1972) опубл. первое стих. в районной газ. «Ленинское знамя» Вороновского р-на. В дальнейшем регулярно печ. в республиканской молодежной газ. «Знамя юности» и обл. газ. «Гродненская правда». Первым лит. консультантом Г. был белорусский поэт В. Некляев, отмечавший в стихах Г. «яркие поэтические образы» и журивший за «юношеские банальности и штампы в лирике…»

В 1974 поступил в ВМА на фак-т подготовки врачей для ВМФ. В годы учебы в Л-де (1974–80) был активным участником ЛИТО. Руководитель ЛИТО ВМА А. М. Краснов помог Г. дебютировать газ. «Военный врач» и в газ. «Смена». Подборка была тепло встречена читателями. Благодаря строкам «Перелесок. Просёлок. Река… / Словно рыбы на тихой мели. / Осторожно плывут облака, / Плавниками касаясь земли…» автор был приглашен в 1978 году в ЛИТО «Путь на моря» под руководством Вс. Б. Азарова. Лит. учеба здесь проходила под наставничеством Вяч. Кузнецова, И. Озимова, И. Смирнова, участниками ЛИТО были начинающие поэты Б. Орлов, В. Валунский, А. Соколов, Вл. Костюнин и др. Публиковался в газ. «Смена», ж-лах «Аврора» и «Звезда», участвовал в семинаром молодых писателей Северо-Запада.

По окончанию академии в 1980 направлен на Краснознаменный Черноморский флот, службу военного врача начинал в частях морской авиации, выходил в Средиземное море на вертолетоносцах «Москва» и «Ленинград», авианосце «Адмирал Кузнецов». В 1983 году служил в Севастополе, посещал занятия ЛИТО Черноморского флота под руководством А. С. Мареты и городское ЛИТО под руководством А. Озерова. Публиковался во флотской газете «Флаг Родины», в журналах «Знамя», «Юность», «Студенческий меридиан», «Аврора» в сб. «Заветный камень» и «Разведка боем». Был участником 1 Всесоюзного совещания писателей-маринистов (Москва, 1981), Совещаний молодых писателей Вооруженных сил в Пицунде (1981) и Юрмале (1984). Знаковым в эти годы являлось тесное общение и долгая переписка с известными советскими поэтами Ю. Друниной и Л. Решетниковым.

В 1985–86 находился в командировке в Республике Афганистан в качестве военного врача-эпидемиолога. «Афганские» стих. Г. публ. в ж. «Аврора». Лен. поэты В. Кузнецов и С. Ботвинник отмечали в воен. лирике Г. «симоновскую преемственность» и «симоновские интонации» («Корректировщик огня», «Синие горы Кавказа…», «Таможенный досмотр» и др.). Стих. « Огонь и пыль по ходу горных трасс …», «Таможенный досмотр» были положены на музыку, звучали по Центр. радио, включены в сб. воен. песенной лирики «Когда поют солдаты…» (1989, изд-во «Молодая гвардия»). Тогда же были созданы рассказы « Мамино варенье», «Вечная Нюрка», «Ужин в пустыне Регистан » и др. В период с 1987 по 1991 произведения афганского цикла многократно издавались в ж-лах «Советский воин», «Звезда», «Знамя», «Неман», «Нева», «Аврора», «Молодая гвардия», «Наш современник», в армейской и флотской периодической печати.

Перв. кн. стихов «Единственный берег» вышла в 1987 в симферопольском изд-ве «Таврия», куда вошли стихи о природе и любовная лирика, миниатюры: «Белая чайка летит / В Красную книгу заката», «Этот рейдовый сбор облаков / На Земле называется осень», «Как тюлени, троллейбусы / Спят на площади Ластовой». Из стихов о древней Тавриде: «Время течет по останкам былых акведуков, мимо растущих портальных колонн-кипарисов…», «Ритмы планеты сквозь древнюю землю Тавриды, фонендоскопом акации слушает полночь…», «Не здесь ли, из наскальной прядки травы, трепещущей в воде, морской конек в конфедератке в глаза Мицкевичу глядел?..» Стихи переиздавались в русскоязычных изданиях Польши, Болгарии, Франции, Канады и США.

В 1991 «Воениздат» (М.) выпустил кн. стих. «Дорога к вершине» и «Берегите тепло». С 1995 по 2010 Г. проявил себя в очерковом жанре, работал над романом «Город, которого нет». В 2010 в севастопольском изд-ве «Дельта» вышла кн. избр. стих. «Предчувствие снега». И. Сергеева отмечала в рец.: «…Любимые вечные образу у Гуда: Время, Море, Завтра, Вчера, Война, Смерть… Их поэт обозначает с заглавной буквы. Но дано поэту также большое внимание к малым подробностям, тонким оттенкам красок, звуков, чувств. Дан глаз художника- его образы не абстрактны, не умозрительны- зримы. Для более точной, более глубокой передачи мысли он прибегает к живописи: “формула счастья проста и понятна, как два силуэта внизу у воды…”, “сухой сентябрьский лист кружится, как твой билет в осенний Крым…”, “белая чайка спешит в Красную книгу заката…”».

С 2001 – подполковник медицинской службы в запасе.

В сборник « Предчувствие снега » (2010) вошли лучшие стихотворения и циклы стихов разных лет.

В 2011 в Севастополе («Дельта») и в СПб. («Победа») вышел роман в новеллах «Город, которого нет», опис. судьбы ровесников в период локальных войн в Афганистане, Африке и Чечне, проблеме поиска себя и самоопределения в период «девяностых» и первого десятилетия нового ХХI в. В рец. на роман С. Поликарпов писал: «Пересказать содержание романа практически невозможно в силу мозаичности построения и преизобилия героев и сюжетных линий, однако можно проследить логику развития человеческой души, начинающей свой путь почти вслепую и подходящей к финалу с ясным и осознанным видением мира… (через учебу в Ленинграде-Петербурге, через службу на флоте, через войну в Афганистане и Чечне)… Единство повествования удерживает главная идея- рождения и становления личности настоящего мужчины-труженика, воина, поэта, захваченного суетой мира, человека страстного, но возвышающегося над миром способностью любить безотчетно до самопожертвования…». Как отметила О. Просихина, «каждая новелла Гуда, самостоятельная по сути, но объединенная общею сюжетной нитью в роман, это одновременно фотография, пейзаж, бытовая зарисовка, батальная сцена, портрет, но, неизменно, лирика в прозе»: «Как и бывает в жизни, когда в объектив не всегда попадает все, что хочешь снять, главное неизменно сохраняется за кадром, благодаря дару художника. Достоинство романа Гуда в неизбежном проведении параллелей между описываемыми автором событиями и собственной жизнью читателя…». Музыковед и ред. М. Шмелькова пишет о романе Г.: «Странное дело, пронзительно искренний, лиричный, честный роман Гуда читаешь, словно рассматриваешь альбом фотографий неизвестного ровесника, и вдруг пронзительно, до боли сердечное вспоминаешь о своем…». В 2012 подготовил втор. изд. романа.

Избранным раз и навсегда творческим кредо Г. становится творческий девиз: «правдивое отображение эмоциональной ситуации», а сами рассказы – сгустки правдивых эмоций, которые отнюдь не умиляют читателя, но заставляют рыться в закоулках собственной памяти или души, извлекая на свет порой не самое лицеприятное прошлое и настоящее, а порой – вечное и святое.

В 2011–2018 гг. при почти полном молчании критики следовали многочисленные переиздания рассказов, приглашение Г. в авторскую команду федерального еженедельника «Моя семья», многочисленные встречи-приглашения в библиотеки Петербурга и Крыма, творческие встречи в студенческих аудиториях – ВМА, Горного института, СПбГУ, Военмеха, Политехнического ун-та, попытки экранизации и театральных постановок, сорванные отсутствием финансирования.

« Детский сад для взрослых » (2015) – книга рассказов, по словам самого автора, о «простительных мужских слабостях – пьянстве, стукачестве, хождении по бабам, надуманном дефиците любви, хранении мужских заначек, нахождении в себе сил в последний час подняться в последнюю атаку, победить и выжить».

В 2012 в канадском издательстве «Альта Спера» (г. Торонто) вышла книга рассказов « Вальс на автостраде » (на русском и английском яз.).

Сб. рассказов « Женщины сновидений » (2017) посвящен мужской любовной страсти, тем женщинам, которые оставляют в душе мужчин неизгладимый след и являются в снах. В том же году во Владимире вышел сб. военных рассказов « Мечты о черной бабе ». В центре повествования – запутанная судьба современного молодого офицера. В ночь в грязном африканском сарае, перед неизбежным расстрелом, на вопрос о последнем желании герой отвечает: «Хочу черную бабу, только молодую и нестрашную…» - что, возможно, спасает пленникам жизнь.

Рождение дочери подвигает автора к работе над книгой о радостях, трудностях и перипетиях позднего отцовства « Две полоски на тесте » (рассказы немолодого папы), книг рассказов и эссе о любимых городах Севастополе и Петербурге « Город, любимый всеми богами… » и « Комната с привидением ».

Сквозной мотив стихов Г. зрелого периода – мужское одиночество, болезненное, но и необходимое творческому человеку: «Не спасают порой / ни друзья, ни пророчества, / ни раздумья о прошлом / над речкою быстрою… / Только щелкнет / Взведенный курок одиночества / у виска… / И живешь ожиданием выстрела…»

Член СП России (2012).

Соч .: Единственный берег. Симферополь, 1987; Дорога к вершине. М., 1991; Берегите тепло. М., 1991; Предчувствие снега. Севастополь, 2010 (СПб., 2011); Город, которого нет. Севастополь, 2011 (СПб., 2011; Варшава, 2012 - пер. на польский яз.); Детский сад для взрослых. СПб., 2015 (и др. изд.); Женщины сновидений. СПб., 2017; Мечты о черной бабе. Владимир, 2017.

Лит .: Сергеева И. Предчувствие новых книг // Петерб. строфы. CПб., 2012; Поликарпов С. «…Город, в котором есть всё…» // Лит. Петербург. 2012, июль. Страница на сайте «Российский писатель» – https://rospisatel.ru/gud.htm . Страница на сайте «Окопка» – http://okopka.ru/g/gud_wladimir_adamowich/ . Страница на сайте «Самиздат» – http://samlib.ru/g/gud_w/.

И. Сергеева

  • Гуд Владимир Адамович